В.П. Катаев «Сын полка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_syn_polka.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.П. Катаев «Сын полка»

Цель:Создание условий для полноценного восприятия произведения В.П.Катаева «Сын полка»

Планируемые результаты

Метапредметные:

Познавательные:

- находить необходимую информацию по заданной теме;

- воспроизводить информацию по опорному конспекту;

- извлекать из текста необходимую информацию;

- находить необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание;

- умение обобщать текстовую информацию;

- анализировать учебный материал.

Регулятивные:

- определять и формулировать тему урока, задачи деятельности на уроке;

- работать по инструкции, оценивать деятельность других;

- планировать своё выступление;

- оценивать результаты своей деятельности;

- планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение оценивать учебные действия;

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать в группе;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;

- умение договариваться в совместной деятельности;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы.

Личностные:

- умение слушать других;

- применять правила поведения в процессе учебной деятельности;

- проявлять интерес к творчеству писателя, желание прочитать повесть полностью;

- уважать иное мнение.

  1. Самоопределение к деятельности

Добрый день, ребята. Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

  1. Актуализация знаний

Повторение произведения о детях

 Игра “Вспомни и назови”

- Ребята, я буду читать отрывки из произведений, а вы догадайтесь и назовите название произведения и автора.

“…Заговорившись, ребята забыли о новенькой и не заметили, как прошло время. А за окнами уже совсем рассвело, и вот в коридоре зазвенел звонок, зазвенел как-то особенно – громко и торжественно.

Ребята быстрее, чем обычно, расселись по партам.

В это время в класс вбежала запыхавшаяся длинноногая Вера Макарова.

- Ребята! – закричала она. – Вы знаете… Новость!

- Что? Что такое? Какая? – закричали вокруг.

- Вы знаете… у нас … у нас… новенькая…

- Ха! – захохотали ребята. – Новость! Давно без тебя знаем…

- Новенькая учительница, - сказала Вера.

- Учительница?

- Ага. Вместо Элеоноры Матвеевны будет. Ой, вы бы видели! – Вера всплеснула своими длинными руками. – Хорошенькая…Молоденькая…Глаза голубые, а волосы…

(Л.Пантелеев “Новенькая”)

“…Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки веревок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.

Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, этот старый сарай с его веревками, фонарями и флагами – большой корабль. Она же сама будет капитаном…”.

(А.П.Гайдар “Тимур и его команда”)

  1. Постановка учебной задачи

- А для того, чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся, расставьте буквы в правильном порядке.

СНЫ ПЛОАК

Сын - человек мужского пола в отношении родителей.

Полк - формирование основная тактическая и административно-хозяйственная единица в вооружённых силах многих государств

- Как вы думаете, почему автор назвал повесть «Сын полка», как вы понимаете это выражение?

- Сын полка - ребёнок, обеспечиваемый всем необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен на довольствие. Термин получил широкое распространение в годы Великой Отечественной войны.

- Как вы думаете, о чём это произведение?

- Какие задачи перед собой поставим? Закончите предложения, используя опорные фразы:

Научусь…

Познакомлюсь с…

Узнаю о…

Смогу поразмышлять…

Буду уметь…

Приобрету знания…

  1. Открытие нового знания

- Написал это произведение Валентин Петрович Катаев

Это русский советский писательдраматург и поэт. Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию.  В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, вновь надел военную форму и стал фронтовым корреспондентом. Самая известная повесть Валентина Петровича Катаева - повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь».

Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. “Тему я нашёл в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это — явление”. Его повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны.

- В каком жанре написано произведение «Сын полка»?

- Что такое повесть? Чем повесть отличается от рассказа? Прочтите самостоятельно на странице 210.

Работа с текстом произведения.

Откройте учебники на странице 195. Начинаем читать

- чтение смысловых частей из первой главы; выделение и чтение эпизода “встреча с мальчиком”.

- описание жизни мальчика у разведчиков из четвёртой главы.

- чтение эпизода “Побег Вани от разведчика Биденко” из шестой главы.

- На основе повести Валентина Катаева был снят фильм в 1946 году, посмотрим фрагмент фильма по отрывку 9 главы (Мальчику было 12 лет)

  1. Эмоционально-оценочная беседа

- Ребята, какие чувства и мысли вызвало у вас это произведение?

- У нас в учебнике всего лишь отдельные главы, если вы хотите узнать, что происходило с Ваней дальше, то можете взять книгу в библиотеке и прочитать это произведение полностью. Посмотрите на обложки книг. В полном произведении 27 глав.

  1. Первичное закрепление

Составление рассказа “Ваня Солнцев” по плану

- Портрет Вани Солнцева.

- Жизнь мальчика до встречи с разведчиками.

- Жизнь у разведчиков.

- Побег от Биденко.

-Встреча с капитаном Енакиевым.

Работа в рабочей тетради

Вторая часть стр.51-52

1. Проталинки. Перечитать описание первого знакомства с мальчиком. Прочитать выразительно.

- Прочтите эпизод знакомства разведчиков с мальчиком и описание его портрета, отметьте, как автор говорит о Ване, какие слова выбирает, чтобы показать страдающего от войны ребенка.

2. Поиск. Как жил Ваня до встречи с разведчиками? В каких словах слышится огорчение мальчика? (указывают сравнения и слова, передающие переживания Вани, его нежелание расстаться с разведчиками, страх мальчика потерять обретенную было семью-приютивших его разведчиков.)

Работа с кроссвордом (поисковое чтение). Герои повести.

- Ваша задача найти главу, в которой есть предложения и абзацы с данными словами, прочитать текст, выбрать нужное слово.

1. Какие воинские звания были у Егорова;

2. Биденко и Горбунова;

3.  Енакиева?

4. Как разведчики назвали Ваню?

2 Е

4 П

Ф

А

Р

3 К

С

1 С

Е

Р

Ж

А

Н

Т

Й

П

У

Т

И

Ш

О

Т

О

Р

А

К

Н

  1. Самостоятельная работа

Составление рассказа – характеристика героев повести

- Мы много узнали о Ване, о разведчиках, об их взаимоотношениях, давайте вспомним их поступки, выясним причины, обобщим все, что знаем, составим рассказ характеристику. Какие они?

Работа в группах.

ВАНЯ

самостоятельный

надеется на себя

смелый

уверенный в себе

смышленый

вежливый

РАЗВЕДЧИКИ

добрые

общительные

мужественные

осторожные

любят детей

способны понять и оценить хорошего человека

- Какие взаимоотношения сложились у героев?

Ваня                                                     Разведчики

Уважал,                                               по отцовски любили

старался быть нужным                      заботились, жалели

- Анализируя взаимоотношения героев, какой вывод мы можем сделать?

- Какие бы трудности не возникли на твоем пути, нужно их достойно преодолевать, прикладывая определенные усилия. Хорошо, когда рядом с тобой люди, которые могут поддержать в трудный момент и всегда прийти на помощь.

Игра «Я – это ты» и «Журналисты»

Представьте себя героем этого произведения. Героя приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные – журналисты. Задача журналистов – задать интересный вопрос. Задача героев – дать полный ответ.

- Как ты попал к разведчикам

  1. Итог урока

– На месте Вани я бы:

отправился в тыл

отправился в полк

Домашнее задание

Задание на дом по выбору:

Читать стр. 195-210;

- подготовить выразительное чтение диалога Вани и капитана Енакиева;

- нарисовать иллюстрацию к какому-либо фрагменту произведения

  1. Рефлексия

Как вы считаете, выполнили мы задачи, которые ставили в начале урока?

«Лесенка успеха»

- Нарисуйте себя на соответствующей вам ступени

Нижняя ступенька – «У меня ничего не получилось»

Средняя ступенька – «У меня были проблемы»

Верхняя ступенька – мне всё удалось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. В.П.Катаев "Сын полка"

На уроке преследуются такие цели: • продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева; • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; • учить представлять и интер...

УМК XXI век. Урок литературного чтения в 4 классе по теме «В.П.Катаев «Сын полка»

УМК XXI век. Урок литературного чтения в 4 классе по теме «В.П.Катаев «Сын полка».Технологическая карта....

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: В.П. Катаев «Сын полка»

Урок литературного чтения в 4 классе.Тема: В.П. Катаев «Сын полка»...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "В.П.Катаев «Сын полка»".

Цель урока: создать условия для ознакомления с отдельными главами произведения В.П. Катаева "Сын полка".Задачи: 1.Совершенствовать умение анализировать художественное произведение с цел...