конспект урока по литературному чтению 1 класс по программе пнш: «НАЧАЛО ПУТИ: ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПОМОЩНИКИ.»
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Cоболева Инга Сергеевна

в помощь учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл по программе пнш36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Литературное чтение

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Тема: «НАЧАЛО ПУТИ: ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПОМОЩНИКИ.»

Цель:. создание условий для ознакомления учащихся с новой учебной книгой, логикой ее построения, соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой; способствование совершенствованию навыков беглого выразительного чтения, развития речи учащихся, пополнения словарного запаса

Задачи:

  • Развивать учебно-познавательный интерес к новой учебной книге через знакомство с интригой, выполнение заданий по ориентировке в книге (рассматривание карты путешествия, работа со страничкой ОГЛАВЛЕНИЕ и условными обозначениями);
  • Познакомить детей с источником информации;
  • Формировать УУД: ориентироваться в учебнике по условным обозначениям и странице ОГЛАВЛЕНИЕ; использовать новые знаки (работа с хрестоматией, чтение по цепочке, номера уроков и страниц в учебнике)

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ознакомить учащихся с новым учебником “Литературное чтение” Н.А. Чураковой.
  • Привить интерес к литературному чтению как учебному предмету (интерес – любовь – уважение)
  • Разбудить речевую чуткость, языковую интуицию, пробудить потребность к самостоятельной творческой работе.
  • Получат возможность научиться находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.

личностные:

  • Развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.
  • Проявление положительного отношения к школе, учебной деятельности на уроке литературного чтения.
  • создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся;

; метапредметные УУД: 

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные – знакомятся со знаками, символами, приведенными в учебнике;

коммуникативные – используют в общении правила вежливости. 

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование:: Учебник литературного чтение  1 класс Чуракова.Н.А, карточки с текстом, карточки с волшебными предметами и вещами, сигнальные карточки, презентация, проектор, компьютер, карандаш

Этапы урока. Методы и приемы.

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент

Ребята, сегодня у нас праздник, мы с вами начинаем работать с новой учебной книгой.

Слайд 2-3

Вдоль картинок вы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Очень много вы узнали!

Очень много вы прочли!

Был ваш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

И теперь на книжной полке

Вас другие книжки ждут.

 

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость.

Регулятивные: контролируют свои действия

2. актуализация опорных знаний и умений

Слайд 4

– Прочитайте название учебника.

– Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.)

– Обратимся к толковому словарю.

Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником.

Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).

– Ребята, а зачем нам уметь читать?.

– Рассмотрите обложку.

- Кто нарисован на обложке учебника?

-Какие сказки напомнили рисунки?

Слайд5

– Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.

  • Брать книгу только чистыми руками.
  • Книга любит одежду – обложку и закладку.
  • Переворачивать странички за верхний правый угол.
  • Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».

 – Почему надо беречь книги? (Ответы детей.)

Уточнить наш маршрут поможет специальная страница, она называется ОГЛАВЛЕНИЕ. Вернитесь на 2-ую страницу учебника. Посмотрите в ОГЛАВЛЕНИИ нам указаны главы и названия тем, с которыми мы познакомимся. Мы можем пользоваться оглавлением как указателем, который расскажет, где мы побываем, вместе с Машей и Мишей. Сколько глав в нашем учебнике?

- Зачитайте последовательно названия глав.

Расскажите по порядку , где мы побываем?

Слайд 6

Образец условных обозначений – на доске.

- Какие из них вам уже знакомы?

- Новые обозначения есть?

. (Литературное чтение.)

Отвечать на вопросы учителя.

Маша и Миша читают

(Гуси- Лебеди, Колобок, Царевна - лягушка)

Вспоминать правила работы с книгой.

Отвечать на вопросы

7

Сначала мы побываем на огородах Бабы-Яги….

Познавательные: осознают познавательную задачу

Коммуникативные: строят свои высказывания и слушают другого

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу.

3. постановка учебной задачи

4.формулирование цели, планирование деятельности

открытие нового знания

физминутка

2 мин

5.первичная проверка понимания нового материала

Примение новых знаний

Самостоятельная работа. Работа в паре

Слайд 7

Знакомство с героями путешествия.

– Сегодня мы начитаем путешествие с Машей и Мишей. А вы любите путешествовать?

Кот ученый будет нас сопровождать

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По сказкам интересным,

По дорогам заповедным.

Слайд 8

– Знакомьтесь, ребята, вот он (показ иллюстрации).

– Что вы знаете о нем? (Ответы детей.)

Кот ученый – мастер рассказывать сказки.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди...

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке: «Заходи!»

Однажды Машенька говорит:

– Смотри, братец,

В комнате светло!

Какой денек хороший:

Солнечно, тепло!

Берем с тобою по лукошку –

И скорее в путь-дорожку.

2. Работа по учебнику (с. 3). (Чтение учителем интриги)

Маша и Миша перешли речку Татьянку и оказались возле таблички «Огороды Бабы- яги»…….

- Попробуйте представить как будет мешать зелёный горошек

– Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы?

– Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему?

– Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.)

Слайд 9

3.)Работа по учебнику (с. 4–5).

– Рассмотрите  карту  нашего  пути.

  Нелегким  будет  путь  в  Волшебный лес.

Мы в волшебство нырнем с тобой,

Не покидая парту.

Страну Чудес своей рукой

Мы нанесем на карту.

Лежит на севере тот лес,

А может, на востоке?

Он страшный иль красивый,

Жестокий или добрый?

Не можем знать мы – ты и я –

Все о Волшебном лесе.

Но из него придут друзья,

И станет интересней!

– Ой, а это кто?

Слайд 10

Сказочный я элемент,

У меня есть документ.

На метле своей летаю

И детишек я пугаю.

– Кто это? (Баба-яга.)

Слайд 11

Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги.

Слайд 12

- Рассмотрите карту путешествия, кого вы видите?

- Что растёт на огородах Бабы – Яги?

- Зачем Баба-яга их выращивает?

- Прочитайте надписи на табличках, которые держат растения, о чём они просят?

- Легко ли будет добраться до Волшебного леса?

–  если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.)

Слайд 13

.Вы помните, что мы встречаемся Репейниками? Знаете о чём они просят?Чтение интриги (стр.4-5)

- Чего же хотят Репейники от Маши и Миши?

- А Маша и Миша знают, что такое докучная сказка? А мы знаем?

- Что же теперь делать?

– Что значит скучать?

В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли  сказать,  что  он  бездельничал,  грустил,  ему  не  с  кем  было общаться?

– Какое  же  слово  поможет  нам  объяснить  значение  слова  «докучать»?

Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения.

– Что изменилось? А что осталось прежним?

Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.)

Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!»)

Примечание. во время составления предложений учитель обращает внимание детей на правильное построение.

 

3. Работа по карточкам

 Индивидуальная работа по карточкам.

Хорошо читающие дети получают карточки с отрывками из сказок, готовятся зачитать их классу.

Слайд 14

Карточка 1

«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос.

Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное, для топки очага в зимнее время.

– Неплохая вещь, – сказал сам себе Джузеппе, – можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола...

Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал:

– Ой-ой, потише, пожалуйста!»

(«Буратино, или золотой ключик».)

Слайд 15

Карточка 2

«Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

(«Курочка Ряба».)

Слайд 16

Карточка 3

«Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы – одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!»

(«Дюймовочка».)

Слайд 17

Карточка 4

«Потом зачерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду.

В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой».

(«По щучьему велению».)

Слайд 18

Соедините предметы и вещи, но сначала отгадайте что это за сказка.

(Дюймовочка – ласточка, дед и баба – курочка Ряба, Буратино – золотой ключик, Емеля – щука, печка.)

– Какие  из  этих  сказок  вам  знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно?

Отвечать на вопросы

Анализировать иллюстрации

Работать с учебником.

Дети слушают учителя

(Захватывать усиками, удерживать, запутывать ноги, ещё будет дразнить

Сапоги-скороходы – это сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага – и оказаться в другой стране. Шапка-невидимка – это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым.)

(Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; а я думаю, что Маша – старшая и смелая девочка – выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша – младший – возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.)

Скатерть-самобранка, ковёр-самолёт

 Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой.

 

(Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.)

Нужно выполнить их задания-они хотят, чтобы им рассказали докучную сказку, это и будет пропуском  для них

нет

нет

 

(Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.)

Нет, он мешал делать уроки.)

(Надоедать.)

(Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.)

Чтение по карточкам

Работа по карточкам

Работать по карточкам

Работать в паре

Читать отрывок сказки.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Познавательные: понимают информацию в форме схем и рисунков.

Коммуникативные:

Вступают в сотрудничество с одноклассниками.

Личностные: осознают ответственность за свои действия.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Коммуникативные: строят свои высказывания и слушают другого

Коммуникативные:

Вступают в сотрудничество с одноклассниками.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Коммуникативные: строят свои высказывания и слушают другого

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение.

Регулятивные:

адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Личностные: показывают отношение к предмету

6.  Рефлексия.

Слайд 19

Путешествие наше заканчивается

Скажите, а куда попали Маша и Миша?

А куда бы хотели попасть вы?

Много интересного нас ждёт впереди?

У вас на партах – фишки.

Зеленый круг  – я молодец, , у меня все получилось, я все понял.

Желтый– я испытывал затруднение.

 Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

Покажите тот цвет на который вы себя оцениваете.

-Молодцы. Урок закончен.

Слайд 20

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание согласно требования.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение.

Регулятивные:

адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Личностные: показывают отношение к предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе по теме: «Начало пути: волшебные предметы и помощники». ПНШ

Эта презентация предназначена для использования на уроке литературного чтения в 1 классе по программе ПНШ. Тема урока : "Начало пути: волшебные предметы и помощники"...

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Планета знаний" Тема: "Числовой луч – наш помощник. Решение задач"

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Планета знаний"Тема: "Числовой луч – наш помощник. Решение задач"Цели урока:·...

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...

Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. Тема: Михаил Пляцковский «Помощник»

Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. Тема: Михаил Пляцковский «Помощник»...