Конспект урока литературного чтения в 4 классе. В.П.Катаев "Сын полка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
На уроке преследуются такие цели: • продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева; • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; • учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям); • развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему и жанр; • учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению (выбирать нужный тон и темп чтения); • отрабатывать навык чтения вслух и молча, развивать навыки общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kataev_syn_polka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
В.П. Катаев «Сын полка»
Цели:
- продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева;
- учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении;
- учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям);
- развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему и жанр;
- учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению (выбирать нужный тон и темп чтения);
- отрабатывать навык чтения вслух и молча, развивать навыки общения.
Эпиграф: Это многих славный путь.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Введение темы урока
Учитель. Каждый внимательный читатель при знакомстве с произведением открывает для себя много нового, знакомится с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей Родины. Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Произведения о детях войны". Поработаем с отдельными главами повести Валентина Петровича Катаева "Сын полка", поделимся своими впечатлениями о прочитанном, поработаем с текстом, поразмышляем над поступками героев, их взаимоотношениями.
По жанру наше произведение - повесть. А чем повесть отличается от рассказа? (В повести в отличие от рассказа, описывается целый период жизни героя. Действующими лицами повести являются обычно несколько персонажей.)
- О каких событиях рассказал нам Катаев в своей повести? (Повесть возвращает нас к трудным, но героическим событиям военных лет - 1941г.-1945г. Великая Отечественная война.) П J
- Кто главный герой нашего произведения? (Героем стал юный участник войны подросток - Ваня Солнцев.)
- О Ване и о людях, которые помогли и повели его по жизни мы с вами поговорим на нашем уроке.
- Проверка домашнего задания. Работа в группах
1-я группа: Портрет Вани (слушание рассказа "Ваня Солнцев")
2-я группа: Жизнь Вани до встречи с разведчиками.
3 –я группа:. Жизнь у разведчиков.
4-я группа: задание № 1, № 2 в тетради "Литературное чтение".
№1 Проталинки. Перечитать описание первого знакомства с мальчиком. Прочитать выразительно.
Ученики читают эпизод знакомства разведчиков с мальчиком и описание его портрета, отмечают, как автор говорит о Ване, какие слова выбирает, чтобы показать страдающего от войны ребенка.
№ 2 Поиск. Как жил Ваня до встречи с разведчиками? В каких словах слышится огорчение мальчика?
Ученики указывают сравнения и слова, передающие переживания Вани, его нежелание расстаться с разведчиками, страх мальчика потерять обретенную было семью приютивших его разведчиков.
5-я группа: задание № 6 в тетради "Литературное чтение": работа с кроссвордом (поисковое чтение). Герои повести.
Ученики находят главу, в которой есть предложения и абзацы с данными словами, читают текст, выбирают нужное слово.
Задание № 4 Соответствие.
- Каким изобразил мальчика автор? Каким представляете Ваню вы? Обсуждение ответов и обмен мнениями всеми учениками.
- Составлеиие рассказа - характеристика героев повести. Учитель. Литература - очень богатый и глубокий вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его внутренний мир. Мы много узнали о Ване, о разведчиках, об их взаимоотношениях, давайте вспомним их поступки, выясним причины, обобщим все, что знаем, составим рассказ характеристику. Какие они?
Работа в группах.
ВАНЯ РАЗВЕДЧИКИ
самостоятельный добрые
надеется на себя общительные
смелый мужественные
уверенный в себе осторожные
смышленый любят детей
вежливый способны понять и оценить хорошего человека
- Какие взаимоотношения сложились у героев?
ВАНЯ РАЗВЕДЧИКИ
уважал, по отцовски любили,
старался быть нужным заботились, жалели
Анализируя взаимоотношения героев, делаем вывод: какие бы трудности не возникли на твоем пути, нужно их достойно преодолевать, прикладывая определенные усилия. Хорошо когда рядом с тобой люди, которые могут поддержать в трудный момент и всегда придти на помощь.
- Работа с текстом произведения
Выразительное чтение эпизода " Встреча с капитаном Енакиевым ".
- Как относится автор к своему герою - Ване Солнцеву?
- Почему повесть озаглавлена "Сын полка"?
Работа с эпиграфом (как понимают).
- Зачем мы читаем произведения о детях, созданных в разное время? (Эти произведения помогают расширить свои знания о жизни и человеческих отношениях, совершить путешествие в давнее и недавнее прошлое, в иные страны, вместе с литературными героями пережить неизведанное, научиться лучше, понимать, себя и других людей.)
- Игра "Вспомни и назови"
Зачитываются отрывки из произведений о детях:
- А.П. Гайдар "Тимур и его команда",
- Л.Пантелеев "Новенькая",
- Марк Твен "Приключения Тома Сойера".
- Итог урока
- Домашнее задание
по выбору:
- подготовить выразительное чтение одного эпизода повести;
- подготовить рассказ от лица героя повести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект
• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. УМК Климановой. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Данный материал будет полезен для учителей начальной школы....
Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.
Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....