Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3-м классе
Дата: 5.10.2017г
Тема урока. Басни. Эзоп “Голубь, который хотел пить”, “Бесхвостая Лиса”, А. Е. Измайлов “Филин и Чиж”, И. А. Крылов “Крестьянин и работник”.
Цели:
- познакомить с баснями Эзопа, А. Е. Измайлова, И. А. Крылова;
- развивать речь и обогащать словарный запас детей;
- развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;
- осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений;
- продолжить работу по моделированию обложки;
- формировать оценочную самостоятельность.
Оборудование:
- учебная хрестоматия “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
- модели обложек;
- рабочая тетрадь “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина).
Ход урока
1. Организацион-ный момент.
– Итак, друзья, начнем урок!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас.
(Презентация) (Слайд 1)
Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописцев мы внимали.
2. Постановка задачи урока.
– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Прочитайте высказывание Крылова.
(Слайд 2)
“ Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Как вы понимаете, что такое порок?
(Слайд 3)
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. Как вы понимаете это высказывание?
– Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен. Выясним, какие пороки высмеивает автор. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов, вспомнить все, что вы узнали о баснях. Во время нашего путешествия нам предстоит познакомиться с новыми баснями
3. Речевая разминка.
– Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем разминку для нашего языка, ему сегодня придется очень много говорить.
а) “Играем в футбол”,
б) “едем на лошади”,
в) “чистим зубки”,
г) “сладкие губки”.
– Отправляемся в путешествие Стоп! Нам пришло письмо с волшебной скороговоркой. Давайте ее прочитаем про себя:
(Слайд 4)
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла
Лиса лапотки плела:
Мужу – двое, себе – трое,
А детишкам – по лаптишкам.
– А теперь давайте прочитаем так, как будто мы лисы и крадемся в курятник.
– Но мы не сумели туда попасть и за нами гоняться собаки. Давайте прочитаем так, как будто они за нами гоняться, а мы стараемся убежать.
4. Повторение раннее изученного.
(Слайд 5)
– Что такое басня? Вставьте, пропущенные слова.
(Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)
– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)
– Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов, Л. Н. Толстой, С. Михалков.)
(Слайд 6)
– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым баснописцем стал Эзоп.)
– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.(Слайд 7)
– Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)(Слайд 8)
– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)(Слайд 9)
– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)(Слайд 10)
– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)(Слайд 11)
– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.
(Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.)
1 | Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы |
|
|
2 | Большое по объему произведение |
|
|
3 | Может быть написана в прозе или стихах |
|
|
4 | В начале или в конце сформулирован вывод-мораль |
|
|
5 | Повторы |
|
|
6 | Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание) |
|
|
7 | Мало описаний |
|
|
8 | Высмеиваются человеческие пороки |
|
|
9 | Много диалогов |
|
|
10 | Интересный короткий занимательный сюжет |
|
|
11 | Волшебный помощник |
|
|
5. Сообщение темы урока.
(Слайд 12)
– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.
(Слайд 13)
– Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:
Работай дружно, по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством и басней еще одного замечательного баснописца А. Е. Измайлова.
(Слайд 14)
– Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) – баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: “Кулик-астроном”, “Лгун”, “Дворянка-буянка”, “Страсть к стихотворению”.
– Сегодня на уроке вы прослушаете басню “Филин и чиж”.
6. Физкультминутка.
– А сейчас я предлагают вам сделать зарядку для глаз.
(Работа по офтальмологической таблице Базарного.)
7. Словарная работа.
(Слайд 15)
– Я предлагаю вам прослушать эту басню.
Но для начала небольшая словарная работа.
Что в чем было мочи – изо всех сил.
Изряден – хорош.
Брать должно в образец – считать образцом, подражать.
Беспристрастно – справедливо.
Внимательно послушайте басню. Найдите в ней мораль.
(Слайд 16)
8. Первичное восприятие произведения.
(Чтение басни учителем.)
9. Проверка первичного восприятия.
– Прочитайте название басни.
– Назовите мне героев басни.
– Каким баснописец показал филина?
– Какие человеческие пороки высмеивает автор басни? Какая из пословиц больше подходит к этой басне.
(Слайд 17)
Говорит прямо, а делает криво.
- Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
- Всяк крестится, да не всяк молится.
- На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись.
- Кому служу, тому и пляшу.
- В глаза не хвали, за глаза не кори.
- Не годится в неправде язык шевелить, чтобы в очи хвалить, а за очи хулить.
- Встречай не лестью, а с честью!
- Чьим умом живет, того и песенку поет.
10. Постановка задач перед чтением.
Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, вспомним памятку: (Слайд 18)
“Читай ежедневно вслух и “про себя”.
1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.
2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. Значение непонятных слов найди в “словарике”.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
11. Подвижная физкультминутка.
(Слайд 19 )
12. Восприятие текста.
(Работа по группам.)
– А сейчас у нас будет работа по группам. Получите свои задания. Оценивать работу групп будем следующим образом:
– если у группы все получилось, то покажите красный карандаш;
- если все получилось хорошо, то желтый;
- если не все получилось, как надо, синего цвета;
- если только часть задания, то зеленого цвета.
1-я группа: Эзоп “Голубь, который хотел пить”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 1, тетрадь с 42–43 № 1–4.
2-я группа: Эзоп “Бесхвостая лисица”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 2 тетрадь, с 42–43 № 1 – 4.
3-я группа: И. А. Крылов “Крестьянин и работник”: прочитайте по ролям, разгадывание кроссворда, тетрадь с 42– 43 № 1– 4.
(Слайд 20)
13. Проверка работы групп.
(Чтение басни вслух, творческое задание.)
1-я группа:
– Как понимаете мораль басни?
– Какие басни Эзопа читали во 2 классе?
– Перевести мораль басни Эзопа “Голубь, который хотел пить”
2-я группа:
– Почему лисице не удалась ее хитрость?
– Как об этом говорит Эзоп? Перечитайте.
– Заполните сравнительную таблицу.
Сравнение.
| Эзоп | И. А. Крылов |
| “Бесхвостая лисица” | “Ворона и лиса” |
стиль |
|
|
мораль |
|
|
герои |
|
|
3-я группа:
– Найдите и зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете?
– Разгадайте кроссворд.
(Слайд 21)
- Кто в старости стал слаб глазами?
- Герой басни “Квартет”.
- Предмет, который героиня одной из басен "с полдюжины себе купила".
- Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
- Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”?
- Один из героев басни, которые “везти с поклажей воз взялись”
- У кого к зиме “ был готов и стол, и дом”?
- Герой басни “Лебедь, Щука и Рак”
13. Итог урока.
– Почему возник в литературе жанр – басня?
Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
– Почему басни называют нравоучительными?
(Слайд 22)
Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.
– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
Басня какого баснописца понравилась вам больше и почему?
(Слайд 23)
– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова, Эзопа, А. Е Измайлова устарели?
15. Домашнее задание.
– Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. На следующем уроке предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.
Придумайте и запишите свою басню по опорным словам: кот, мышь, спать, расхрабриться.
16. Рефлексия.
Условные обозначения для оценки работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....