Картина бескрайних просторов, ржаного поля в стихотворении А.А. Фета Зреет рожь над жаркой нивой...
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Краевая Виктория Валерьевна

Дата: 

База практики: 

Образовательная система: «Школа России».

Класс: 

Учитель: 

Практикант: 

Тема урока: Картина бескрайних просторов, ржаного поля в стихотворении А.А. Фета "Зреет рожь над жаркой нивой..."

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: помочь учащимся увидеть красоту пейзажа, понять, что хороший урожай хлеба - залог благополучия людей.

Задачи:     

Предметные:

1.  Формировать новые знания о поэте А.А. Фете как о литературной личности, и о человеке в целом.

2.  Развивать умение читать стихотворение выразительно.

3.  Развивать умение антиципировать по картинкам.

 

4. Развивать умение находить выразительные средства языка (Олицетворение, метафора, эпитет).

Метапредметные: способствовать формированию метапредметных УУД.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.  Знания о поэте А.А. Фете как о литературной личности, и о человеке в целом.

2.  Умение читать стихотворение выразительно.

3.  Умение антиципировать по картинкам.

 

4. Умение находить выразительные средства языка (Олицетворение, метафора, эпитет).

Личностные:

1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения.

Метапредметные:

Познавательные:

 

1) умение находить необходимые слова в тексте; 

2) умение проводить сравнение классификацию по заданным критериям.

 

Коммуникативные:

 

1) умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

2)  умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Регулятивные:

 

1) умение формулировать учебную задачу и сохранять её;

2) умение оценивать выразительное чтение товарищей.

Образовательный ресурс: УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение», авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Учебник для общеобразовательной организации в двух частях. Часть 1 - Москва , Просвещение 2017.

 

План

1. Организационное начало урока.

1.1 Приветствие

1.2 Проверка готовности к уроку.

1.3. Эмоциональный настрой. Релаксация.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1 Проверка д\з

2.2. Антиципация по фотографиям.        

2.3. Беседа об авторе.

3. Целеполагание

3.1. Постановка цели урока.

3.2. Постановка задач урока.

4. Работа по теме урока

4.1. Первичное восприятие текста стихотворения.

4.2. Проверка первичного восприятия.

4.3. Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся.

4.4. Беседа по прочитанному стихотворению.

5. Проверка усвоения темы урока.

5.1. Выполнение теста

5.2. Взаимопроверка.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

7. Домашнее задание. 

                                                                Сценарий урока:

 Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые

 УД

1.Организа-ция начала урока.

 

 

 

 

Дидактическая задача: организовать детей на урок, мотивировать их деятельность

1.1. Приветствие и знакомство.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Виктория Валерьевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку.

-Проверьте, вашу готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник по литературному чтению, дневник и пенал.

1.3. Эмоциональный настрой. Релаксация.

-Ребята, а сейчас закройте глаза и включи своё воображение. (Прослушивание звука ветра).

-Ребята, в каком вы месте побывали?

-Что вы представляли?

-Что вы слышали?

-Какой  был ветер тёплый\холодный?

 

 

2. Актуализа-ция знаний.

 

Дидактическая задача: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания

2.1. Проверка д\з.

-Ребята, что вам было задано на дом? (Выучить стихотворение Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»)

-Кто хочет его прочитать перед всем классом? (Спросить 3 учеников)

Самооценка:

 

2.2. Антиципация по фотографиям.

-Ребята, посмотрите на 2 портрета. Здесь изображён один и тот же человек\разные люди? (Один и тот же).

-Почему ты так решил?

-Как вы думаете, какой этот человек по характеру?

-Какой он был в молодости, в старости?

-Скажите, кто знает этого человека, изображённого на слайде, кто он? (Афанасий Афанасьевич Фет)

-Ребята, в конце урока вы будете писать тест, поэтому слушайте очень внимательно!

2.3. Беседа об авторе.

-Ребята, что вы знаете об этом поэте?

-Ребята, давайте вспомним биографию Фета, с помощью картинок.

Я буду показывать картинку, а вы постарайтесь определить, как она может быть связана с поэтом.

1. А. Фет родился в маленькой деревне.

2. Обучался за границей, потом приехал в Москву.

-А теперь ребята, послушайте интересные факты о поэте А.А. Фете:

Интересные факты:

1.  Большую часть жизни поэт прожил под фамилией Фет, которая принадлежала его матери. Но на самом деле его настоящая фамилия Шеншин. Именно под этой фамилией он жил до 14 лет. Кроме того последние 19 лет жизни он также провел под настоящей фамилией Шеншин.

2.  Кроме того, что Афанасий был поэтом, он еще и был отличным переводчиком. И только ему на тот момент удалось полностью перевести Фауста. Это было очень большое достижение по тем временам.

3. Фета называли певцом русской природы.

4. Поэт близко дружил с Тургеневым и Толстым.

 

 

3. Целеполага-ние.

Дидактическая задача: привлечение учащихся к прогнозированию темы урока и задач учебной деятельности.

3.1. Формулирование темы урока

-Сегодня мы с вами будем работать на 65 странице.

-Ребята, составим тему, используя эти картинки и слова. Подсказками у вас будут стрелочки.

-Скажите, какая тема получилась? (Картина бескрайних просторов, ржаного поля в стихотворении А.А. Фета "Зреет рожь над жаркой нивой...")

3.2. Формулирование цели и задач урока.

-Ребята, я знаю, что вы изучали творчество А. Фета. Какую цель вы поставите перед собой? (Цель: увидеть красоту пейзажа, понять, что хороший урожай хлеба - залог благополучия людей).

-Какие задачи поставите перед собой? Отталкивайтесь от темы, пользуйтесь учебником.

1. Прочитать новое стихотворение А. Фета.

2. Понять содержания стихотворения, выделяя выразительные средства.

3. Продолжить работу над составлением партитуры стихотворения.

-Что делали на данном этапе? (планировали свою работу на уроке) ФИЗМИНУТКА

 

4. Введение знаний в опыт.

Дидактическая задача: закрепление полученных ранее знаний и усовершенствование их.

4.1. Первичное восприятие текста стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…» в исполнении профессионала.

4.2. Проверка первичного восприятия.

-Вам понравилось прочтение?

-Что изобразил Фет в своём стихотворении? (Поле ржи (хлебное поле)).

4.3. Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся.

– Как бы вы передали настроение поэта при чтении стихотворения?

-Ребята, прочитайте это стихотворение про себя.

4.4. Беседа по прочитанному стихотворению.

-Скажите, какая картина открылась перед вами, какие запахи, может звуки, вы почуствовали\услышали?

– Какие бы краски вы использовали, чтобы нарисовать картину, изображенную поэтом?

-Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? (показывает безбрежность пространства, широту чувств и эмоций, показывает родные просторы).

-Почему Фет выбрал именно эти слова?

4.5. Анализ стихотворения.

4.5.1. Работа над выразительными средствами стихотворения.

-Ребята, какие вы знаете выразительные средства?

-Скажите, что такое эпитет? (Эпитет – это слово, которое является средством для красивой и выразительной речи. Чаще всего эпитеты употребляются в художественной литературе для привлечения внимания к ярким качествам характера человека или свойствам предметов.)

-Давайте найдём в этом стихотворении эпитеты (Жаркая
(нива), прихотливый (ветер), золотые (переливы), безбрежная (жатва), огнедышащее (око)).

-Что такое олицетворение? (Олицетворение- средство художественной выразительности, перенесение человеческих качеств, черт на неодушевленные предметы.)

-Кто уже нашёл в стихотворении олицетворение? (Гонит ветер, месяц сморит, месяц изумлен, день раскинул объятия, небо смежает око).

4.5.2. Работа с составлением партитуры

-Вы отлично поработали, ребята! А кто мне скажет, что такое партитура? (Партитура стиха или партитура текста - это правильное расставление логического ударения, пауз, выделение слов).

-Давайте вспомним, обозначения (работа по слайду).

-Составьте правильно партитуры.

4.6. Выразительное чтение стихотворения.

 -Кто прочитает его вслух? (3 ученика)

 

5. Проверка усвоения темы урока.

 

5.1. Выполнение теста

-Вы получили тест, проверьте ваши знания. Принимайтесь к работе.

5.2. Взаимопроверка.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом, и проверить его работу. Проверяйте по эталону, который на слайде.

-Выделите ошибки  и поставьте оценку.

Критерии оценивания:

   0 ошибок – «5»

   1-2 ошибки – «4»

   3 ошибки – «3»

  Более ошибок – «2»

 

 

 

6. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, посмотрите на задачи, послушайте задачи, удалось ли нам выполнить их?

-Что мы делали для их достижения?

 

7.  Домашнее задание

 

Домашнее задание:

 

-Я очень рада была с вами поработать, вы все хорошо постарались. До свидания, урок окончен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

«Зреет рожь над жаркой нивой …» Картина бескрайних просторов

Слайд 5

короткая пауза. | - || - ___ - ___ - д олгая пауза. с лово , которое надо выделить. ____ с лово , которое надо выделить ещё сильнее. - р асположение голоса (выше, ниже, ровное чтение) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

стихотворение А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка..»

Тема урока: стихотворение А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка..»Цель: знакомство и анализ стихотворения А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»Задачи:Образовательные: познакомить с творчеством А. Фета; ф...

«Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

1Тип урока:урок открытия новых знаний2Класс:3 «в»3Тема:«Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»4Образовательная программа, автор:УМК «РО системы Л.В. Занкова», Свиридова В.Ю. Лите...

Анализ стихотворения А.А. Фета "Весенний дождь"

Представлена презентация  анализа стихотворения А.А. Фета "Весенний дождь" в начальной школе...