Урок литературного чтения в 4 классе И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России" по теме "Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина "Листопад" по технологии, основанной на создании учебной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc81 КБ
Package icon listopad.zip2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения по  программе «Школа России»(4 класс)

по технологии, основанной на создании учебной ситуации

Разработчик: Васенина Н.А. МБОУ СОШ №19 г.Ставрополь 

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

Цели:  познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина;

             учить чувствовать поэтический мир;

             пополнять словарный запас;

            развивать речь  ,память, мышление, воображение;

            воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Планируемые результаты:

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя , увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П- анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов. Поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А.Бунина

Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой -4 класс;        

                             презентация с фрагментами урока;  рисунки учащихся ;

                             кленовые листочки; карточки с задания

                             презентации, выполненная в Power Point, 

                             приложение LearningApps.org

Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деятельнос

ти, формы организации работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (формирование УУД)

1.Организационный момент.

 Как вы понимаете слова Михаила Михайловича Пришвина

«Любить природу – значит любить Родину?»

Эмоционально настраиваются на урок

Уметь: анализировать высказывания русских писателей

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении  текста и формулировании задания,

- самоопределение

2.Речевая разминка

Прочитать скороговоркой

     В лесу

В лесу, где зреет ежевика

И дремлют пни, наморщив лбы,

Мы видели, как ёж с ежихой

Несли в своё гнездо грибы.

Вдруг – дождь!

И гром ногой как топнет!

Знакомятся со стихотворе

нием нашего ставрополь

ского поэта Екимцева

Знать: писателей и поэтов своей малой Родины

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении  текста и формулировании задания,

-самоопределение;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельностипри обсуждении формулировки подобранного задания, определенииосновной мысли стихотворения

3. Возникновение затруднения у ребенка в ходе усвоения им учебного материала

Самостоятельное чтение текста с доски:

Ещё земли печален  вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

                               

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.                                      

                               

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.                                    

                               

 «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.                          

                               

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно – румян.        

                                   (Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев Е.А.Баратынский А.А.Фет

И.С.Никитин

И..А.Бунин

 Задания для работы в паре:

1.  Составьте задание к  данному тексту.

2. Обсудите друг с другом формулировку подобранного задания.

3. 3. Найдите автора стихотворных строк.

Что общего в этих строфах?

4. Найдите автора, чьих стихов здесь нет (И.А.Бунин)

5. Попытайтесь догадаться, почему этот автор есть среди других?

Знакомятся с содержанием отрывков из стихотворений (самостоятельная работа) Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при   осуждении возникших предположений

(Работа   в парах)

 

Знать: понятие  текст. стихотворение

Уметь: находить  авторов стихотворений по отрывкам

 Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении  текста и формулировании задания, определении авторов произведений

- самоопределение;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при обсуждении формулировки подобранного задания, определении авторов произведений

Регулятивные УУД:

-следование предложенной инструкции при чтении текста, формулировки и  обсуждении подобранного задания, определении авторов произведений .

- осуществлять познавательную  и личностную рефлексию при выделении авторов произведений

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск   необходимой информации при чтении  текста и формулировании задания, определении авторов произведений

 - умение структурировать знания при чтении  текста и формулировании задания, определении авторов произведений

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при обсуждении подобранного задания 

 

Логические  УУД:

- анализ текста    при чтении   и формулировании задания

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при   чтении  текста и формулировании задания, определении грамматической выделении основы предложения

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению)при чтении  текста и формулировании задания, определении грамматической выделении основы предложения  

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос   при  формулировании задания, определении грамматической выделении основы предложения   
  • умение договариваться  при формулировании задания, определении грамматической выделении основы предложения  

4 Необходимые действия по устранению данного затруднения (во внутренней речи обучающегося)

1.Сравните ваше предположение с предположением  в учебнике

2. Сформулируйте тему и цель урока

3.Познакомьтесь с биографией И.А.Бунина

Читают про себя, сравнивают свои ответы с понятием в учебнике. Формулиру

ют тему и цель урока

(Индивидуальная работа)

 

Знать: понятие автор проиведения , название произведения

Уметь:  формулировать тему и цель урока, уметь сопоставлять свои выводы с определением в учебнике

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при  определении  автора и названия произведения

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при определении  автора и названия произведения

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при формулировании  темы  и цели урока 

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при внесении уточнений в биографию И.А.Бунина-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при внесении уточнений в биографию И.А.Бунина

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать  при внесении уточнений в биографию И.А.Бунина

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при внесении уточнений в    биографию И.А.Бунина

5.Формулировка данного затруднения в устной речи обучающегося

Поработайте в группах и составьте алгоритм чтения стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

 Алгоритм:

1. Первичное чтение

2.Словарная работа

3.Анализ прочитанного

 (Работа в группах)

 Составляют алгоритм чтения стихотворения

Знать: словарные слова , синонимы и антонимы в тексте

Уметь: 

Определять основную мысль текста

Личностные УУД:

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при составлении алгоритма чтения стихотворения - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при составлении алгоритма    чтения стихотворения

Регулятивные УУД:

- составление плана   решения учебной задачи самостоятельно  или совместно с одноклассниками и учителем при составлении алгоритма чтения стихотворения

-   коррекция  способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при составлении алгоритма чтения стихотворения

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации при составлении алгоритма чтения стихотворения

- умение структурировать знания при составлении алгоритма чтения стихотворения

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной    форме при анализе отрывков стихотворения      

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при составлении алгоритма чтения стихотворения

-  умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме   при составлении алгоритма чтения стихотворения

Логические  УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при составлении алгоритма чтения стихотворения

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при  составлении алгоритма  чтения стихотворения     

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при  составлении алгоритма  чтения стихотворения

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при  составлении алгоритма   чтения стихотворения   

-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при  составлении алгоритма нахождения чтения стихотворения

-учет разных мнений и умение обосновать собственное при  составлении алгоритма нахождения чтения стихотворения

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при составлении алгоритма нахождения чтения стихотворения

6  Выполнение действий по плану с последующим анализом и коррекцией.

1.Подберите  синонимы и антонимы  к словам в тексте

2. Прочитайте выразительно стихотворение

3. Задания для обсуждения: Подумайте, что хотел показать нам автор стихотворения?

Обсудите, что значит любить природу?

Резерв

Творческая работа:

Напишите синквейн на тему «Листопад»

Самостоятельная работа по выбору:

Составьте пары сравнений

1 в.- пишу сам,

2 в.-прошу помощи,

3 в. – прошу большой помощи.

Используйте текст стихотворения.

Представьте свою работу классу по желанию .Оцените

(Индивидуальная работа)

Читают, анализируют, сравнивают свои предложения с данными.

(Работа в группах)

Обсуждают и предлагают синквейн

(Дифференцированная работа)

Определяются с выбором вариантом  работы; знакомятся с инструкцией; составляют пары сравнений , вносят коррективы; пользуясь текстом стихотворения, записывают сравнения, работают по уровням; представляя

ют свою работу классу.

Работают с приложени

ем LearningApps.org

Знать: словарные слова , синонимы и антонимы в тексте

Уметь: читать выразительно стихотворение

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при  выразительном чтении стихотворения

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при   выразительном чтении стихотворения

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при обсуждении необходимости использования синонимов и антонимов в речи

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при    выразительном чтении стихотворения

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации при поиске сравнений в тексте

- умение структурировать знания при     поиске сравнений в тексте

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной и письменной  форме при поиске сравнений в тексте

- анализ, синтез, сравнение, классификация при поиске сравнений в тексте

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при поиске сравнений в тексте

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при поиске сравнений в тексте

  контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при   поиске сравнений в тексте    

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при  поиске сравнений в тексте   

-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при   поиске сравнений в тексте  

-учет разных мнений и умение обосновать собственное при поиске сравнений в тексте     доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при   поиске сравнений в тексте     

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при  поиске сравнений в тексте    

-способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при    поиске сравнений в тексте      

7.Рефлексия

Что было трудным? Что удавалось легко? Если вам на уроке было хорошо, комфортно, то устроим листопад на доске.

(Индивидуальная работа)

Уметь: оценивать свою работу на уроке.

Регулятивные УУД: дают оценку своим умениям; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

8.Итог урока

-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?(чувства любви к природе, Родине)Он создал неповторимый образ Родины. Что хотел сказать Бунин своим читателям?(Любите родную природу, Родину)

Индивидуальная работа)

Знать: основную мысль создания стихотворения

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при анализе основной мысли литературного произведения

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при анализе основной мысли литературного произведения

9.Домашнее задание

Выучите наизусть  отрывок или всё стихотворение стихотворения;

Изобразите бунинскую осень в рисунке и подтвердите словами из текста.

Можете прочитать и другие произведения Бунина

Индивидуальная работа)



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 4 класс 1 2 3 4 5 6

Слайд 2

«Любить природу – значит любить Родину” Михаил Михайлович Пришвин 1 2 3 4 5 6

Слайд 3

Александр Ефимович Екимцев В лесу В лесу, где зреет ежевика И дремлют пни, наморщив лбы, Мы видели, как ёж с ежихой Несли в своё гнездо грибы. Вдруг – дождь! И гром ногой как топнет! Мы разбежались под дубы. А ёж с ежихой шли по тропке, Неся, как зонтики, грибы. 1 3 4 6

Слайд 4

Работа в паре. Составьте задание к этим отрывкам

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Фёдор Иванович Тютчев

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – Лишь два крыла. Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Евгений Абрамович Баратынский

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь.…Подожди!» - «Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди. Алексей Николаевич Плещеев

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно – румян. Иван Саввич Никитин

Слайд 10

Иван Алексеевич Бунин 1 2 3 4 5 6

Слайд 12

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» 1 2 3 4 5 6

Слайд 13

Листопад 1 2 3 4 5 6

Слайд 14

1 Листопад - опадение листьев деревьев, кустарников. Осенний листопад. 3 4 5 6 Листопадные растения – теряющие листья с наступлением сезона листопада

Слайд 15

1 2 3 4 5 6

Слайд 16

«Лес, точно терем расписной…» 1 2 3 4 5 6

Слайд 17

«Как вышки, ёлочки темнеют…» 1 2 3 4 5 6

Слайд 18

«Просветы в небо, что оконца…» 1 2 3 4 5 6

Слайд 19

1 2 3 4 5 6

Слайд 20

«Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…» 1 2 3 4 5 6

Слайд 21

«Последний мотылёк, точно белый лепесток…» 1 2 3 4 5 6

Слайд 22

Такое мёртвое молЧанье В лесу и в синей выШине Что можно в этой тиШине РасслыШать листика ШурШанье 1 2 3 4 5 6

Слайд 23

1 2 3 4 5 6

Слайд 24

Самостоятельная работа 1 2 3 4 5 6 Просветы Терем Ёлочки Сеть из серебра Осень Оконца Лес Тихая вдова Паутина Белый лепесток Мотылёк Вышки

Слайд 25

Самостоятельная работа 1 2 3 4 5 6 Просветы Терем Ёлочки Сеть из серебра Осень Оконца Лес Тихая вдова Паутина Белый лепесток Мотылёк Вышки

Слайд 26

«Любить природу – значит любить Родину” Михаил Михайлович Пришвин 1 2 3 4 5 6

Слайд 27

1 2 3 4 5 6 Домашнее задание Выучите наизусть отрывок или всё стихотворение; Изобразите осень в рисунке и подтвердите словами из текста стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

Слайд 28

1 2 3 4 5 6 <


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...