Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предмет: литературное чтение
Тема: «Звук [ щ`]. Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу»
Участники: учащиеся 1 класса.
Тип урока: урок ОНЗ
Учитель: Акулинина Татьяна Николаевна.
ГОАОУ «ЦОРиО» г. Липецк.
Данный урок составлен по системно-деятельностному методу в соответствии с ФГОС.
На уроке открытия нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по литературному чтению
Тема: «Звук [щ`]. Правописание слов с буквосочетаниями
ча-ща, чу-щу»
Подготовила
учитель начальных классов
ГОАОУ «ЦОРиО»
Г. Липецка
Акулинина Т. Н.
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Звук [щ’]. Правописание слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу».
Цель: познакомить с новым звуком [щ`] , его особенностями и буквой Щ щ, с правилами написания слогов с буквой щ.
Формируемые УУД:
Предметные:
1. Познакомить с новой буквой и звуком.
2. Познакомить с правилом написания ща, щу.
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученной буквой и сочетаниями ча-ща, чу –щу.
4. Совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать фонематический слух, обогащать словарный запас;
Метапредметные:
Познавательные:
преобразовывать практическую задачу в познавательную, формулировать и удерживать учебную задачу.
Регулятивные:
выделять группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные:
- строить понятные высказывания, работать в паре.
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:
- воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; работать в паре, анализировать и исправлять свои ошибки, делать выводы.
Личностные:
- формировать интерес к предметно – исследовательской деятельности;
- определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Оборудование: Климанова Л.Ф. Азбука 1 класс, презентация, карточки для составления звуковых схем (или цветные карандаши), карточки с текстом, конверты со словами для составления предложений.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Мотивация к учебной деятельности: | Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.
Начинаем наш урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. 2) – Ребята, давайте прочитаем пословицу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Читают хором с учителем Слайд № 2) - Как вы ее понимаете? (Чтобы чего- то добиться, нужно трудиться) Вот и мы с вами, чтобы открыть новое, должны потрудиться. | Личностные: самоопределение к учебной деятельности. Регулятивные: выдвигать версии, уметь их обосновывать. |
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | Цель: 1) повторить признаки гласных и согласных звуков, правила написания буквосочетаний ча и чу; 2) повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1. - Для начала давайте вспомним особенности гласных и согласных звуков. - Назовите признаки гласных звуков. (Произносятся с голосом, при произнесении воздух во рту не встречает препятствий, образуют слоги.) - Назовите признаки согласных звуков. (Произносятся с шумом, при произнесении воздух встречает преграды в виде языка, зубов и губ) 2. На какие группы можно разбить гласные?(те которые служат для обозначения мягкости предшествующего согласного звука и те, которые служат для обозначения твердости предшествующего согласного звука) - Назовите гласные, которые служат для обозначения мягкости предшествующего согласного. (е, ё, ю, я, и) 3. – Какие правила надо помнить при написании слов: чудесный, часовой ? ( на обычной доске) (ча пиши с буквой а, чу пиши с буквой у). - Почему именно с гласными, которые обозначают твердость предшествующего согласного? ( звук [ч’] всегда мягкий, поэтому нет необходимости обозначать его мягкость). 5. Пробное действие Ребята, какие предметы изображены на слайде ? (Слайд №3), назовите их. Какой предмет лишний ? Почему? (Все начинаются со звука [ш], а щетка со звука[щ’] - Дайте характеристику звуку [ш](согласный, твердый непарный, глухой, шипящий, на письме обозначается буквой «ш»). - Составьте звуковые схемы на листочках к словам шишка и шапка (2 человека работают у доски) - Дайте характеристику звуку [щ’] ? - Почему вы затрудняетесь? ( мы еще не знакомы с этим звуком) - Можем мы сейчас составить звуковую схему к слову щетка? (нет) | Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
ΙΙΙ. Выявления места и причины затруднения. | Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения -Какое задание вы должны были выполнить? Дать характеристику звуку [щ’]. - Почему возникло затруднение? Мы еще такую работу не выполняли. - Что нужно сделать? (остановиться и подумать, как преодолеть трудности) | Регулятивные 1) формирование умения высказывать своё предположение 2) формирование умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
ΙV. Построение проекта выхода из затруднения. | Цель: построить проект выхода из затруднения. - Какие цели поставите перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [щ’] и понять, как этот звук обозначается на письме). - Давайте вместе составим план наших действий. Продолжите предложения: Слайд № 4 1.Познакомиться (со звуком [щ’] и буквой, которая обозначает этот звук). 2. Учиться отличать (звук [щ’] от других звуков). 3. Учиться читать (слоги и слова с новой буквой). - Можем мы воспользоваться ранее полученными знаниями, чтобы открыть новое? | Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: планирование , прогнозирование; Познавательные- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Личностные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока. |
V. Реализация проекта выхода из затруднения. | Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2)организовать фиксацию построенного способа действия в речи; 3)организовать уточнение общего характера нового знания. 1. Учитель. Произнесите и послушайте звук [щ`]. Дайте ему характеристику. Ученики. Звук [щ`] – согласный (когда произносим, образуется преграда: зубы соединяются), глухой, мягкий. Учитель. На письме звук [щ`] обозначается буквой щ (уточняется правильное название буквы). - Посмотрите на ленту букв и найдите букву щ. - Найдите место буквы в алфавите. - Для чего нам нужна заглавная буква Щ? (Чтобы писать имена собственные) Приведите примеры. Сформулируйте теперь тему нашего урока. Учитель «Звук [щ`]. Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу» Слайд № 5 - Продолжим открывать новые знания. Слайд № 6 2. Откройте учебник с. 52. Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом. Давайте еще раз хором прочитаем слоги на доске. - Как произносится звук [щ`] перед гласными а, о, у? (мягко). - Как произносится звук [щ`] перед гласными и , е ? (мягко). Учитель: Есть ли у него твердая пара? Проверьте по учебнику, посмотрите на звуковое изображение под волшебным квадратом. Вывод: звук [щ`] – непарный мягкий согласный. - Почему после буквы щ пишутся буквы а и у ? ( звук [щ`] всегда мягкий, поэтому дополнительно его мягкость обозначать не надо). - Какое правило можно сформулировать? (ща- пиши с а, щу – пиши с у) Прочитайте правило, на которое указывает Мудрая Сова в учебнике на с. 53? - А какие еще правила вы знаете? (жи – ши пиши с и Слайд №7) Слайд № 8 3. Прочитайте слова (хором). роща щука чаща угощу пища щурить Учитель. Почему именно так разделены слова на столбики? Ученики. В первом столбике в словах встречается сочетание «ща», во втором – «щу». Итак, ребята, все ли пункты плана мы реализовали? Можем теперь составить звуковую схему слова щетка? (да). (Составляют на листочках с проговариванием вслух, а я фиксирую на доске) Справились мы с трудностями? | Регулятивные: выдвигать версии, уметь их обосновывать. Познавательные: 1. формирование умение выявлять сущность, особенности объектов; 2. формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; 5) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам; |
Физкультминутка | Цель: Снять усталость и напряжение глаз, внести элемент непринуждённости и расслабления. | |
VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. Учитель. Отгадайте загадку. Слайд 9 Опасней всех она в реке, Ученики. Щука. Учитель. Что вы знаете об этой рыбе? Ученики. Живет в реках, питается маленькими рыбками… Учитель. Давайте прочитаем рассказ о щуке на с. 53 жужжащим чтением. - Где же еще, вы, узнали, может водиться щука?( в озерах, прудах ). А теперь прочитайте этот текст по предложениям по цепочке. - Как двигается щука? (быстро) - С чем сравнивают ее умение быстро плавать? Учитель. Составьте звуковую схему к слову «щука». Эту работу будем выполнять в парах. Напомните правила работы в парах. Слайд № 10 Ученики составляют схему, одна пара – у доски. После самостоятельного составления идет проверка и комментарии. ( звук [щ`] – согл. мягкий непарный, глухой, шипящий , на письме обозначается буквой Щ и т. д.) | Познавательные: формирование умения представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные формирование умения работать в паре. |
VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения находить изученную букву в тексте, работать с текстом. 1.Подготовка к восприятию нового текста. Ученики читают слова по слогам на слайде. Слайд № 11 роща чаща душистые ландыши Какие правила надо знать, чтобы не допустить ошибку при написании этих слов? (ча – ща пиши с а, ши – с и). Работа по развитию речи. Слайд № 12 Учитель. Значение каких слов непонятно? (Разбираются слова «роща», «чаща»). Роща и чаща - это разновидности леса. Посмотрите на две картины русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который на своих картинах нередко изображал лес. Посмотрите на первую картину «Лесная глушь». Как растут деревья? Ученики, подбирая слова, должны «подойти» к слову «часто». Какое слово оно напоминает по звучанию? Ученики. Чаща. Учитель. Подумайте, какой лес называется чащей? Ученик. Густой, частый лес. Учитель. Почему художник использовал темные краски? Ученики. Солнечным лучам трудно проникнуть сквозь густую листву. Учитель. Посмотрите на другую картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Чем отличается лес на этой картине от леса на предыдущей? Ученики. Деревья растут не близко друг к другу, есть широкие тропинки, больше света. Учитель. Это и есть роща – небольшой лес. Ученики проговаривают составленные предложения. Пауза. Слайд 13, 14 Закройте глаза и представьте теплый день в роще. Звучит пение соловья. Учитель обращает внимание, что дети услышали пение соловья – одну из лучших певчих птиц.
У каждого ученика карточка с текстом. Прочитайте и подчеркните в словах букву щ. В роще. Шумят березы. Это роща. Там свищут соловьи. Высоко стучат дятлы. Даша и Ваня увидели душистые ландыши. Щенок Дружок бегал за бабочками. Проверка по образцу. Слайд № 15 - У кого все правильно? Молодцы. - У кого есть ошибки? - Как надо действовать, чтобы не допускать ошибок? Прочитайте текст еще раз. Анализ текста. - Как зовут детей? - Как зовут щенка? - Какие птицы поют в роще? - Какие цветы увидели дети? - Какое время года описывается? Почему вы так решили? Учитель. Найдите слова из текста с буквосочетаниями, написание которых надо запомнить. Ученики. Роща, свищут, стучат, душистые, ландыши. Учитель. Найдите слово из текста, которое соответствует схеме. ( На обычной доске.) Ученики. Щенок. Слайд № 16 | Коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: 1)формирование умения извлекать информацию из схем, текстов. 2) формирование умения находить ответы на вопросы по картине. |
VΙΙΙ. Включения в систему знаний и повторение. | Цель: организовать тренинг умения читать слова с новой буквой, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. - С какой буквой мы познакомились? - А для чего она нужна нам? Работа с деформированными предложениями (работа в парах). Учитель. У кого дома есть щенок или взрослая собака? Кто хотел бы завести четвероногого друга? Ответы детей. Учитель. Собака – не только друг, с которым можно поиграть, за ней необходимо правильно ухаживать, заботиться. Сейчас будем работать в парах. Каждая пара получит конверт со словами. Из этих слов надо составить предложение – правило ухода за собакой. Ученики в парах работают со словами, составляя правила. 1 ряд После мойте лапы. собаке прогулки каждой ( После каждой прогулки мойте собаке лапы.) шампунем. надо в месяц раз Купать специальным собаку ( Купать собаку надо раз в месяц специальным шампунем) 2 ряд. чистите Обязательно ушки любимцу. вашему ( Обязательно чистите ушки вашему любимцу.) расчёсывайте Специальной шерсть щёткой собаки. ( Специальной щеткой расчесывайте шерсть собаки). 3 ряд. Учите и выполнению правилам собаку поведения правилам команд. (Учите собаку правилам поведения и выполнению команд.) подальше Устройте для сна от сквозняков. место собаки (Устройте для сна собаки место подальше от сквозняков) Ученики зачитывают получившиеся правила. Если необходимо, даются комментарии. 1. Игра «Догадайся» Слайд № 17 Щ И Русский суп. Щ И Т Этим защищались древние воины. Щ У К А Зубастая рыба. Щ Е К А Часть лица. Щ Е Л Ь Дырочка в полу, в стене. Щ Е П К А Осколок дерева. Щ Е Н О К Маленькая собачка. Щ Ё Т К А Они разные: ими чистят зубы, одежду, пол. | Познавательные: 1) формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; 4) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 1) формирование умения слушать и понимать других; 2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; 4) формирование умения работать в паре. |
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. - Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? - Достигли ли цели? – Все ли поставленные задачи выполнили? - Дайте характеристику звуку [щ`] ( Согласный, непарный мягкий, глухой, шипящий) Какой буквой обозначается звук? Кто знал ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, поднимите зеленый смайлик. - У кого некоторые задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, выберите желтый смайлик. - Кому сложно было выполнять почти все задания, кто не знал, как отвечать на многие вопросы, выберите красный смайлик. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные -рефлексия деятельности; Личностные : смыслообразование, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...