« Играть – это увлекательно!» ( Е. Чарушин «Никита- охотник»)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Юркина Лариса Михайловна

Урок литературного чтения в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Юркина Л.М., МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»).

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

Технологическая карта урока. 

Тема

« Играть – это увлекательно!» ( Е. Чарушин «Никита- охотник»)

Цели

Планируемые результаты

Формируем умение:

 – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

.- формировать сознательное, правильное чтение, навыки выразительного чтения;

 – самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– находить в тексте материал для характеристики героя;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.

Развитие умения:

-  плавно читать  целыми словами;

-  развивать интерес к чтению и желание читать;

– аргументировать свою точку зрения к прочитанному;

- развитие коммуникативных умений - навыков взаимодействия (через работу в парах).        

- уметь истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,

-  уметь осознанно читать вслух и извлекать информацию из текста,

- стремиться к координации сотрудничества,

- осуществлять итоговую самооценку,

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Учебник Литературное чтение «Капельки солнца» для 1 класса общеобразовательной школы.  

– презентация к уроку

- приложение №1 (аудиозапись 1 части рассказа)

- приложение №2 (аудиозапись 3 части рассказа)

- приложение №3 – текст физминутки «Мы охотимся на льва»

- приложение № 4 – звуки животных

.- книга Е.Чарушина «Никита и его друзья»

-  игрушки животных

- сигнальные карточки: красные и зелёные кружки

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах.

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Организационный

момент.

– Улыбнёмся друг другу. Садитесь удобно и начинаем работать.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

II. Актуализация знаний.  

Постановка учебной задачи.

-Послушайте стихотворение и скажите, о чем в нём идет речь?

- Кто главный гость на уроке – празднике?

- А какой раздел учебника мы изучаем?

- Читая произведения этого раздела, так хочется, чтобы вы подольше оставались детьми, умели играть, дружить, мечтать,  фантазировать.

- Тема нашего урока – «Играть – это увлекательно!»

-Что значит увлекательно?

 - Как вы думаете, о чём мы узнаем на уроке?

- А чему еще мы  ещё будем  учиться на  уроке?

(стихотворение читает заранее подготовленный ученик)

Нас солнца луч смешит и дразнит,

 Нам нынче весело с утра,

 Весна нам дарит урок - праздник

 И главный гость на нем - игра

 Она нам друг – большой и умный,

 Не даст скучать и унывать

 Затеет спор веселый, шумный,

 Поможет новое узнать.

- Игра.

- «Попрыгать, поиграть…»

Слайд 1)

-Интересно, захватывающе, заманчиво.

-Узнаем про новые игры.

-Бегло и выразительно читать, уметь находить в тексте главное, работать с иллюстрацией, учиться владеть своим голосом.

4) обобщать и классифицировать по признакам;

5) ориентироваться на развороте учебника;

6) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

других;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III.  Совместное открытие знаний.

Речевая разминка.

- Давайте проведём речевую разминку для развития голоса, выработки чёткости и ясной дикции.

-Отгадаем загадки, а слова - отгадки вы найдёте на карточке, в задании  № 2 или Слайд 3. 

-В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б навстречу не проплыл

Всех проглотит  …

-Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

-Как большая кошка он

 Грациозен и умён.

 Но не любит разных игр

 Полосатый грозный...

-Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел  

- Какое слово лишнее?

(Слон, змея, орёл, тигр, крокодил.)

-Почему?

- Что объединяет оставшиеся слова?

-Учитель показывает игрушечных этих животных.

-Что ещё интересного вы можете рассказать  об этих животных?

-Учитель дополняет:

-Крокодилы живут на суше и в воде. У крокодилов мощные челюсти, которыми они хватают добычу и сильные передние конечности.

-Слоны - одни из самых больших наземных животных, но высказывание «ходишь как слон» не совсем верное. Слоны ходят тихо и медленно, ступая на мягкую подошву.

-Тигр - самая большая и самая грозная из всех диких кошек. И хотя яркие полосы привлекают к себе внимание, в зарослях травы делают его незаметным.

-Змеи не имея ног способны быстро двигаться, делая волнообразные движения телом.

- А где  мы  с вами можем увидеть этих животных?

 - А так как у нас урок литературного чтения, что ещё их может объединять  

(работа по рабочей тетради, с.12 или

Слайд 2).

Слайд 3.

-Крокодил

 Слайд 4

      . –Слон.

Слайд 5

-Тигр

 Слайд 6

-Змея

 Слайд 7

-Орёл.

-Это дикие звери, опасные хищники, живут в Африке, в джунглях.

-Это – игрушки.

Высказывания детей.

-В цирке, зоопарке.

-Они могут встретиться в произведении, в рассказе.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других

2) 2. Выразительно читать и пересказывать текст.                  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.                                       4. Умение работать в паре и в группах.

Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование содержания текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

-Откройте с. 41.  и расскажите, что вы здесь увидели?

- Почему вы решили, что это неживые звери, игрушки?

- Где всё это происходит, как вы думаете?

-Что такое джунгли?

- Выслушав ваши ответы,  подведём итог, что мы увидели на иллюстрации игрушечных зверей, мы думаем, что герой этого рассказ - мальчик Никита, который, видимо охотится.

- На кого он будет охотиться?

- Автор – Евгений Чарушин, знакомый автор, (мы читали его произведения «Почему Тюпу прозвали Тюпой»  в «Букваре» и др. называется рассказ «Никита-охотник», по жанру  это произведение – рассказ.

- Что такое рассказ?

- Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации?

- Почему вы решили, что он охотник?

- Этот мальчик - настоящий охотник?

-Почему вы так решили?

- Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом?

- Переверните страничку. Что ещё заметили?

- А зачем текст разделён на части?

Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения о содержании, работают с заглавием.

-Высказывания детей.

-В джунглях, в Африке.

-Густые, труднопроходимые лесные заросли в тропических лесах.

Слайд 8)  

Дети должны вспомнить рассказы Е.Чарушина

-Описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения, рассказ пишет автор.

-Мальчик-охотник, Никита.

- У него ружьё, обойма с патронами.

-Нет, он  играет в охотника.

-Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике ...

-Рассказ состоит из 3-х частей, есть ещё одна  иллюстрация, вопросы после текста.

-Текст делится на смысловые кусочки, чтобы легче было читать, воспринимать текст.

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) воспитание здорового образа жизни;

4) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Работа с текстом во время чтения.  

Первичное восприятие  текста.  

Прослушивание записи.

Словарная работа.

Повторное  самостоятельное чтение 1 части.

Озаглавливание частей текста.

Прослушивание записи.

Чтение по цепочке.

Чтение по абзацам 2-й части. Ответы на вопросы.

Составление плана.

- Прослушайте аудиозапись 1 части рассказа (приложение №1)

1 часть.

- Совпали наши предположения с услышанным? В чём?

-Поднимите красные кружки, если ваши предположения полностью совпали, зелёные кружки – если не совпали.

-  В чём  не совпали?

-  Какие игрушки были у Никиты?

-  Из чего они сделаны?

-  Куда спрятал Никита  крокодила?

- Что такое комод?

- Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей?

-  Кому захотелось перечитать 1 часть?

- Давайте самостоятельно перечитаем 1 часть.

- О чём мы узнали из этой части?

 - Давайте озаглавим эту часть.

- Хотите узнать, что было дальше?

- Прослушайте аудиозапись 2 и 3 частей рассказа (приложение №2)

- « Начинается охота!» …….. « Вот какой я охотник! Никого не боюсь»

- А что было между этими словами? Поделитесь впечатлениями.

- А теперь почитаем эти части по цепочке по одному предложению. Чтение по цепочке по одному предложению.

2 часть.

1-2 абзац

 -Как начал игру Никита?

2- 5 абзац.

 -Кто первым встретился Никите на охоте?

 -Как вёл себя тигр?                  

6-7 абзац.

 - Это действительно тигр рычал и мяукал?

 

- Откуда он может это знать?

8-9 абзац.

 -Стрелял Никита из ружья?

- Почему Никита во время охоты полз?

 - Какие звуки издавал дикий слон?

- Чем трубит слон?

-  Конечно, и за слона трубил Никита.

Вопросы ко 2 части:

 - С кем встретился охотник во второй части?

 - Как можно назвать эту часть?

Часть 3.

1 – 2  абзац.

 - Кого встретил следующим охотник Никита?

 -Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает?»

3 абзац.

- Что узнал Никита от папы? Какие же звуки издавал крокодил? »                                                      

4-6 абзац.

- А какие звуки может издавать змея?  

 - Каким охотником считает себя Никита?

- А действительно ли он никого не боится?

Вопросы к  3 части:

 - Как можно озаглавить эту часть?

- Вот  такой план мы составили. Слайд 12

- Зачем нужно составлять план?

Высказывания детей.

-За комод.

-Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или различных мелких вещей. Слайд 9)

Начинается охота.  Подготовка к охоте.

(Слайд 10)

Высказывания детей.

Работают с текстом.

-«Зарядил своё ружьё»

-Тигр.

-Рычал, мяукал

  Слайд 11)

-Рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра!

-Из книг, фильмов, побывал в зоопарке.

-Нет. Он будто стрелял.

-Трубит – Слайд 11)

-Хоботом.

Встреча Никиты с тигром и слоном..

Работают с текстом.

(крокодила)

Зубами лязгает, мычит. Слайд 11

-Шипит – Слайд 11

-Настоящих хищных зверей он боится, охотиться на них опасно…

-Конец охоты. Удачная охота. Встреча с крокодилом и змеёй. Замечательный охотник..

Слайд 12

-Он может помочь нам в пересказе.

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

Физминутка

«Мы охотимся на льва»

 (приложение №3)

Выразительное чтение 2 части.

Чтение и обсуждение памятки.

Работа в парах.

Оценивание чтения по ролям.

Работа по карточке.

- Рассмотрите рисунок на стр. 43.

 - Кто это?  Вова Колесников, он  тоже решил пофантазировать и поиграть в охоту.

- А кому захотелось  поиграть и почувствовать себя  охотником?

 - Давайте поиграем вместе с Никитой и подготовимся к чтению по ролям 2 части.

 - Откройте вторую часть.

 -Давайте определим, сколько будет ролей?

 -Почему?

- С какой интонацией  будем читать слова Никиты?

-С какой интонацией будем читать слова автора?

 - Вспомним памятку выразительного чтения .

- А теперь вы будете работать в паре. Вы выбираете себе роль Никиты или автора и тренируетесь в чтении.

 - Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А вы будете   оценивать ребят.

 - Подведем итоги, на что ребятам обратить внимание при выразительном чтении?

-Дома, используя советы ребят, поработайте над выразительностью.

- Попробуем узнать, понятно ли нам содержание рассказа.

-Восстановите порядок событий. 

- Проверка.

- Молодцы, справились быстро, без ошибок

Рассматривают иллюстрацию.

-Автор и Никита.

-У животных нет слов, за них говорит Никита.

-Возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам,  да еще показывает собственную радость, смелость победителя.

-Спокойный тон, поясняющий.

( Слайд 13)

Работа в парах, выразительное  чтение по ролям.

Слайд 14.

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили

IV.Применение знаний.

Беседа по содержанию.

Характеристика героя.

- Прочитайте ещё раз тему урока.

- Интересно ли  Никите было играть?

 - К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию?

 - С чем бы вы не согласились по иллюстрации?

- Почему художник нарисовал Никиту не в комнате?

-  Вот какой герой в рассказе Евгения Чарушина.

- Каким вы его себе представляете?

- Кому понравился этот мальчик? Поднимите руки.

- В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Евгения Чарушина много веселых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её (показ книги)

- Давайте поиграем и попробуем отгадать, звуки, какого животного вы слышите (приложение № 4)

.(Слайд 15)

Высказывания детей.

-В тексте играет в комнате…

-Фантазировал вместе с Никитой.

-Фантазером, выдумщиком, любознательным, смешным, добрым.

находить в тексте материал для характеристики героя

аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к герою, понимать и определять свои эмоции;

V. Этап рефлексии.

- Чем полезным занимались на уроке?

 - Продолжите предложения.

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

-Если настроение отличное, и вы довольны своей работой, и урок понравился – выберите зелёный  кружочек, Если не всё получилось, могли работать лучше  – красный  цвет. Выложите на доске картинку по контуру из своих кружков.

-Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, работали над выразительностью,  высказывали своё отношение к герою,  узнали, что  даже дома можно поохотиться…

Слайд 16.

-Оценивают  свою работу.

Дети выкладывают  по контуру на доске крокодила.

VI/Оценивание учителем

-Отметить учеников, которые хорошо читали, отвечали на вопросы, были активны, старательны, правильно выполняли задания.

VII.Домашнее задание

( по желанию)

- Над чем можно поработать дома?

- Расспросите своих родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве.

-Над выразительным чтением, подготовить пересказ по плану, нарисовать иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

Пояснительная запискаНаправление : начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...

Литературное чтение Тема урока: «Играть - это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник») 1 класс

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема урока: "Играть - это увлекательно! (рассказ Е, Чарушина "Никита - охотник"УМК "Школа 2100"...

Урок литературного чтения в 1 классе "Е.Чарушин "Никита-охотник"

Урок литературного чтения, включающий в себя творческие задания, с использование парной и групповой форм работы....

Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК "Начальная школа XXI века"

Урок изучения нового материала. Знакомство с произведениями Е. Чарушина....

Презентация. Евгений Иванович Чарушин «Как Никита играл в доктора»

Презентация. Евгений Иванович Чарушин «Как Никита играл в доктора»...