Конспект урока литературного чтения в 4 классе. В.П.Катаев "Сын полка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Карелина Марина Михайловна

На уроке преследуются такие цели: • продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева; • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; • учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям); • развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему и жанр; • учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению (выбирать нужный тон и темп чтения); • отрабатывать навык чтения вслух и молча, развивать навыки общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kataev_syn_polka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

В.П. Катаев «Сын полка»

Цели:

  1. продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева;
  2. учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении;
  3. учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям);
  4. развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему и жанр;
  5. учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению (выбирать нужный тон и темп чтения);
  6. отрабатывать навык чтения вслух и молча, развивать навыки общения.

Эпиграф: Это многих славный путь.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент        
  1. Введение темы урока

Учитель. Каждый внимательный читатель при знакомстве с произведением открывает для себя много нового, знакомится с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей Родины. Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Произведения о детях войны". Поработаем с отдельными главами повести Валентина Петровича Катаева "Сын полка", поделимся своими впечатлениями о прочитанном, поработаем с текстом, поразмышляем над поступками героев, их взаимоотношениями.

По жанру наше произведение - повесть. А чем повесть отличается от рассказа? (В повести в отличие от рассказа, описывается целый период жизни героя. Действующими лицами повести являются обычно несколько персонажей.)

  1. О каких событиях рассказал нам Катаев в своей повести? (Повесть возвращает нас к трудным, но героическим событиям военных лет - 1941г.-1945г. Великая Отечественная война.) П J
  2. Кто главный герой нашего произведения? (Героем стал юный участник войны подросток - Ваня Солнцев.)
  3. О Ване и о людях, которые помогли и повели его по жизни мы с вами поговорим на нашем уроке.
  1. Проверка домашнего задания. Работа в группах

          1-я группа:  Портрет Вани (слушание рассказа "Ваня Солнцев")

2-я группа: Жизнь Вани до встречи с разведчиками.

 3 –я группа:. Жизнь у разведчиков.

4-я группа: задание № 1, № 2 в тетради "Литературное чтение".

№1 Проталинки. Перечитать описание первого знакомства с мальчиком. Прочитать выразительно.

Ученики читают эпизод знакомства разведчиков с мальчиком и описание его портрета, отмечают, как автор говорит о Ване, какие слова выбирает, чтобы показать страдающего от войны ребенка.

№ 2 Поиск. Как жил Ваня до встречи с разведчиками? В каких словах слышится огорчение мальчика?

Ученики указывают сравнения и слова, передающие переживания Вани, его нежелание расстаться с разведчиками, страх мальчика потерять обретенную было семью приютивших его разведчиков.

 5-я группа: задание № 6  в тетради "Литературное чтение": работа с кроссвордом (поисковое чтение). Герои повести.

Ученики находят главу, в которой есть предложения и абзацы с данными словами, читают текст, выбирают нужное слово.

Задание № 4 Соответствие.

  1. Каким изобразил мальчика автор? Каким представляете Ваню вы? Обсуждение ответов и обмен мнениями всеми учениками.
  1. Составлеиие        рассказа - характеристика героев повести. Учитель. Литература - очень богатый и глубокий вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его внутренний мир. Мы много узнали о Ване, о разведчиках, об их взаимоотношениях, давайте вспомним их поступки, выясним причины, обобщим все, что знаем, составим рассказ характеристику. Какие они?

Работа в группах.

ВАНЯ        РАЗВЕДЧИКИ

самостоятельный        добрые

надеется на себя        общительные

смелый        мужественные

уверенный в себе        осторожные

смышленый        любят детей

вежливый        способны понять и оценить хорошего человека

  1. Какие взаимоотношения сложились у героев?

ВАНЯ               РАЗВЕДЧИКИ

уважал,                      по отцовски любили,

старался быть нужным            заботились, жалели

Анализируя взаимоотношения героев, делаем вывод: какие бы трудности не возникли на твоем пути, нужно их достойно преодолевать, прикладывая определенные усилия. Хорошо когда рядом с тобой люди, которые могут поддержать в трудный момент и всегда придти на помощь.

  1. Работа с текстом произведения

Выразительное чтение эпизода " Встреча с капитаном Енакиевым ".

  1. Как относится автор к своему герою - Ване Солнцеву?
  2. Почему повесть озаглавлена "Сын полка"?

Работа с эпиграфом (как понимают).

- Зачем мы читаем произведения о детях, созданных в разное время? (Эти произведения помогают расширить свои знания о жизни и человеческих отношениях, совершить путешествие в давнее и недавнее прошлое, в иные страны, вместе с литературными героями пережить неизведанное, научиться лучше, понимать, себя и других людей.)

  1. Игра "Вспомни и назови"

Зачитываются отрывки из произведений о детях:

  1. А.П. Гайдар "Тимур и его команда",
  2. Л.Пантелеев "Новенькая",
  3. Марк Твен "Приключения Тома Сойера".
  1. Итог урока
  2. Домашнее задание

по выбору:

  1. подготовить выразительное чтение одного эпизода повести;
  2. подготовить рассказ от лица героя повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....