Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению на тему
Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ped_chteniya_2016.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.
Акимова Н. С., Зенкова Е. Е. МАОУ СОШ № 146
г. Екатеринбурга
учителя начальных классов
«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, каждому из нас знаком и понятен смысл известной пословицы. От умения читать правильно, бегло, выразительно, работать с текстом зависит все обучение в школе не только на уроках литературы, ведь на сегодняшний день чтение – ведущий способ восприятия информации.
Общепризнанным является на сегодня тот факт, что снижение интереса к чтению стало общемировой тенденцией. Не только Россия, но и страны Европы и США ищут эффективные способы изменить данную ситуацию.
Глaвная цель школьнoго oбучения- фoрмирование всесторонне развитой личнoсти ученика. Основным способом получения новой информации по-прежнему остается чтение. Современному обществу нужен челoвек, умеющий самостoятельно добывать нoвые знания и применять их в различной деятельнoсти. Не случайнo умение рабoтать с информацией включенo в пять ключевых кoмпетенций образованногo человека, выделенных ЮНЕСКО.
Как заинтересовать ребенка книгой? Как пробудить в нем любовь к чтению?Эти вопросы одни из основных, которые задают себе педагоги начальной школы. А ведь сначала надо научить читать.
В букварный период мы предлагаем привлекать сказочных или мультипликационных героев – старуху Шапокляк, Чебурашку, Лунтика, Незнайку. Сказочный персонаж, пришедший к ребятам в гости на урок, приносит корзинку или мешок с волшебными листочками. Дети по очереди выходят к доске и достают из мешочка листочки со слогами. Учащиеся складывают слоги в знакомые слова, потом уже из слов составляют предложения. И вот уже наши сказочные герои вместе с детьми составляют из предложений короткие сказки (5-6 предложений).
Для застенчивых учащихся, которые пока еще не хотят выходить к доске, можно предложить игру «Эхо»: 1 ученик у доски читает сказку вслух, остальные повторяют, как эхо.
У каждого учителя есть набор сюжетных иллюстраций по развитию речи, на основе которых можно составить небольшой рассказ по заданной теме: зимой от голода дети спасают птичек в парке, мальчик нашел потерявшегося щенка, девочка помогает маме по дому, друзья помогают заболевшему однокласснику справиться с домашними заданиями и многие другие.
Очень нравится детям задание, которому мы дали название «Поиграй в прятки со словами». На электронной доске (можно и на обычной зеленой) появляются 4-5 рядов букв в «случайном» порядке, среди которых «вдруг» появляются слова. Дети их находят и прочитывают вслух. Мы обычно найденные слова объединяем одной темой: птицы, звери, рыбы, грибы, цветы и т.д:
ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ
ЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФ
ЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК
ИТЫЪЩЕГОЛСЙВБЗАЙК
АБАНИРШЛОШАДЪАЛУ
МОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕН
ГУРУБИРШЛОСБЩСИРУ
ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФ
УЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛ
ЯЯГУШКАСЛУ
Как правило, наши ученики с удовольствием выполняют это задание, поэтому мы напечатали карточки с найденными словами и вместе с детьми составляли небольшие рассказы: «Кто живет в лесу?» «Найди хвойные деревья», «Что растет ниже всех в лесу и в поле?» Выполнение этого упражнения помогает учащимся расширить знания об окружающем мире, учит составлять текст по заданной теме.
Когда дети уже научились читать, вновь происходит угасание интреса к чтению. Связано это, в первую очередь с тем, что навык беглого, выразительного чтения у многих учеников еще не сформирован, а слушать на уроке невыразительное, невнятное бормотание вызывает скуку у уже хорошо читающих детей.
Мы предлагаем использовать в таких случаях небольшие по содержанию произведения в форме диалога, где требуется изменять интонацию (надо задать вопрос, возмутиться, обрадоваться, рассердиться и т.д.):
- Здравствуй, куманек!
- Здравствуй, кумушка!
- Здоров ли ты, куманек?
- Здоров, кумушка, здоров.
- А приходи ко мне в гости!
- Отчего ж не прийти? Приду.
На каждом уроке мы предлагаем использование образца чтения – это может быть чтение учителем небольшого отрывка или всего произведения целиком, можно предложить использование аудиокниг, прослушивание записей, когда литературное произведение читают артисты под музыкальное произведение. После прослушивания просим детей определить какие эмоции возникали у героев, в каком настроении они находились. Дети учатся определению эмоции говорящего по интонации, тембру голоса, темпу речи, аргументируют свои доводы.
Для повышения интереса к чтению во время перемен мы отводим некоторое время для книги – 5-7 минут, когда дети спокойно садятся за парты и читают книгу, принесенную из дома. 1-2 раза в месяц мы проводим урок «В гости книга к нам пришла», где учащиеся рассказывают о тех книгах, что прочитали или в данный момент читают – 1 класс; второклассники дают характеристику героев – кто является положительным или отрицательным персонажем, называют вид произведения, высказывают свою и авторскую оценку поступков персонажей.
В 3-4 классе дети объясняют свой выбор той или иной книги, рекомендуют ее к прочтению одноклассникам – готовят рекламу своей любимой книги. В конце занятия учащиеся делятся впечатлениями чья реклама им больше понравилась, какую книгу захотелось прочитать.
Во время этих занятий мы так же «рекламируем» те книги, которые читаем сами. Мы считаем, что учащиеся должны быть в курсе, что учитель тоже является читателем, так дети приходят к пониманию того, что читателем человек является на протяжении всей жизни на конкретном примере.
К повышению читательского интереса привлекаем родителей учеников. Предлагаем родителям чаще дома читать самим, чтобы дети видели их за книгой. Часто используем совместное чтение – учащиеся, родители и учитель читают одно произведение, потом делятся впечатлениями, обсуждают героев, сюжет. С этой целью можно пригласить на урок родителей и провести его в форме заседания «Клуба любителей чтения».
Мы считаем, что для того, чтобы ребенок полюбил книгу, недостаточно ему говорить о том, как важно уметь читать, как это интересно и увлекательно. В первую очередь, ребенок учится на примере тех, кто находится с ним рядом, кому он доверяет – это родители, учитель. Если близкие читают, обсуждают прочитанное, то и ребенок начнет читать, полюбит это увлекательное занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»...
Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...
Развитие читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения»
В данной статье рассматривается актуальность проблемы чтения в начальной школе, для решения данной проблемы были рассмотрены особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формиро...
Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"
Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...
Формирование навыка скорочтения чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Статья для учителей начальных классов об упражениях, которые я использую в своей работе по формированию навыка скорочтения....