Тема | « Играть – это увлекательно!» ( Е. Чарушин «Никита- охотник») |
Цели
Планируемые результаты | Формируем умение: – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации; – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; .- формировать сознательное, правильное чтение, навыки выразительного чтения; – самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; – находить в тексте материал для характеристики героя; – составлять рассказ-характеристику героя; – выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения: - плавно читать целыми словами; - развивать интерес к чтению и желание читать; – аргументировать свою точку зрения к прочитанному; - развитие коммуникативных умений - навыков взаимодействия (через работу в парах).
- уметь истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, - уметь осознанно читать вслух и извлекать информацию из текста, - стремиться к координации сотрудничества, - осуществлять итоговую самооценку, |
Ресурсы: – основные
– дополнительные | – Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Учебник Литературное чтение «Капельки солнца» для 1 класса общеобразовательной школы.
– презентация к уроку - приложение №1 (аудиозапись 1 части рассказа) - приложение №2 (аудиозапись 3 части рассказа) - приложение №3 – текст физминутки «Мы охотимся на льва» - приложение № 4 – звуки животных .- книга Е.Чарушина «Никита и его друзья» - игрушки животных - сигнальные карточки: красные и зелёные кружки
|
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах. |
Этапы урока | Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
I. Организационный момент. |
|
– Улыбнёмся друг другу. Садитесь удобно и начинаем работать. |
|
| Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 2) выявлять сущность, особенности объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы;
|
II. Актуализация знаний.
|
Постановка учебной задачи.
| -Послушайте стихотворение и скажите, о чем в нём идет речь?
- Кто главный гость на уроке – празднике?
- А какой раздел учебника мы изучаем?
- Читая произведения этого раздела, так хочется, чтобы вы подольше оставались детьми, умели играть, дружить, мечтать, фантазировать. - Тема нашего урока – «Играть – это увлекательно!»
-Что значит увлекательно?
- Как вы думаете, о чём мы узнаем на уроке? - А чему еще мы ещё будем учиться на уроке?
| (стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра, Весна нам дарит урок - праздник И главный гость на нем - игра Она нам друг – большой и умный, Не даст скучать и унывать Затеет спор веселый, шумный, Поможет новое узнать.
- Игра.
- «Попрыгать, поиграть…»
Слайд 1) -Интересно, захватывающе, заманчиво.
-Узнаем про новые игры. -Бегло и выразительно читать, уметь находить в тексте главное, работать с иллюстрацией, учиться владеть своим голосом. |
| 4) обобщать и классифицировать по признакам; 5) ориентироваться на развороте учебника; 6) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; других;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
III. Совместное открытие знаний.
| Речевая разминка.
| - Давайте проведём речевую разминку для развития голоса, выработки чёткости и ясной дикции.
-Отгадаем загадки, а слова - отгадки вы найдёте на карточке, в задании № 2 или Слайд 3. -В реках Африки живёт Злой зелёный пароход! Кто б навстречу не проплыл Всех проглотит …
-Очень много силы в нём, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос.
-Как большая кошка он Грациозен и умён. Но не любит разных игр Полосатый грозный...
-Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел
- Какое слово лишнее? (Слон, змея, орёл, тигр, крокодил.) -Почему? - Что объединяет оставшиеся слова?
-Учитель показывает игрушечных этих животных.
-Что ещё интересного вы можете рассказать об этих животных? -Учитель дополняет: -Крокодилы живут на суше и в воде. У крокодилов мощные челюсти, которыми они хватают добычу и сильные передние конечности. -Слоны - одни из самых больших наземных животных, но высказывание «ходишь как слон» не совсем верное. Слоны ходят тихо и медленно, ступая на мягкую подошву. -Тигр - самая большая и самая грозная из всех диких кошек. И хотя яркие полосы привлекают к себе внимание, в зарослях травы делают его незаметным. -Змеи не имея ног способны быстро двигаться, делая волнообразные движения телом.
- А где мы с вами можем увидеть этих животных? - А так как у нас урок литературного чтения, что ещё их может объединять
| (работа по рабочей тетради, с.12 или Слайд 2).
Слайд 3.
-Крокодил Слайд 4
. –Слон. Слайд 5
-Тигр Слайд 6
-Змея Слайд 7
-Орёл.
-Это дикие звери, опасные хищники, живут в Африке, в джунглях. -Это – игрушки.
Высказывания детей.
-В цирке, зоопарке.
-Они могут встретиться в произведении, в рассказе.
|
| Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать речь других 2) 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
|
Работа с текстом до чтения.
| Прогнозирование содержания текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
| -Откройте с. 41. и расскажите, что вы здесь увидели?
- Почему вы решили, что это неживые звери, игрушки? - Где всё это происходит, как вы думаете? -Что такое джунгли?
- Выслушав ваши ответы, подведём итог, что мы увидели на иллюстрации игрушечных зверей, мы думаем, что герой этого рассказ - мальчик Никита, который, видимо охотится. - На кого он будет охотиться? - Автор – Евгений Чарушин, знакомый автор, (мы читали его произведения «Почему Тюпу прозвали Тюпой» в «Букваре» и др. называется рассказ «Никита-охотник», по жанру это произведение – рассказ. - Что такое рассказ?
- Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации? - Почему вы решили, что он охотник?
- Этот мальчик - настоящий охотник?
-Почему вы так решили? - Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом?
- Переверните страничку. Что ещё заметили?
- А зачем текст разделён на части? | Рассматривают иллюстрацию, высказывают предположения о содержании, работают с заглавием.
-Высказывания детей.
-В джунглях, в Африке. -Густые, труднопроходимые лесные заросли в тропических лесах.
Слайд 8) Дети должны вспомнить рассказы Е.Чарушина
-Описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения, рассказ пишет автор.
-Мальчик-охотник, Никита. - У него ружьё, обойма с патронами. -Нет, он играет в охотника.
-Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике ... -Рассказ состоит из 3-х частей, есть ещё одна иллюстрация, вопросы после текста. -Текст делится на смысловые кусочки, чтобы легче было читать, воспринимать текст. | самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации
| Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3) воспитание здорового образа жизни; 4) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
|
Работа с текстом во время чтения.
| Первичное восприятие текста. Прослушивание записи. Словарная работа.
Повторное самостоятельное чтение 1 части. Озаглавливание частей текста.
Прослушивание записи.
Чтение по цепочке.
Чтение по абзацам 2-й части. Ответы на вопросы.
Составление плана.
| - Прослушайте аудиозапись 1 части рассказа (приложение №1) 1 часть. - Совпали наши предположения с услышанным? В чём? -Поднимите красные кружки, если ваши предположения полностью совпали, зелёные кружки – если не совпали. - В чём не совпали? - Какие игрушки были у Никиты? - Из чего они сделаны? - Куда спрятал Никита крокодила? - Что такое комод?
- Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей? - Кому захотелось перечитать 1 часть? - Давайте самостоятельно перечитаем 1 часть. - О чём мы узнали из этой части? - Давайте озаглавим эту часть. - Хотите узнать, что было дальше?
- Прослушайте аудиозапись 2 и 3 частей рассказа (приложение №2)
- « Начинается охота!» …….. « Вот какой я охотник! Никого не боюсь» - А что было между этими словами? Поделитесь впечатлениями. - А теперь почитаем эти части по цепочке по одному предложению. Чтение по цепочке по одному предложению. 2 часть. 1-2 абзац -Как начал игру Никита? 2- 5 абзац. -Кто первым встретился Никите на охоте? -Как вёл себя тигр?
6-7 абзац. - Это действительно тигр рычал и мяукал?
- Откуда он может это знать?
8-9 абзац. -Стрелял Никита из ружья? - Почему Никита во время охоты полз? - Какие звуки издавал дикий слон? - Чем трубит слон? - Конечно, и за слона трубил Никита. Вопросы ко 2 части: - С кем встретился охотник во второй части? - Как можно назвать эту часть?
Часть 3. 1 – 2 абзац. - Кого встретил следующим охотник Никита? -Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает?» 3 абзац. - Что узнал Никита от папы? Какие же звуки издавал крокодил? » 4-6 абзац. - А какие звуки может издавать змея? - Каким охотником считает себя Никита? - А действительно ли он никого не боится?
Вопросы к 3 части: - Как можно озаглавить эту часть? - Вот такой план мы составили. Слайд 12
- Зачем нужно составлять план?
|
Высказывания детей.
-За комод. -Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или различных мелких вещей. Слайд 9)
Начинается охота. Подготовка к охоте.
(Слайд 10)
Высказывания детей.
Работают с текстом.
-«Зарядил своё ружьё»
-Тигр. -Рычал, мяукал Слайд 11)
-Рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра! -Из книг, фильмов, побывал в зоопарке.
-Нет. Он будто стрелял.
-Трубит – Слайд 11) -Хоботом.
Встреча Никиты с тигром и слоном..
Работают с текстом.
(крокодила)
Зубами лязгает, мычит. Слайд 11
-Шипит – Слайд 11
-Настоящих хищных зверей он боится, охотиться на них опасно… -Конец охоты. Удачная охота. Встреча с крокодилом и змеёй. Замечательный охотник.. Слайд 12
-Он может помочь нам в пересказе. |
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному
|
|
Физминутка
|
| «Мы охотимся на льва» (приложение №3) |
|
|
|
|
Выразительное чтение 2 части.
Чтение и обсуждение памятки. Работа в парах.
Оценивание чтения по ролям.
Работа по карточке.
| - Рассмотрите рисунок на стр. 43. - Кто это? Вова Колесников, он тоже решил пофантазировать и поиграть в охоту. - А кому захотелось поиграть и почувствовать себя охотником? - Давайте поиграем вместе с Никитой и подготовимся к чтению по ролям 2 части. - Откройте вторую часть. -Давайте определим, сколько будет ролей? -Почему?
- С какой интонацией будем читать слова Никиты?
-С какой интонацией будем читать слова автора?
- Вспомним памятку выразительного чтения .
- А теперь вы будете работать в паре. Вы выбираете себе роль Никиты или автора и тренируетесь в чтении. - Сейчас кто-то попробует прочитать, помня критерии выразительного чтения. А вы будете оценивать ребят. - Подведем итоги, на что ребятам обратить внимание при выразительном чтении? -Дома, используя советы ребят, поработайте над выразительностью.
- Попробуем узнать, понятно ли нам содержание рассказа.
-Восстановите порядок событий. - Проверка. - Молодцы, справились быстро, без ошибок | Рассматривают иллюстрацию.
-Автор и Никита. -У животных нет слов, за них говорит Никита. -Возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам, да еще показывает собственную радость, смелость победителя. -Спокойный тон, поясняющий.
( Слайд 13)
Работа в парах, выразительное чтение по ролям.
Слайд 14.
| по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили
|
|
IV.Применение знаний.
| Беседа по содержанию.
Характеристика героя. | - Прочитайте ещё раз тему урока. - Интересно ли Никите было играть? - К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию? - С чем бы вы не согласились по иллюстрации? - Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? - Вот какой герой в рассказе Евгения Чарушина. - Каким вы его себе представляете?
- Кому понравился этот мальчик? Поднимите руки. - В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Евгения Чарушина много веселых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её (показ книги)
- Давайте поиграем и попробуем отгадать, звуки, какого животного вы слышите (приложение № 4)
| .(Слайд 15) Высказывания детей.
-В тексте играет в комнате… -Фантазировал вместе с Никитой.
-Фантазером, выдумщиком, любознательным, смешным, добрым.
|
находить в тексте материал для характеристики героя
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к герою, понимать и определять свои эмоции;
|
|
V. Этап рефлексии.
|
| - Чем полезным занимались на уроке?
- Продолжите предложения. Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось…
-Если настроение отличное, и вы довольны своей работой, и урок понравился – выберите зелёный кружочек, Если не всё получилось, могли работать лучше – красный цвет. Выложите на доске картинку по контуру из своих кружков.
| -Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, работали над выразительностью, высказывали своё отношение к герою, узнали, что даже дома можно поохотиться… Слайд 16.
-Оценивают свою работу. Дети выкладывают по контуру на доске крокодила.
|
|
|
VI/Оценивание учителем |
| -Отметить учеников, которые хорошо читали, отвечали на вопросы, были активны, старательны, правильно выполняли задания. |
|
|
|
VII.Домашнее задание ( по желанию)
|
| - Над чем можно поработать дома?
- Расспросите своих родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве.
| -Над выразительным чтением, подготовить пересказ по плану, нарисовать иллюстрацию.
|
|
|