Урок литературного чтения в 4 классе И.А.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России" по теме "Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина "Листопад" по технологии, основанной на создании учебной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 81 КБ |
listopad.zip | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения по программе «Школа России»(4 класс)
по технологии, основанной на создании учебной ситуации
Разработчик: Васенина Н.А. МБОУ СОШ №19 г.Ставрополь
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина;
учить чувствовать поэтический мир;
пополнять словарный запас;
развивать речь ,память, мышление, воображение;
воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Планируемые результаты:
Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя , увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П- анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов. Поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А.Бунина
Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой -4 класс;
презентация с фрагментами урока; рисунки учащихся ;
кленовые листочки; карточки с задания
презентации, выполненная в Power Point,
приложение LearningApps.org
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельнос ти, формы организации работы | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) | |||
1.Организационный момент. | Как вы понимаете слова Михаила Михайловича Пришвина «Любить природу – значит любить Родину?» | Эмоционально настраиваются на урок | Уметь: анализировать высказывания русских писателей | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении текста и формулировании задания, - самоопределение |
2.Речевая разминка | Прочитать скороговоркой В лесу В лесу, где зреет ежевика И дремлют пни, наморщив лбы, Мы видели, как ёж с ежихой Несли в своё гнездо грибы. Вдруг – дождь! И гром ногой как топнет! | Знакомятся со стихотворе нием нашего ставрополь ского поэта Екимцева | Знать: писателей и поэтов своей малой Родины | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении текста и формулировании задания, -самоопределение; - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельностипри обсуждении формулировки подобранного задания, определенииосновной мысли стихотворения |
3. Возникновение затруднения у ребенка в ходе усвоения им учебного материала | Самостоятельное чтение текста с доски: Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – Лишь два крыла.
Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь.…Подожди!» - «Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди.
В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно – румян. (Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев Е.А.Баратынский А.А.Фет И.С.Никитин И..А.Бунин Задания для работы в паре: 1. Составьте задание к данному тексту. 2. Обсудите друг с другом формулировку подобранного задания. 3. 3. Найдите автора стихотворных строк. Что общего в этих строфах? 4. Найдите автора, чьих стихов здесь нет (И.А.Бунин) 5. Попытайтесь догадаться, почему этот автор есть среди других? | Знакомятся с содержанием отрывков из стихотворений (самостоятельная работа) Участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при осуждении возникших предположений (Работа в парах)
| Знать: понятие текст. стихотворение Уметь: находить авторов стихотворений по отрывкам | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении текста и формулировании задания, определении авторов произведений - самоопределение; - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при обсуждении формулировки подобранного задания, определении авторов произведений Регулятивные УУД: -следование предложенной инструкции при чтении текста, формулировки и обсуждении подобранного задания, определении авторов произведений . - осуществлять познавательную и личностную рефлексию при выделении авторов произведений Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск необходимой информации при чтении текста и формулировании задания, определении авторов произведений - умение структурировать знания при чтении текста и формулировании задания, определении авторов произведений - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при обсуждении подобранного задания
Логические УУД: - анализ текста при чтении и формулировании задания Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при чтении текста и формулировании задания, определении грамматической выделении основы предложения - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению)при чтении текста и формулировании задания, определении грамматической выделении основы предложения
|
4 Необходимые действия по устранению данного затруднения (во внутренней речи обучающегося) | 1.Сравните ваше предположение с предположением в учебнике 2. Сформулируйте тему и цель урока 3.Познакомьтесь с биографией И.А.Бунина | Читают про себя, сравнивают свои ответы с понятием в учебнике. Формулиру ют тему и цель урока (Индивидуальная работа)
| Знать: понятие автор проиведения , название произведения Уметь: формулировать тему и цель урока, уметь сопоставлять свои выводы с определением в учебнике | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при определении автора и названия произведения - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при определении автора и названия произведения Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при формулировании темы и цели урока Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при внесении уточнений в биографию И.А.Бунина-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при внесении уточнений в биографию И.А.Бунина -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при внесении уточнений в биографию И.А.Бунина рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при внесении уточнений в биографию И.А.Бунина |
5.Формулировка данного затруднения в устной речи обучающегося | Поработайте в группах и составьте алгоритм чтения стихотворения И.А.Бунина «Листопад» Алгоритм: 1. Первичное чтение 2.Словарная работа 3.Анализ прочитанного | (Работа в группах) Составляют алгоритм чтения стихотворения | Знать: словарные слова , синонимы и антонимы в тексте Уметь: Определять основную мысль текста | Личностные УУД: - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при составлении алгоритма чтения стихотворения - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при составлении алгоритма чтения стихотворения Регулятивные УУД: - составление плана решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при составлении алгоритма чтения стихотворения - коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при составлении алгоритма чтения стихотворения Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации при составлении алгоритма чтения стихотворения - умение структурировать знания при составлении алгоритма чтения стихотворения - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе отрывков стихотворения - выбор наиболее эффективных способов решения задач при составлении алгоритма чтения стихотворения - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при составлении алгоритма чтения стихотворения Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при составлении алгоритма чтения стихотворения Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при составлении алгоритма чтения стихотворения - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при составлении алгоритма чтения стихотворения -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при составлении алгоритма чтения стихотворения -ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при составлении алгоритма нахождения чтения стихотворения -учет разных мнений и умение обосновать собственное при составлении алгоритма нахождения чтения стихотворения -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при составлении алгоритма нахождения чтения стихотворения |
6 Выполнение действий по плану с последующим анализом и коррекцией. | 1.Подберите синонимы и антонимы к словам в тексте 2. Прочитайте выразительно стихотворение 3. Задания для обсуждения: Подумайте, что хотел показать нам автор стихотворения? Обсудите, что значит любить природу? Резерв Творческая работа: Напишите синквейн на тему «Листопад» Самостоятельная работа по выбору: Составьте пары сравнений 1 в.- пишу сам, 2 в.-прошу помощи, 3 в. – прошу большой помощи. Используйте текст стихотворения. Представьте свою работу классу по желанию .Оцените | (Индивидуальная работа) Читают, анализируют, сравнивают свои предложения с данными. (Работа в группах) Обсуждают и предлагают синквейн (Дифференцированная работа) Определяются с выбором вариантом работы; знакомятся с инструкцией; составляют пары сравнений , вносят коррективы; пользуясь текстом стихотворения, записывают сравнения, работают по уровням; представляя ют свою работу классу. Работают с приложени ем LearningApps.org | Знать: словарные слова , синонимы и антонимы в тексте Уметь: читать выразительно стихотворение | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при выразительном чтении стихотворения - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выразительном чтении стихотворения - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при обсуждении необходимости использования синонимов и антонимов в речи - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при выразительном чтении стихотворения Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации при поиске сравнений в тексте - умение структурировать знания при поиске сравнений в тексте - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме при поиске сравнений в тексте - анализ, синтез, сравнение, классификация при поиске сравнений в тексте - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при поиске сравнений в тексте Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при поиске сравнений в тексте контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при поиске сравнений в тексте -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при поиске сравнений в тексте -ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при поиске сравнений в тексте -учет разных мнений и умение обосновать собственное при поиске сравнений в тексте доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при поиске сравнений в тексте -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при поиске сравнений в тексте -способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при поиске сравнений в тексте |
7.Рефлексия | Что было трудным? Что удавалось легко? Если вам на уроке было хорошо, комфортно, то устроим листопад на доске. | (Индивидуальная работа) | Уметь: оценивать свою работу на уроке. | Регулятивные УУД: дают оценку своим умениям; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
8.Итог урока | -Какие чувства выразил поэт в стихотворении?(чувства любви к природе, Родине)Он создал неповторимый образ Родины. Что хотел сказать Бунин своим читателям?(Любите родную природу, Родину) | Индивидуальная работа) | Знать: основную мысль создания стихотворения | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при анализе основной мысли литературного произведения - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при анализе основной мысли литературного произведения |
9.Домашнее задание | Выучите наизусть отрывок или всё стихотворение стихотворения; Изобразите бунинскую осень в рисунке и подтвердите словами из текста. Можете прочитать и другие произведения Бунина | Индивидуальная работа) |
Подписи к слайдам:
«Любить природу – значит любить Родину” Михаил Михайлович Пришвин 1 2 3 4 5 6
Александр Ефимович Екимцев В лесу В лесу, где зреет ежевика И дремлют пни, наморщив лбы, Мы видели, как ёж с ежихой Несли в своё гнездо грибы. Вдруг – дождь! И гром ногой как топнет! Мы разбежались под дубы. А ёж с ежихой шли по тропке, Неся, как зонтики, грибы. 1 3 4 6
Работа в паре. Составьте задание к этим отрывкам
1 2 3 4 5 6 Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Фёдор Иванович Тютчев
1 2 3 4 5 6 Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – Лишь два крыла. Афанасий Афанасьевич Фет
1 2 3 4 5 6 Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Евгений Абрамович Баратынский
1 2 3 4 5 6 «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь.…Подожди!» - «Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди. Алексей Николаевич Плещеев
1 2 3 4 5 6 В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно – румян. Иван Саввич Никитин
Иван Алексеевич Бунин 1 2 3 4 5 6
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» 1 2 3 4 5 6
Листопад 1 2 3 4 5 6
1 Листопад - опадение листьев деревьев, кустарников. Осенний листопад. 3 4 5 6 Листопадные растения – теряющие листья с наступлением сезона листопада
1 2 3 4 5 6
«Лес, точно терем расписной…» 1 2 3 4 5 6
«Как вышки, ёлочки темнеют…» 1 2 3 4 5 6
«Просветы в небо, что оконца…» 1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
«Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…» 1 2 3 4 5 6
«Последний мотылёк, точно белый лепесток…» 1 2 3 4 5 6
Такое мёртвое молЧанье В лесу и в синей выШине Что можно в этой тиШине РасслыШать листика ШурШанье 1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
Самостоятельная работа 1 2 3 4 5 6 Просветы Терем Ёлочки Сеть из серебра Осень Оконца Лес Тихая вдова Паутина Белый лепесток Мотылёк Вышки
Самостоятельная работа 1 2 3 4 5 6 Просветы Терем Ёлочки Сеть из серебра Осень Оконца Лес Тихая вдова Паутина Белый лепесток Мотылёк Вышки
«Любить природу – значит любить Родину” Михаил Михайлович Пришвин 1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6 Домашнее задание Выучите наизусть отрывок или всё стихотворение; Изобразите осень в рисунке и подтвердите словами из текста стихотворения И.А.Бунина «Листопад»
1 2 3 4 5 6 <
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...