Открытый урок по обучению грамоте
план-конспект урока по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте, 1 класс
Тема: Согласный звук [ш]. Буквы Ш ш.
Цель - познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью.
Задачи:
- формирование умения выделять и характеризовать звук [ш], видеть и отличать букву ш от других; наблюдение за местом её использования в словах; знакомство с правилом написания сочетания ши; расширение словарного запаса детей;
- развитие фонематического слуха, речи, навыков слогового чтения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;
- воспитание познавательной активности.
Личностные результаты:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе.
Предметные результаты:
- обозначать слово схемой;
- сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать;
- слышать и выделять звуки, обозначать их схемой.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Учитель: Все на месте? Всё ль в порядке? Книжка? Ручка? А тетрадки? Все ли правильно сидят Все внимательно глядят? В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так вперед друзья, за дело.
Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела. Сколько букв в слове метель? Сколько звуков? Почему звуков меньше, чем букв? Какая буква особенная? Работа с предложением. Началась метель. Прочитайте предложение по – разному. Началась сильная метель. Началась сильная метель! Началась сильная метель? Утром началась сильная метель. Для людей метель грозит многими бедами. На дорогах возникают пробки, люди остаются без света и тепла. А для животных метель, наоборот, спасение от холода, от врагов. С кем ты, зайка, дружишь Зимнею порой? - Со скрипучим снегом, С молодой корой, А ещё с метелью, Что средь бела дня Столько раз спасала От лисы меня. Выключить проектор | Слушают, отвечают на диалог учителя и настраиваются на работу. Отгадывают загадку. Делают вывод о том, что буква ь знак звука не обозначает. Дети распространяют предложение и читают его с разной интонацией. Чтение стихотворения по ролям. | Личностные: - умения слушать и слышать собеседника; - настраиваться на учебную деятельность |
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. | Что это у меня на столе? А кто ее оставил? Кто - нибудь из вас принес? Давайте посмотрим, что у нас в шкатулке. Учитель достает из шкатулки: шишку, шоколадку, шарф, шарик. Итак: шкатулка, шишка, шоколадка, шарф, шарик. Может кто –то догадался, что будем изучать сегодня на уроке? Откройте страницу в учебнике. Нам надо выяснить: Надо выяснить гласный или согласный звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий. | Делают вывод о многозначности слов. Формулируют тему и задачи урока. Надо выяснить гласный или согласный звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий. Какой буквой обозначается данный звук? Как правильно называется данная буква. | Регулятивные: - формулировать учебную задачу с помощью учителя; - планировать совместно с учителем предстоящую работу. Коммуникативные: - осознавать познавательное значение умения читать; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
Актуализация знаний | Итак, приступаем к изучению этого звука. Вспомним, как шипит змея. Как шипит гусь. Можно ли уже сделать вывод гласный или согласный звук? Включается мультимедийное приложение к учебнику. Проверим на схеме. Составляем схему к слову шарф. Выясним теперь звонкий или глухой звук. Закрыли уши руками. Слушаем. Давайте выясним твердый ли мягкий звук. В слове шишки, звук ш встречается дважды. Работа со схемой слова шишки. Смотрим мультфильм и стараемся запомнить как можно больше слов с новым изученным звуком. Давайте еще раз повторим ш – согласный, глухой твердый. Назовите слова, которые запомнили. Вывод: всегда твердый Знакомство с буквой. Выясняется, на что похожа буква. Выкладывание из карандашей, счетных палочек. Запись слова шишки на доске. Знакомство с орфограммой. Может я ошиблась и неправильно написала. Найдите слово шишки в учебнике. Можно посмотреть в словаре, конечно есть правило. Ши пиши с буквой и. - О каком времени года идет речь? - Куда пошли дети? - Что они собирали? Какие шишки вы знаете? Какие шишки еще бывают? Если мы растём на ели, Найдем место буквы на буквенной ленте.
| Дети произносят звук, делают вывод. Работа со схемой. Выясняют звонкий или глухой звук. Делают вывод. Дети выясняют. Почему шишки написаны с букой и | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщения и выводы. - с опорой на модели строить связные высказывания. Обратная связь- осуществлять совместную деятельность |
Первичное усвоение новых знаний | У вас на парте лежит текст. Постарайтесь прочесть. Какая буква пропущена? Практическая работа. Вставьте букву ш. постарайтесь писать ее красиво и аккуратно.
Дайте название тексту. | Выполняют практическую работу. Вставляют пропущенные буквы. Самопроверка. Чтение предложений цепочкой. Смотрят мультфильм, запоминают слова с новым звуком. | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверног. Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; |
Первичная проверка понимания |
Ша, ша, ша – наша Маша хороша. Ши – ши - ши – в садик ходят малыши. Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу. Ши- ши – ши – и теперь сидим в тиши. | Практическая работа. Усвоение новых знаний. | - наблюдать, сравнивать и делать обобщение и выводы. - с опорой на модели строить связные высказывания. Обратная связь- осуществлять совместную деятельность |
Первичное закрепление | Работа с текстом. Чтение текста (птичий базар) Чтение текста «ручейком». Работа над содержанием. - О каком времени года идет речь? - Куда пошли дети? - Что они собирали? Какие шишки вы знаете? Какие шишки еще бывают? Если мы растём на ели, Как называются слова у которых несколько значений? | Читают текст. Отвечают на вопросы по тексту. Делают вывод о многозначности слова шишки. | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщения и выводы. - с опорой на модели строить связные высказывания. Обратная связь- осуществлять совместную деятельность |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | У нас на доске, тоже есть шишки. Кто хочет прочитать, что же там написано. Дети по очереди читают предложения. Что можно с этими предложениями сделать? Падает пушистый снег. Наступила зима. Крыши домов побелели. Малыши рады снегу. Хорошо зимой. | Читают предложения. Дети перестраивают предложения так, чтобы получился связный рассказ. | Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверног. Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; |
Информация о до | С каким звуком мы познакомились на уроке? - В чем особенность этого звука? - Какую орфограмму узнали? |
Самоанализ урока
Данное учебное занятие проведено по типу изучения новых знаний и первичного закрепления по теме «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш» (1 урок в теме).
Считаю, что структура построения данного урока выдержана, просматривается логика процесса изучения новых знаний и первичного закрепления. Все этапы урока взаимосвязаны. Занятие проведено с использованием технологии ИКТ, игровых технологий.
На уроке я решала следующие задачи:
Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); давать характеристику звуку; учить находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;
Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей. Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.
Урок начался организованно, созданы все условия для дальнейшей работы. Был проведен эмоциональный настрой. Подготовила обучающихся к восприятию нового материала через актуализацию опорных знаний, отгадывание загадки, выполнение фонетического упражнения «Насос», работу со слоговыми схемами, чтение стихотворений о новой букве.
Совместно с учениками вывела тему урока, определила целеполагание.
С учётом возможностей и особенностей класса было подобрано содержание учебного материала, по - моему, материал для учащихся был познавателен, интересен, разнообразен с различными целевыми заданиями (загадки, занимательный материал, аудиозапись, беседа, задания практического характера, использование ИКТ), мне кажется, что это способствовало реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей. Старалась, чтобы ученики делали выводы, давали советы друг другу, помогали. Через индивидуальную, самостоятельную, коллективную деятельность осуществила первичное закрепление и проверку знаний обучающихся.
На протяжении всего урока активизировала учебно – познавательную деятельность учащихся, используя различные методы, принципы обучения такие, как (индивидуальная работа, коллективная, в паре), методы обучения (практические, наглядные), принципы МО паритетности (сотрудничество с др. другом, с учителем), взаимодополнения, равноправия – всё это влияло на уровень решения дидактических задач, а также на уроке видна и практическая направленность обучения, это связь с жизнью. Думаю, что учащимся было интересно на уроке, т.к. они работали неплохо, организованно, целенаправленно; осуществляли взаимопомощь. Высокая работоспособность, мне кажется, обеспечивалась за счёт чередования интересных заданий, видов работ, игровых моментов, использование ИКТ.
На уроке применяла и методы мотивации для поддержания интереса к предмету, к изученной теме: создание ситуации успеха, формирование творческой активности, работа по развитию диалогической и монологической речи, заинтересованность в результатах своей деятельности и товарища. Все эти методы мотивации и рефлексии способствовали достижению положительного результата. Думаю, что учащиеся тему поняли. А главное мне легко было работать на уроке, т.к. считаю, были созданы все условия для сотрудничества и успешной работы, для реализации поставленных мною целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....
Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе (ПНШ)
Урок по Обучению грамоте в 1 классе Тема : Звук и буква З....
Открытый урок по обучению грамоте
Тема:Звук и буква ы.Задачи: 1). Создать условия для знакомства с буквой ы и формирования фонематического навыка учащихся.2). Содействовать в развитии устной речи учащихся; умение давать полные и...
Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.
Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш. Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...
Открытый урок-путешествие (обучение грамоте)
Тема: «Звук [у] и его обозначение буквами у, ю»....
Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»
Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....
конспект открытого урока по обучению грамоте
Тема урока: "Звуки [л],[л\']. Буква Л,л...