Конспект к уроку литературное чтение 3 класс К. Паустовский "Растрепанный воробей"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Здравствуйте! Размещаю конспект урока по литературному чтению 3 класс К. Паустовский "Растепанный воробей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paustovskiy.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК «Школа России»
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Подготовила Литвиненко Л.С.ГБОУ школа 638 г. Павловск
учитель начальных классов
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией К. Г. Паустовского, его произведением «Растрепанный воробей», обучения определению характеров героев литературных произведений и отслеживанию их в развитии, осознанному чтению текста художественного произведения «про себя»; совершенствовать умения пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), высказывать собственную точку зрения; способствовать развитию эмоционального восприятия текста, речевой активности, навыков аналитического чтения; содействовать воспитанию интереса к чтению, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с произведением К. Г. Паустовского;
научатся осознанно читать текст художественного произведения «про себя»; делить текст
на части, озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; высказывать собственную точку зрения.
Метапредметные:
познавательные: сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку волшебную и рассказ);
регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой
(парой) план изучения темы урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства
и отношение к героям своих произведений.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– Здравствуйте, ребята.
– Послушайте внимательно четверостишье и скажите, о ком в нем говорится.
Сегодня о пернатых
Мы были-небылицы
Продолжим изучать,
И четко ход событий
Мы будем отмечать. (О пернатых.(птицах)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
– Скажите, кто такие пернатые? (Пернатые – это птицы.)
– Как вы думаете, какова история образования этого слова? (Пернатых называют так, потому что их тело покрыто перьями.)
– Давайте проверим наше предположение, обратимся к толковому словарю.
2. Работа с толковым словарем.
Пернатый – покрытый перьями, с перьевым покровом.
– Значит, мы правильно сформулировали значение этого слова.
3. Постановка учебной задачи урока.
– О каких именно пернатых пойдет речь в произведении, с которым мы будем работать на сегодняшнем уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
Как назвать нам эту птичку,
Что похожа на синичку:
Тем же ходом и размером,
Только цветом — буро-серым? (Воробей) Автор: Юрий Чистяков
Кар-кар-кар! — кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? (Ворона)
– В произведении, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, речь пойдет о птицах. Одними из главных героев произведения будут воробей и ворона
— А что вы знаете об этих птицах?
Воробей.
Воробей – птица маленьких размеров. Длина тела воробья составляет от 15 до 17 сантиметров. Весит животное в среднем не более 35 граммов. У воробья недлинное туловище, маленькая голова и небольшой размах крыльев.
Глазки у птицы напоминают бусинки и имеют черный цвет. Окрас воробья зависит от вида. Чаще всего крылья бурого оттенка. Брюшко птаха серое. Самцы обладают заметно более красочным оперением, нежели самки.
Воробьи встречаются практически во всех уголках планеты. Существует 35 видов этой птицы, которая прекрасно приспособилась к различным условиям окружающей среды.
Живут в природе, как правило, не дольше 4 лет. Однако встречаются особи, которым и по 8 – 10 лет.
Воробей является активной птицей. Он большую часть времени ищет пищу. Воробьи любят гигиену, поэтому купаются в лужицах и грязи. Таким образом, они избавляются от паразитов в перьях. Питается воробей в основном растительной пищей: ягодами и семенами. Насекомые также входят в его рацион.
Ворон.
Ворон это сравнительно крупная птица. Насчитывается около 10 подвидов этого животного. Длина тела ворона составляет в среднем 65 сантиметров. Окрас перьев полностью черный.
Клюв острый и достаточно прочный. Глаза у ворона также черные. Размах крыльев ворона довольно внушительный – до 120 сантиметров. Весит птица, как правило, от 800 до 1500 граммов.
Ворон является распространенной птицей и населяет практически все северное полушарие нашей планеты. Встретить его можно в Евразии, а также Северной Америке. Ворон предпочитает малозаселенные территории с лесистой местностью. Предпочитает селиться в хвойных лесах.
В естественной среде вороны живут не больше 12 лет. В неволе птица способна жить значительно дольше.
Ворон является обитателем лесных просторов. Эта птица не находится долго на одном месте. Вороны объединяются в стаи и кочуют. Целью таких перелетов практически всегда становится поиск пищи. В одной стае насчитывается от 10 до 40 птиц. Вороны способны преодолевать значительное расстояние – до 200 километров.
Питаются в основном падалью. Однако птица считается всеядной и не брезгует едой растительного происхождения. Небольшие птицы, насекомые и грызуны также входят в рацион ворона.
Физкультминутка
Птички в гнездышке сидят
(дети сидят, скрестив руки)
Во все стороны глядят,
(повороты головы)
Погулять они хотят,
(топают ногами)
И тихонько все летят
(машут руками)
Прилетели и тихонько сели.
III. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы будем работать с произведением К. Г. Паустовского
– Название произведения зашифровано на доске, попробуйте убрать «лишние» буквы, и у вас получится название.
На доске: «нпаврорастрепанный смворобейшнгой».
(«Лишние» буквы убираются.)
– Как вы понимаете значение слова растрепанный? (Не собранный)
– Кто будет главным героем? (Воробей.)
– Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Сегодня на уроке мы будем читать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей», будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.)
IV. Знакомство с биографией К. Г. Паустовского
– Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разносторонняя, склонная к занятиям искусством. Детство провел на Украине у деда и бабушки.
Всю свою жизнь Паустовский любил путешествовать: впечатления от этих поездок
и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».
Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки.
– На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям родной земли, искусству и природе.
– Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?( Он добрый, отзывчивый, очень любит природу.)
V. Словарная работа.
– Прочитайте быстро слова. (Воробей, ворона, девочка, наковальня, торба, сварливая.)
– Значение, каких слов вам непонятно.
Объясняет значения слов.
Наковальня – опорный кузнечный инструмент для холодной и горячей обработки металлов.
Сварливая – ворчливая склонная к ссорам.
Торба – мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.
– Как вы думаете, связаны ли эти слова с произведением, которое мы будем читать? (Да, эти слова встретятся в тексте.)
VI. Работа над содержанием текста
(Чтение первой части сказки — до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке...». Вопросы к рассказу.)
– Сейчас вы прослушаете первую часть текста.
– С чего начинается сказка? (Она начинается с описания настенных часов. Они необычные.)
– Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.)
– Как зовут нянюшку? (Нянюшка Петровна.)
– Кем по профессии была Машина мама? (Мама Маши – балерина.)
– В каком театре она танцевала? (Машина мама работала в Большом театре.)
– Сейчас его называют Государственный академический Большой театр.
–Давайте сравним описание здания Большого театра с его изображением, обратите внимание на то, как Паустовский точно и в то же время, образно описывает внешний вид здания.
– Найдите в рассказе описание театра, в котором танцевала мама. (Театр был огромный,
с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.)
– Найдите повествование об отце Маши. Прочитайте. (Он был моряком. Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.)
– С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Мама достала стеклянный букет и сказала ему несколько слов. Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)
– А сейчас поиграем в игру « Верю –не верю»
Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».
Вопросы
1.Железный кузнец в часах опустил молот?
2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз?
3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа?
4.Маша стояла у окна?
5.Маша ушла в театр?
6.Театр был огромный с деревянными ставнями?
7.На крыше театра были чугунные лошади?
8. Нянюшку Маши звали Петровна?
9.Мама Маши в театре танцевала?
10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку?
11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла?
Проверка. Сколько + и -
(+,+,-,+,-,-,+,+,+,-,+.)
VII. Рефлексия
– Вот и подошел к концу наш урок . Вы довольны своей работой. По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.
сегодня я узнал...
мне было трудно…
я смог…
мне было интересно узнать, что…
меня удивило
я понял, что…
я научился…
— Назовите имя писателя. Какое произведение начали читать? О чем оно?
VIII. Домашнее задание
Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...
Конспект открытого урока литературного чтения : К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
Умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем....
Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)
Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...