Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок изучения нового материала. Знакомство с произведениями Е. Чарушина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора.  УМК "Начальная школа XXI века"

Класс:  1

Тема:  Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».

Учитель:Ахметзянова Н. И.

Тип  урока: урок  изучения  и  первичного  усвоения  знаний .

Вид  контроля: текущий,  фронтальный,  индивидуальный.

Цели урока.

 1. Образовательные: познакомить с произведением Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора», его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование:  учебник « Литературное чтение» 1 класс (автор Л. А. Ефросинина),  рабочая  тетрадь  по  литературному  чтению,  компьютер,  слайдовая презентация,  трёхцветные  прямоугольники  для  самооценивания, смайлики для отражения настроения.

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Учитель

– Здравствуйте, ребята!

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

- Итак, начнем наш урок.

-Выберите  смайлик  и  покажите  ваше  настроение.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей. А тему произведения вы определите сами, выполнив задания.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Волшебный мешочек.

Учитель

- Я попрошу вас помочь мне достать предметы из этого мешочка и назвать каждый предмет.

На столе: предметы: бинт, градусник, шприц, пипетка,

Слайд 1

Учитель

- Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти предметы?

Учитель

- Я согласна с вами, эти предметы принадлежат доктору, врачу.

-Назовите самого доброго доктора, героя знаменитой сказки.

-Кто написал эту сказку?

(Ученики выходят по-одному, достают предмет, называют его и кладут на стол)

Айболит

К. Чуковский.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические - анализ объектов с

целью выделения признаков

3.Постановка учебной

задачи.

Учитель

-Герой рассказа Е. Чарушина тоже мечтает стать доктором. Давайте узнаем имя этого героя.

- На доске развешаны буквы.  Прочитайте все буквы, прочитайте среди них имя мальчика.

Н           О        И        Ю        К        П        Т        И        А

-Правильно! Молодцы!

Юного доктора зовут Никита.

Евгений Иванович Чарушин в своем рассказе поведал нам одну из историй о своем сыне.

-А кого он лечил, мы сейчас узнаем, отгадав загадку:

Этот маленький комок
В дом несётся со всех ног.
Нос наморщил и чихнул,
Папе руку он лизнул.
Я люблю тебя, дружок,
Рыжий, маленький...

-А как  звали собаку, о которой пойдет речь, мы узнаем из произведения Е. Чарушина.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Учитель.

(портрет Е. И. Чарушина)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями детских писателей.

- Посмотрите ребята, перед вами портрет Е. И. Чарушина.

-Откройте Букварь на с.15.

-Как называется рассказ Е. Чарушина?

-Какую цель вы можете поставить на уроке?

- Что вы знаете о писателе?

       

Всю жизнь этот писатель  прожил  в окружении животных. Это были друзья писателя.  В детстве вместе с мамой мальчик выкармливал уток, лечил зверей. Он  помогал ухаживать за козами, кроликами, голубями. Живя рядом с животными,  он научился наблюдать за их повадками, поведением. От отца, а он был известным архитектором,  мальчик научился рисовать и всё, что наблюдал в природе, обязательно зарисовывал на бумаге. Ко всем своим рассказам писатель сам делал зарисовки( демонстрация книг писателя). Он проиллюстрировал 120 книг о природе и животных

-Послушайте рассказ.

Чтение учителем.

Как Никита играл в доктора

(В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы.) 

         (Когда Евгений Чарушин был маленьким, он вместе с мамой  выкармливал уток, лечил зверей. Эти животные становились его друзьями.) 

       (Этот человек очень одарённый. Он не только писал рассказы о животных, но и сам рисовал своих героев).

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные –

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление.

- Каким вам показался этот рассказ?

- Кто главные герои?

Физминутка.

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

-В кого играл Никита?

-Кого лечил Никита?

-Как вы думаете можно так играть с собакой? Почему?

-Ребята, как вы понимаете слова:

Хвораете?

 Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

Неряха?

 Подберите синоним к этому слову. Как сказать по-другому?

Работа над чтением трудных слов

- Для правильности чтения и скорости первый раз читаем по слогам, медленно, второй раз - про себя, третий - целыми словами

Отработка навыков чтения.

1.Зарядка для глаз

Мы налево посмотрели,

Мы направо посмотрели,

Вверх, вниз.

Мы глазами поморгали,

Мы глазами повертели

И работать захотели

2.Чтение хорошо читающими детьми по абзацам.

IX.Анализ произведения (беседа по содержанию с сопровождением выборочного чтения текста)

   

− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

Прочитайте, как Никита готовился к встрече с больным?

− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?

 Повторное чтение учащимися по абзацам.

    -Прочитайте, как Никита лечил Томку, какие процедуры он выполнял?

  - А что вас очень сильно удивило в поступках Никиты? Прочитайте?

  -А вы бы так поступили? Почему?

-За что Никита рассердился на Томку?

-А как по вашему надо играть?

 Закрепление пройденного на уроке.

Беседа на внимание:

- За что ухватил Никита Томку? (за лапу)

- Что сунул под мышку щенку Никита? (градусник)

- Какого цвета был градусник? (синего)

- что делал Томка, когда ему мерили температуру? (барахтался)

- о чём попросил доктор больного? (открыть рот, сказать –а-а-а и высунуть язык)

Чтение хорошо читающими детьми по абзацу.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Ребята, у вас на столах лежат рисунки забавных щенков. Они принесли вам задание-тест. Я буду читать вопрос и предлагать три варианта ответа под буквами а,б,в.

Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом.

Тест.

  1. Никита играл в:

А) Доктора  Б) Продавца  В) Учителя

2. Никита лечил

а) кролика  б) щенка   в) котенка

3.Никита измерял Томке

а) температуру   б) давление

4. Томка:

а) хотел играть  б) визжал и кусался  в) убежал на улицу

Учитель:

Проверьте свою работу:

(Слайд 2)

  1. Никита играл в:

А) Доктора

2. Никита лечил

б) щенка

3.Никита измерял Томке

а) температуру

4. Томка:

б) визжал и кусался

Дети выполняют тест

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Учитель:

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали?

- Было ли вам интересно?

- Что хотел сказать Евгений Чарушин, написав это произведение?

− Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.)

«Я приучился с детства, – писал Чарушин, – понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных».

- Урок заканчиваем?

- Да!

- Потрудилась детвора.

  Мы – хороший, дружный …

- Класс!

- Получилось всё у вас?

- Да!

- Оцените свою работу.

- Покажите  своё  настроение  на  смайликах

Теперь, я думаю вы захотите больше узнать  о Никите и его четвероногом друге Томке.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

 - Хотел показать, как интересно наблюдать за животным, что только  любящий и наблюдательный человек поймёт своего питомца и даже сны его сможет разгадать.

Получают позитивный настрой от урока.

Показывают смайлики

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- игра по литературному чтению в 3 классе на тему: "Сказка о царе Салтане..."- А С Пушкин"- "Начальная школа XXI века" ФГОС

Если в вашей школе есть мобильная тележка- сейф МТК с ноутбуками или компьютерный класс, то это урок для вас. Все дети любят компьютерные игры. На моём уроке у ребят появилась возможность проверить св...

Рабочая программа по подвижным играм Начальная школа 21 века

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Презентация. Евгений Иванович Чарушин «Как Никита играл в доктора»

Презентация. Евгений Иванович Чарушин «Как Никита играл в доктора»...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....

"Снова в школу", 2 класс, интерактивная игра, "Начальная школа XXI века"

Перед игрой дети делятся на три команды. Выбирать задание нужно из категории: математика, русский, литературное чтение, окружающий мир. В каждой категории по пять заданий. На этом же слайде отмечаются...

Е.И.Чарушин "Теремок" литературное чтение 1 класс УМК "Школа России"

Е.И.Чарушин "Теремок" литературное чтение 1 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Е. Чарушин "Томкины сны", 2 класс, "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта урока литературного чтения "Е. Чарушин "Томкины сны", 2 класс, "Перспективная начальная школа"...