Урок литературного чтения в 1 классе "Е.Чарушин "Никита-охотник"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения, включающий в себя творческие задания, с использование парной и групповой форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie._1_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА В 1 КЛАССЕ .

Литературное чтение.

Тема: Е.Чарушин. «Никита – охотник»

Цель: формировать навыки чтения, формировать ученика – читателя.

Задачи урока:

  1. Продолжить работу над навыком чтения, учить правильному и выразительному чтению, учить определять тему.
  2. Развивать речевые способности, устную речь учащихся, умение самостоятельно работать с текстом, развивать эмоциональность, артистичность детей.
  3. формировать нравственные понятия о доброте, расширять и обогащать читательский опыт учащихся, воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Личностные:  формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Предметные: познакомить учащихся

   

Метопредметные:

Познавательные: формирование умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные: формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

умение определять успешность своего задания.

Оборудование: портрет Е.Чарушина, фотографии животных, иллюстрации (стол, комод, кровать).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Тип урока: получение новых знаний.

Время проведения: декабрь 2012г.

№ этапа урока

Описание действий учителя и учащихся.

УУД, формируемые на каждом этапе урока

1.

Организационный момент.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей.

    Сегодня на уроке нам потребуется учебник – помощник, который учит нас быть грамотными читателями.

Самоопределение (мотивация учения) – личностные УУД.

2.

Этап актуализации знаний.

Постановка темы и задач урока.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация:

Чем привлекла ваше внимание эта иллюстрация?

Кто главный герой картины?

Это настоящий охотник? Почему?    

Почему эта картина помещена перед текстом?  

Чарушин

Вам знакомо это имя? Что вы читали из произведений автора?

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием.

Прочитайте название.  «Никита - охотник»

Про кого мы будем читать?  

Охотник – прочитайте по слогам, прочитайте, как говорим.

Кто такой охотник? Слово произошло от охоты. Вы правильно предположили о Никите?

Прочитайте, что написано в скобках под названием.

Что такое рассказ?

Рассказ- это описание события. О герое рассказывает автор.

Сказ   сказка     сказывать      рассказывать

Какая одинаковая часть в этих словах?

Сказка сказывается, а рассказ рассказывается.

Литература – это большая страна. Жанр – это город.

Рассказ – это улица, по которой мы пойдем. В литературе есть жанры. Автора лучше можно понять, прочитав его произведение. Хороший писатель чутко относится к словам.

Прогнозирование по ключевым словам.

Зарычит,    замяукал, трубит,  лязгает, мычит

1). Прочитайте вполголоса и попробуйте догадаться: с кем встретится Никита на охоте?

Ваши предположения?

Целеполагание – регулятивные УУД.

Поиск и выделение информации, выведение следствий– познавательные УУД.

3.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение.

Чтение текста учащимися и совместно с учителем.

Прочитаем рассказ. Запомните, на кого охотится Никита.

1 часть читает подготовленный ученик,

2 часть – учитель (образец выразительного чтения)

3 часть – вполголоса  вслед за учителем.

Выявление первичного восприятия (прием: с помощью беседы)

Кому понравился Никита?

С кем встретился малыш??

Как прошла охота?  Почему?

Перечитывание текста Е. Чарушина.

Чтобы правильно доказать, кто за кем появляется, надо перечитать текст. Вдруг мы упустили что-то важное.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение.

Прочитаем 1 часть по цепочке.

Анализ текста  (прием: диалог с автором)

Помогайте оживлять словами автора. Для этого ответ надо искать в рассказе.

Прочитаем 1 часть по цепочке.

Беседа после окончания чтения.

Назовите по порядку игрушки, с которыми играл Никита?  

Прочитайте, куда Никита спрятал тигра?

У Евгения Чарушина «запрятал» – сейчас говорят «спрятал».

А крокодила?  

Словарь: комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья.

Назначение комода: поставить на него.

Где спрятался слон?

Кем стала веревочка?  Покажи.

 Где живет змея?

Молодец Никита! Замечательно пофантазировал.

Работа над выразительным чтением.

Чтобы выразительно прочитать, надо знать правила:

- если в начале строки есть такая черта – это  слова героя.

Прочитайте вполголоса.

Голосом надо передать состояние героя.

Как надо читать за Никиту? Кто попробует прочитать сердито? С просьбой? Зло? Уважительно? Весело?

Как же надо читать?

Не зло, т.к. Никита играет в охоту и любит игрушки.

Прочитайте.

4.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Работа над пересказом текста.

Проведем игру «День – ночь».

Закройте глаза.  Представьте себя на месте этого мальчика, вспомните его игрушки, в каком порядке они появлялись.

На доске чистый лист.

Задание: кто готов оживить «картинку»?  

Парная работа: 1 ученик расставляет картинки, другой рассказывает.

Прочитайте, как начал игру Никита?  

Почему Никита во время охоты полз?

Просмотровое чтение.

Есть читатели, которые умеют читать быстро глазами сверху – вниз, важные слова. Во 2 части много звуков. Посмотрите глазами 2 часть и найдите эти звуки. Читайте их вполголоса.

Прием перевоплощения.

Кто первым встретился Никите на охоте?

Как вел себя тигр?

Найдите слова-подсказки, как вел тигр.

 Почему тигр мяукал?

 Это действительно тигр рычал и мяукал? Внимание: рычит и мяукает сам Никита.  Он хорошо знает повадки тигра!

Откуда он может это знать?

Вообразите себя тигром, страшным, большим, грозным.

Какие авторские слова нам подсказали, как изобразить тигра?

Прочитайте так, чтобы звуки были слышны!

Найдите слова-подсказки о слоне.

Найдите звуки, которые издавал слон.

А Никита стрелял из ружья?  

Творческое задание: прием театрализации.

Давайте пофантазируем. Теперь вы артисты. Вам нужно сыграть роль:

  • мальчики – получили роль тигра,
  • девочки – роль слоника.

Надо показать движения и озвучить.

Работа над 3 частью.    

С кем встретился Никита сначала в 3 части?

Какие звуки издавал крокодил?

От кого Никита узнал об этом?

Какое слово на доске помогает представить крокодила?

Как понимаете «крокодил зубами лязгает»?  Покажите.

Творческое задание: прием соавторства.                                    

Лязгает. Мычит.

Почему так мало написано о змее?

Какие звуки издают змеи?  

Просмотрите, какие звуки можем вставить мы?.

После каких слов крокодила добавим свои слова? Поставьте простым карандашом!

А за змею? Поставьте!

Станем соавторами, т.е. добавим свои звуки в текст.

Давайте перечитаем: 1 ученик читает предложения, а остальные ребята добавят свои слова-звуки.

Творческое задание, опирающееся на эмоции ученика.

Конкурс «Хвастунишка»

Как прочитаем последние 2 предложения?  

Чьи это слова?  

Как можно узнать?

Кто лучше прочитает?

Работа над характеристикой героя.

Кому хотелось бы иметь такого друга, как Никита? Почему?

Я называю слова. Если слово подходит Никите – руки вверх поднимите, а если нет - руки на парту, кивок головой.

Робкий, интересный, трусливый, храбрый, занятный, скучный, увлекательный, злой, отважный, смелый.

Какие черты характера цените  в Никите, в людях?

Как вы считаете, когда Никита вырастет, будет ли он охотиться на животных?

Настоящий охотник бережно относиться к животным, охотится в положенное время, думает о завтрашнем дне.  

Таким настоящим бережным охотником станет, наверное,  Никита.

Вот какой герой в рассказе Е. Чарушина. Автор рассказал о своем сыне Никите.

Работа в парах – коммуникативные УУД

5.

Домашнее задание.

Прочитайте всё да с радостью.

Дома перечитайте рассказ, правильно передавая звуки охоты.

Рефлексия

Можно нашего героя назвать оптимистом? Оптимизм – это бодрое и жизнерадостное состояние, при котором человек во всем видит светлые стороны.

Оцените свою работу по линеечке успеха.

Итог урока.  Метод любования.

Посмотрите на картинки. Полюбуйтесь, какие они гордые, красивые звери. РАЗВЕ МОЖНО ИХ УБИВАТЬ?!

Вас, ребятки, я хвалю

За работу и усердие!

Контроль, коррекция, оценка – регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...