Разработка урока
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пушкарская Дарья Николаевна

Разработка урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов  «Зеркало и Обезьяна».

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова и познакомить обучающихся с басней «Мартышка и очки».  

Планируемые результаты:

Предметные:

-научатся выявлять характер героев произведения;

-видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении;

- сформируют умение читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Метапредметные:

Познавательные:

-научатся определять эмоциональный характер и нравственный смысл текста.

-рассуждать о значении тех или иных нравственных качеств.

Регулятивные:

-научатся  понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные:

-обмениваться мнениями по поводу прочитанного текста.

Личностные:

- научатся осмысливать поступки героев.

Средства обучения:  учебник литературного чтения  по программе «Школа России» 3 класс, карточки с планом работы,  маски героев, фишки и мишень  для рефлексии, медаль,  презентация, аудиозапись.    



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

Приветствие

-Ребята, как вы понимаете выражение.

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле». Автор Сенека слайд 1

-Я предлагаю вам сделать это выражение девизом нашего урока. 

Приветствие

-Чтобы узнать, что ты можешь сделать нужно попробовать это сделать.  

  1. Актуализация знаний

-С каким автором вы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?

-С какой басней вы работали?

-Скажите, ребята, какие пороки высмеивает Иван Андреевич Крылов в своих баснях? (пороки, недостатки)

-Иван Андреевич Крылов.

-«Мартышка и очки»

-Глупость, лень, самоуверенность, жадность.

  1. Постановка проблемной учебной задачи

-Сегодня мы продолжим работать с творчеством И.А Крылова и познакомимся ещё с одной басней. Вы будете не простыми учениками, а исследователями. Первое задание для исследователей: определите название басни, разгадав шифр. Слайд 2

-Сегодня мы будем знакомиться с басней И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна».

- Поставьте цель нашего урока-исследования.

-Наметим план исследования.

План исследования:

  1. Исследовать название.
  2. Исследовать  содержание и определить мораль басни.
  3. Исследовать язык басни.
  4. Провести конкурс на лучшего чтеца басни.  Карточки на доске.

-Мы наметили план работы нашей исследовательской команды и поэтому можем смело приступить к работе.

Разгадывание шифра.

-Исследовать басню И.А. Крылова, ей содержание и главную мысль, пороки, которые высмеивает  автор в этой басне.

  1. Открытие новых знаний
  1. Анализ названия басни

-Прочитайте название басни. Исследуем его.

-Как вы думаете, о чем будет говориться в басне?

-Что может происходить между зеркалом и обезьяной?

-Мы выполнили первый пункт плана нашей исследовательской работы

  1. Прослушивание образца чтения басни

-Прослушайте чтение басни артистом.

  1. Эмоционально-оценочная беседа

-Какие эмоции возникли у вас, при прослушивании чтения басни «Обезьяна и зеркало»?

-Чем вам понравилось чтение басни артистом?

-Мы исследовали второй пункт плана. Идём дальше.

  1. Анализ  конкретного содержания

-Прочитайте басню «Обезьяна и зеркало» про себя.

- Из скольких частей состоит басня?

-Прочитайте  1 часть.

- Почему Зеркало с большой буквы?

- Кого мартышка увидела в зеркале?

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале?

- Узнала ли она себя в нём?

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа?

 - Как Обезьяна характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова.

- Про кого обезьяна так говорит?

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику.

 

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о том, что она лучше других.

-Можно ли назвать её самоуверенной или самовлюблённой?

-А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он?

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

-Как вы думаете, почему Обезьяна не прислушалась к нему?

-Так какой же автор изобразил Обезьяну?

- Глупость, самоуверенность – это пороки, от них надо избавляться.

  1. Физкультминутка

  1. Раскрытие аллегории

- Умела обезьяна видеть свои недостатки?

- А у людей вы встречали такое качество?  

- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

-Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

-Мы исследовали содержание басни, какой вывод мы можем сделать? О каких пороках пытался донести через образ Обезьяны?

- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

 

-Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.  

  1. Работа над моралью басни

-Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? Что такое мораль? 

 - Таких людей, как эта обезьяна много.  

-Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

- Прочитайте только мораль

-Мы исследовали содержание и мораль басни. Подведём итог нашего исследования. Что хотел нам донести автор? О каких пороках пытался рассказать?

-Почему от них нужно избавляться?

  1. Работа над языком басни

-Исследуем язык басни. Какие слова вам были непонятны?

-Как вы понимаете слово образ?

-Слово кум?

-Знаете ли вы, что значит слово ужимки?

-Что такое сатира?

-Как вы понимаете выражение «на руку не чист».

Слайд 3 (определения слов)

-«Зеркало и обезьяна».

-Обезьяна использует зеркало, чтобы полюбоваться собой.  

-Слушание басни.

-Поведение Обезьяны вызвало смех, потому что она вела себя невежественно.  

-Чтение было выразительным, эмоциональным.

-Можем.  

Читают басню про себя.

Отвечают на вопросы.

-Из  2 частей.

-Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя.

-Саму себя, свой образ.

-Нет, ей не понравилось отражение.  

Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

-Глупая.

-Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!

-По кумушек.

-А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". 

-Самой себе.

-Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа.

-Можно.

-Медведь.

-Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? 

-Она была слишком глупа и самоуверенна.

-Глупой, кривлякой, самоуверенной.

-Нет.

-Да.

-Ответы детей.

-Такому человеку нужно посмотреть на себя со стороны и подумать над своим поведением. Ведь никого нельзя осуждать, это некрасиво и  делает человека глупым и невоспитанным.  

-Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать.

-«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на се бя, кума, оборотиться?»

-Мораль. Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.

-Про взятки. Человек, который действительно ворует, обманывает других и клевещет на неповинного человека.

-Не любит узнавать никто себя в сатире.

-Автор пытался донести до нас, что невежество, глупость, самовлюблённость  - это некрасиво, и они характеризуют человека, как невоспитанного.

Ответы детей.

  1. Творческие задания
  1. Выразительное чтение

- А теперь нам осталось выполнить последний пункт исследовательской работы. Перечитайте басню и подготовьтесь к конкурсу на лучшего чтеца. Лучший чтец станет капитаном нашей исследовательской команды.

- Как нужно читать слова Обезьяны?

- Меняется ли её интонация? Как?

- Послушаем чтецов (по одному человеку от ряда).

Победителю вручается медаль.

    2. Инсценирование басни

-Сейчас предлагаю разделиться на исследовательские группы. Каждая группа попробует инсценировать, то есть разыграть басню.

-Послушайте, как вы будете выполнять это задание. Выберите в группе 4 человек, распределите роли: автор, мартышка, зеркало, медведь.

-Автор будет читать басню, а остальные герои будут показывать всё, что он говорит.

Учащиеся читают басню про себя.

Группы инсценируют басню.

  1. Итог урока

- Ребята, что мы выяснили в ходе нашего исследования?

-Достигли ли мы поставленной цели?

-То, что обезьяна самовлюблённая, глупая, невежественная и эти пороки встречаются у людей.

  1. Рефлексия

«Мишень»

-На доске вы видите мишень. Синяя зона – у вас на уроке ничего не получилось. Красная зона – вам было трудно, многое непонятно, но цель почти достигнута, а жёлтая  - у вас всё получилось, вам было интересно, и вы достигли поставленной   цели.

-Оцените свою деятельность, прикрепив фишки в соответствующей зоне.

Самооценка деятельности.

  1. Домашнее задание

Выразительное чтение басни, кто желает, может выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...