урок литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
УМК: «Гармония»
Бразильская народная сказка «Жизнь человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brazilskaya_skazka.docx | 31.95 КБ |
brazilskaya_skazka.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: «Гармония»
Класс: 4 «Д»
Учитель: Е. В. Пирогова
Тема урока: Раздел «Что за прелесть эти сказки…» Бразильская народная сказка «Жизнь человека»
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ); наглядные ( демонстрация презентации); практические (задания)
Цель: познакомить детей с народным творчеством бразильского народа; поработать над содержанием произведения «Жизнь человека»; учить выделять главную мысль произведения
Задачи:
- Обучающие:
А) Обучить навыку выразительного чтения
Б) Учить чтению по ролям
- Развивающие:
А) Развивать речь детей на основе выразительного чтения
Б) Развивать коммуникативные возможности учеников посредством работы в парах
- Воспитывающие:
А) Воспитывать интерес к художественной литературе, к сказкам народов мира
Планируемые результаты:
- Предметные УУД: Знать: жанры литературных произведений устного творчества;
Уметь: выделять в тексте главную мысль, сочувствовать и переживать героям произведения.
- Личностные УУД: самостоятельно достигать планируемые результаты, уметь выражать свою мысль., посредством слова.
- Метапредметные УУД:
- - регулятивные - самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана ответа на вопрос и последовательности действий при чтении по ролям; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
- -познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели изложения - извлечение необходимой информации из прочитанного текста; передача эмоций и чувств героев произведения
- -коммуникативные - умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, находить способы работы в группах, парах, вести диалог, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли
Оборудование: учебник, Литературное чтение 4 класс, УМК «Гармония»; презентация; доска
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Орг. момент II Мотивация к учебной деятельности | 2 мин. | - Начинаем урок литературного чтения. - Давайте проверим готовность к уроку. Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спина? – Прямая! - Чтобы чему–то научиться – надо много трудиться! - Чему учатся на уроках литературного чтения? - То есть внимательный читатель – читатель думающий! - Что необходимо, чтобы стать таким читателем – думающим? - Не зря в народе говорится: с книгой поведёшься – ума наберёшься! | Самостоятельно организуют рабочее место, настраиваются на предстоящую работу Дают ответы. | Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний |
II. Актуализация знаний | 5 мин. | - На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем раздел..(Что за прелесть эти сказки..) - Сказки какого народа читали в этом разделе? - Сейчас проверим на сколько хорошо вы знаете русские народные сказки. - У вас на парте лежат карточки с цифрами и листок самооценки. На экране появятся отрывки из знакомых сказок. Нужно выразительно прочитать отрывок из произведения и цифру соотнести с названием произведения. Ответы фиксируйте в листочке самооценки (+) - Посчитайте количество баллов. | Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. Выразительно читают отрывки из произведений, показывают номер карточки отмечают в листике самооценки. | Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли Предметные: Извлечение необходимой информации из пословицы |
III.Сообщение темы урока | 2 мин. | – Вы читали много русских народных сказок. Существуют ли сказки у других народов? - Сказки есть у каждого народа. Сегодня вы познакомитесь с новой сказкой. Её написал бразильский народ. В какой стране живёт бразильский народ? (БРАЗИЛИИ) - Что вы о ней знаете? - Сейчас мы с вами виртуально окажемся в театре, потому что сказку покажут наши ребята. Теперь вы не просто ученики, а зрители. - Как надо вести себя во время представления? - Какую цель нужно поставить перед просмотром сказки? - Итак, мы начинаем!
Инсценировка сказки (подготовленные ученики) Белобров. Бразильская народная сказка «Жизнь человека» Даутов. Камень Кнорозов. Бамбук. Физминутка (проводит дежурный) Вы наверное устали Ну тогда все дружно встанем Физминутку проведёт | Слушают учителя, смотрят на слайд с темой урока | Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли |
IV. Работа по теме урока (по вопросам учебника) | 20 мин. | - Чтобы ответить на вопросы к тексту, прочитаем сказку в учебнике. - Откройте учебник на стр.37 - Будем читать «по цепочке» Вопросы к тексту. 1 Почему камень спорил с бамбуком? 2 Почему бамбук не согласился с камнем? 3 Почему камень считал, что жизнь без боли для человека лучше? 4 Почему бамбук считал свою жизнь лучшей? 5 Почему камень помрачнел? -Хорошо, ребята! Мы неплохо поработали над вопросами сказки, закрепили наши знания по её содержанию | Отвечают на вопросы учителя (авторская) Открывают учебники, читают вопросы и отвечают на них Читают эпизоды из сказки Работают над 4 вопросом в парах Поднимают руки, отвечают | Предметные: Развитие речи, мышления, логического мышления, памяти |
V.Проверка знаний | 15 мин. | - Посмотрите на экран и прочитайте пословицы. - В какую общую тему можно их объединить? (пословицы о жизни человека) - Кто знает другие пословицы на эту тему? - Пословицы есть и у бразильского народа. Например: * Жизнь похожа на лодку. Вы плывёте тогда, когда вам весело и остаётесь на месте, когда в печали. * Жизнь – словно езда на велосипеде: вы не упадёте, если не прекратите крутить педали. - Какой главный смысл русских и бразильских пословиц? НАДО ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ И НЕ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ ПОПУСТУ. Синквейн) - Что самое дорогое у каждого человека? ЖИЗНЬ Счастливая, долгая Жить, трудиться, дружить Жизнь – самое дорогое! СЧАСТЬЕ - Кто прочитает свой синквейн - Сегодня на уроке хочется вспомнить крылатое выражение: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» - Какие уроки дают нам сказки разных народов? Вывод: сказки разных народов учат всех тому, что нужно быть добрым, трудолюбивым, храбрым и т. п. и нельзя быть злым, ленивым, трусливым... | Читают и объясняют пословицы. Читают 7 вопрос, доказывают свою точку зрения Рассуждают, отвечают на вопрос Слушают проверяют | Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли; отработка выразительности чтения |
VI. Рефлексия | 2 мин. | - Наш урок подошёл к завершению. - Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Наша цель достигнута? - Каким способом? Что мы делали на уроке? - Что интересного запомнилось на уроке? | Подводят итог урока, отвечают на вопросы | Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли |
VII. Домашнее задание | 1 мин. | 1. читать по ролям сказку 2. найти информацию о Бразилии | Открывают дневники, записывают д.з | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; самостоятельное усвоение учебного материала |
Предварительный просмотр:
УМК: «Гармония»
Класс: 4 «Д»
Учитель: Е. В. Пирогова
Тема урока: Раздел «Что за прелесть эти сказки…» Бразильская народная сказка «Жизнь человека»
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ); наглядные ( демонстрация презентации); практические (задания)
Цель: познакомить детей с народным творчеством бразильского народа; поработать над содержанием произведения «Жизнь человека»; учить выделять главную мысль произведения
Задачи:
- Обучающие:
А) Обучить навыку выразительного чтения
Б) Учить чтению по ролям
- Развивающие:
А) Развивать речь детей на основе выразительного чтения
Б) Развивать коммуникативные возможности учеников посредством работы в парах
- Воспитывающие:
А) Воспитывать интерес к художественной литературе, к сказкам народов мира
Планируемые результаты:
- Предметные УУД: Знать: жанры литературных произведений устного творчества;
Уметь: выделять в тексте главную мысль, сочувствовать и переживать героям произведения.
- Личностные УУД: самостоятельно достигать планируемые результаты, уметь выражать свою мысль., посредством слова.
- Метапредметные УУД:
- - регулятивные - самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана ответа на вопрос и последовательности действий при чтении по ролям; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
- -познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели изложения - извлечение необходимой информации из прочитанного текста; передача эмоций и чувств героев произведения
- -коммуникативные - умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, находить способы работы в группах, парах, вести диалог, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли
Оборудование: учебник, Литературное чтение 4 класс, УМК «Гармония»; презентация; доска
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Орг. момент II Мотивация к учебной деятельности | 2 мин. | - Начинаем урок литературного чтения. - Давайте проверим готовность к уроку. Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спина? – Прямая! - Чтобы чему–то научиться – надо много трудиться! - Чему учатся на уроках литературного чтения? - То есть внимательный читатель – читатель думающий! - Что необходимо, чтобы стать таким читателем – думающим? - Не зря в народе говорится: с книгой поведёшься – ума наберёшься! | Самостоятельно организуют рабочее место, настраиваются на предстоящую работу Дают ответы. | Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний |
II. Актуализация знаний | 5 мин. | - На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем раздел..(Что за прелесть эти сказки..) - Сказки какого народа читали в этом разделе? - Сейчас проверим на сколько хорошо вы знаете русские народные сказки. - У вас на парте лежат карточки с цифрами и листок самооценки. На экране появятся отрывки из знакомых сказок. Нужно выразительно прочитать отрывок из произведения и цифру соотнести с названием произведения. Ответы фиксируйте в листочке самооценки (+) - Посчитайте количество баллов. | Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. Выразительно читают отрывки из произведений, показывают номер карточки отмечают в листике самооценки. | Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли Предметные: Извлечение необходимой информации из пословицы |
III.Сообщение темы урока | 2 мин. | – Вы читали много русских народных сказок. Существуют ли сказки у других народов? - Сказки есть у каждого народа. Сегодня вы познакомитесь с новой сказкой. Её написал бразильский народ. В какой стране живёт бразильский народ? (БРАЗИЛИИ) - Что вы о ней знаете? - Сейчас мы с вами виртуально окажемся в театре, потому что сказку покажут наши ребята. Теперь вы не просто ученики, а зрители. - Как надо вести себя во время представления? - Какую цель нужно поставить перед просмотром сказки? - Итак, мы начинаем!
Инсценировка сказки (подготовленные ученики) Белобров. Бразильская народная сказка «Жизнь человека» Даутов. Камень Кнорозов. Бамбук. Физминутка (проводит дежурный) Вы наверное устали Ну тогда все дружно встанем Физминутку проведёт | Слушают учителя, смотрят на слайд с темой урока | Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли |
IV. Работа по теме урока (по вопросам учебника) | 20 мин. | - Чтобы ответить на вопросы к тексту, прочитаем сказку в учебнике. - Откройте учебник на стр.37 - Будем читать «по цепочке» Вопросы к тексту. 1 Почему камень спорил с бамбуком? 2 Почему бамбук не согласился с камнем? 3 Почему камень считал, что жизнь без боли для человека лучше? 4 Почему бамбук считал свою жизнь лучшей? 5 Почему камень помрачнел? -Хорошо, ребята! Мы неплохо поработали над вопросами сказки, закрепили наши знания по её содержанию | Отвечают на вопросы учителя (авторская) Открывают учебники, читают вопросы и отвечают на них Читают эпизоды из сказки Работают над 4 вопросом в парах Поднимают руки, отвечают | Предметные: Развитие речи, мышления, логического мышления, памяти |
V.Проверка знаний | 15 мин. | - Посмотрите на экран и прочитайте пословицы. - В какую общую тему можно их объединить? (пословицы о жизни человека) - Кто знает другие пословицы на эту тему? - Пословицы есть и у бразильского народа. Например: * Жизнь похожа на лодку. Вы плывёте тогда, когда вам весело и остаётесь на месте, когда в печали. * Жизнь – словно езда на велосипеде: вы не упадёте, если не прекратите крутить педали. - Какой главный смысл русских и бразильских пословиц? НАДО ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ И НЕ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ ПОПУСТУ. Синквейн) - Что самое дорогое у каждого человека? ЖИЗНЬ Счастливая, долгая Жить, трудиться, дружить Жизнь – самое дорогое! СЧАСТЬЕ - Кто прочитает свой синквейн - Сегодня на уроке хочется вспомнить крылатое выражение: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» - Какие уроки дают нам сказки разных народов? Вывод: сказки разных народов учат всех тому, что нужно быть добрым, трудолюбивым, храбрым и т. п. и нельзя быть злым, ленивым, трусливым... | Читают и объясняют пословицы. Читают 7 вопрос, доказывают свою точку зрения Рассуждают, отвечают на вопрос Слушают проверяют | Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли; отработка выразительности чтения |
VI. Рефлексия | 2 мин. | - Наш урок подошёл к завершению. - Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Наша цель достигнута? - Каким способом? Что мы делали на уроке? - Что интересного запомнилось на уроке? | Подводят итог урока, отвечают на вопросы | Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли |
VII. Домашнее задание | 1 мин. | 1. читать по ролям сказку 2. найти информацию о Бразилии | Открывают дневники, записывают д.з | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; самостоятельное усвоение учебного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....