Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе "Буква Ёё"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
познакомить детей с буквами Ё,ё; учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; продолжить совершенствование слого-звукового анализа слов, развивать при этом внимание и наблюдательность; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.docx | 62.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе.
Тема: «Буква Ё ё и звуки [й о],[o]».
Цель урока: познакомить детей с буквами Ё,ё; учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; продолжить совершенствование слого-звукового анализа слов, развивать при этом внимание и наблюдательность; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: схемы слови картинки: ёлка, ёжик; картинка с печатной и прописной буквой Ёё; рисунок облака со слогами и словами, карточки со словами, елочные игрушки, ёлки.
I. Орг. момент.
- У нас необычный урок, к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке, чему вы научились за эти 3 месяца. Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их.
- А сейчас повернёмся к соседу, улыбнёмся, мысленно пожелаем здоровья, удачи друг другу.
- Повернулись ко мне, я желаю вам быть внимательными, активно работать на уроке и ещё быть терпеливыми, ведь это так сложно.
II. Беседа.
-У нас сейчас урок обучения грамоте. Давайте вспомним, для чего человеку нужна речь? (Чтобы общаться, разговаривать, передавать и получать информацию).
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- А из чего состоят предложения? (из слов)
- На что можно поделить слова? (на слоги)
- Из чего состоят слоги? (из звуков)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какими могут быть гласные? (ударные и безударные)
- На какие группы делятся согласные? (звонкие и глухие; твёрдые и мягкие).
III. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, в котором нас ожидает знакомство с новой хитрой буквой.
А т.к. мы познакомимся с новой буквой, значит, нам предстоит:
-научиться слышать новый звук в словах;
-учиться читать слова и предложения с новой буквой;
-выясним, почему же эта буква хитрая;
-а также мы узнаем много новой и интересной информации.
IV. Работа над новым материалом.
-Итак, мы отправляемся в путь и первая наша остановка «Остров Звуковой».
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, какие деревья растут на этом острове.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт.
А в иголках круглый год? (Ель)
Как по- другому называют это дерево? (Ёлка) – картинка
Проведём слого-звуковой анализ слова ёлка.
Сколько слогов в слове? (ёл-ка)
Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)
Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)
-Составим схему к этому слову.
Позовите слово, на какой слог падает ударение?
- Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А ниток – ни одной. (Ёжик) – картинка
-Правильно! Молодцы!
Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.
Сколько в слове слогов? (ё-жик)
Из каких звуков состоит первый слог? (йо)
Второй слог? (жык)
- Составим схему.
На какой слог падает ударение? (на 1)
Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите. (йо)
Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой ё
А чтобы нам познакомиться с новой буквой отправляемся в путь к следующему острову.
Вторая остановка «Остров новой буквы»
(Учитель показывает детям таблицу с печатной и прописной буквой Ё).
- Давайте произнесём эту букву. Как она произносится? (тянется) Значит, эта буква, какая? (гласная)
- Ребята на этом острове живёт наша новая буква ё.
- На что похожа буква «Ё»?
- На какую букву похожа печатная буква «Ё»? Послушаем стихотворение.
Е и Ё родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
- Буква « Ё» похожа на букву « Е», но только у неё есть две точки.
- Послушайте сказку о букве ё. Как она появилась.
Сказка.
Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Буква «Е» испугалась и спряталась под ель. На неё упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. Так «Е» превратилась в «Ё». От этого «Ё» - всегда ударная гласная.
- Сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили букву Ё. (работа по карточкам)
Ёлка, ежевика, юркий, ёршик, енот, еловый, ёж, песенка, яркий, юла, яблоко, ёлочка.
- Подчеркните все буквы ё.
- Проверка. В каких словах подчеркнули букву Ё?
Физминутка.
- А сейчас давайте отдохнём.
Ёжик топал по тропинке (ходьба на месте)
И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины)
Ёжик топал не спеша (ходьба на месте)
Тихо листьями шурша (ладошками показываем шелест листьев)
А навстречу скачет зайка (скачут на месте)
Длинноухий попрыгай-ка (ладошками изображают уши зайки)
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку (показывают, как тащат морковку)
- А сейчас мы отправляемся на следующий остров.
Третья остановка «Остров слияний».
- Итак, мы переходим к чтению сочетаний и слов с буквой Ё.
- Посмотрите на облако, из которого идет дождь. Давайте прочитаем сначала слоги-слияния с буквой ё.
Обратите внимание, что когда буква ё стоит после согласной, т.е. в слиянии, сколько звуков она обозначает? (1 – о), а согласный звук слышится как? (мягко)
- Теперь прочитаем слова с этой буквой. Читать слова с буквой ё легко, если эта буква стоит вначале слова или после гласной буквы, то её надо просто назвать.
ЁЖ ЁЖИК СВОЁ
ЁРШ ЁЛКА МОЁ
ТВОЁ СПОЁМ
- Давайте позовём слова и определим, на какую гласную падает ударение.
Вывод: Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука вначале слова и после гласной.
- Послушайте стихотворение.
-Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква ё даёт отчёт:
-Ничего житьё течёт, я ударная всегда!
-Ой-ё-ёй, вот это да!
- Ребята, обратите внимание на слова житьё-бытьё. Произнесите.
Вывод: После «ь» буква ё обозначает два звука.
звуков она обозначает? (1 – о), а согласный звук слышится как? (мягко)
Вывод: Буква Ё имеет два звука, когда стоит вначале слова, после гласной буквы или после мягкого знака.
- Какие ещё гласные буквы могут иметь два звука? (е, я)
- Ребята, пришло время отправляться на остров Чтения, где мы будем как вы думаете, что делать?
- Правильно, мы будем читать предложения и рассказы с буквой ё.
Четвёртая остановка «Остров Чтения».
- Сейчас мы прочитаем рассказ о лесном зверьке. (стр.31)
- Из чего состоит текст? Что еще есть текста?
- Как назовем текст?
- Где были ребята?
- Что они слышали?
- Кто это был?
- Кто напал на ёжика?
- Что случилось с Жучкой?
Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес)
Ёж спасается от врагов своими иголками. Свернётся в клубок и фыркает сердито. Попробуй-ка, возьми его! Зимой ежи спят, а летом охотятся на насекомых, мышей и даже на змей.
Пятая остановка «Малыши заблудились».
- Следующая остановка «Малыши заблудились». Нужно помочь каждому детёнышу найти родителя.
слон львёнок лось утёнок
лев слонёнок утка лосёнок
гусь гусёнок тигр тигрёнок
- Подумай, какая часть слова «делает» из взрослого животного детёныша.
V. Подведение итогов.
Шестая остановка «Остров подведения итогов».
- Ну а сейчас мы отправляемся на последний остров «Остров Подведения итогов»
- Ребята, с какой новой буквой познакомились?
- Почему она хитрая?
Игра «Наряди ёлку».
- А сейчас поиграем в игру «Наряди ёлку»
- Нам нужно ёлку украсить игрушками. Но сегодня у нас будут необычные игрушки, а игрушки-слова с новой буквой. Среди всех слов из конверта
1 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 1 звук;
2 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 2 звука и стоит в начале слова;
3 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 2 звука и стоит после гласной.
(украшаем ёлку словами).
- Вам понравился урок?
- Молодцы! Хорошо работали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....
Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе (ПНШ)
Урок по Обучению грамоте в 1 классе Тема : Звук и буква З....
Открытый урок по обучению грамоте
Тема:Звук и буква ы.Задачи: 1). Создать условия для знакомства с буквой ы и формирования фонематического навыка учащихся.2). Содействовать в развитии устной речи учащихся; умение давать полные и...
Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.
Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш. Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...
Открытый урок-путешествие (обучение грамоте)
Тема: «Звук [у] и его обозначение буквами у, ю»....
Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»
Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....
конспект открытого урока по обучению грамоте
Тема урока: "Звуки [л],[л\']. Буква Л,л...