Урок литературного чтения 3 класс. Тема "И.А. Крылов "Ворона и Лисица"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Данный урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Великие русские писатели» по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx | 214.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Янпольская Ирина Анатольевна
МАОУ «СШ №8» г. Когалым, ХМАО-Югра
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица».
Цели урока:
- Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.
- Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
- Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
- Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Оборудование: проектор (презентация).
- Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
- Как понимаете эти слова?
- Я желаю вам удачи и дружной работы на уроке.
- Пусть доброе настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справиться с учебными задачами.
-Какие качества характера из перечисленных мной нам пригодятся на уроке? (хлопнуть в ладоши)
(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лень, справедливость, зависть, доброжелательность, невежество, трудолюбие, забота о других)
-Молодцы!
- Постановка темы и цели урока
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое путешествие, в прошлое.
- Ребята, в каком веке мы с вами живём? (в 21 в.) Как же нам попасть в Россию 19 века, какой вид транспорта мы выберем?
(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)
- Путешествие в XIХ век начинается...
(Дети считают: 5, 4, 3, 2, 1... пуск!)
Иллюстрация Санкт-Петербурга 19 века.
- Почему очутились здесь, в Санкт-Петербурге 19 века? (Мы очутились в городе Санкт-Петербурге, потому что там жил человек, о котором будем говорить на уроке.)
- Возьмите голубой конверт и прочитаете ключевые слова. (РАБОТА В ГРУППЕ)
Родился в семье офицера.
Рано остался без родителей.
Учился из милости.
Работал в суде.
Был библиотекарем.
Занимался самообразованием.
Имел псевдоним ВОЛЫРК НАВИ.
- Попробуйте догадаться о ком идёт речь? (слайд И.А. Крылов)
-Решите логическую задачу.
«Захар, Марина и Володя прочитали басни И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки» и «Ворона и Лисица». Захар прочитал басню «Зеркало и Обезьяна», а Марина не читала басню «Ворона и Лисица». Какие басни прочитали Марина и Володя? (Марина - «Мартышка и очки», Володя – «Ворона и лисица»)
-Какую басню мы с вами не читали?
- Сформулируйте тему и цели урока. (Познакомиться с новой басней, уметь находить мораль и понимать её, научиться читать выразительно)
- Давайте вспомним, что же такое басня, работая в паре.
Проверка по слайду. КЛАСТЕР БАСНЯ
Проверка д/з
- С какой басней познакомились вчера на уроке?
- Кто главные герои басни «Зеркало и обезьяна», цель этой басни и мораль.
- Какую пословицу использовал Крылов в басне? (Чем кумушек считать……..)
-Какую пословицу мы подобрали к басне? (Других не суди, на себя посмотри»)
- Прочитай эту пословицу так, как должен её прочитать медведь, бабушка, диктор.
4. Актуализация знаний
Беседа о вороне. (показать иллюстрацию)
-Что вам известно о вороне?
Беседа о лисице. (показать иллюстрацию)
- Что знаем о лисе?
-Что знаем о её поведении?
Давайте сделаем предположение.
-Кто из этих героев может быть льстецом?
- Чтобы понять, что это слово обозначает, давайте обратимся к словарю.
ЛЕСТЬ – угодное восхваление, т.е. кого – то хвалят, чтобы угодить.
-Это хорошо или плохо?
- Наши мнения разошлись.
- Сейчас вы прослушаете запись басни «Ворона и Лисица» в исполнении народного артиста Игоря Ильинского.
- Понравилась ли вам басня?
-Какая история приключилась с вороной?
-Почему ворона осталась ни с чем?
-Кто же в этой басне оказался льстецом? Значит ЛЕСТЬ – это хорошее качество или плохое?
4. Словарная работа.
- Перед самостоятельным чтением давайте разберём смысл трудных слов и выражений.
ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привёл в восторг.
ЗОБ – расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
ГНУСНЫЙ – внушающий отвращение.
ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ – забраться с трудом на что – либо.
НЕ ВПРОК – бесполезно.
ПЛУТОВКА – обманщица, хитрая.
БОГ ПОСЛАЛ – случайно добытая.
ВЕЩУНЬИНА – предсказательница.
АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК – нежный.
5.Чтение басни детьми.( жужжащее чтение самостоятельно)
Чтение вслух.
6. Работа над произведением.
-Давайте нарисуем картинный план.
-Какое выражение употребил Крылов, подчёркивая, что ворона не стащила сыр, а наткнулась случайно?
-Как ворона села на дерево? (взгромоздясь) Почему автор использовал именно это слово?
-Проследить по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия вороны? (взгромоздилась, собралась, призадумалась, держала, вскружилась, каркнула)
-Какой вы себе представляете ворону? (неуклюжей, глупой)
-Какие звуки подобраны для вороны?
- Давайте назовём 1 картину. (Ворона нашла сыр)
-Как оказалась около дерева лиса?
-Как ведёт себя лиса, увидев ворону? (плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит)
-Картина 2.( Появление лисы)
-Как лиса называла ворону?
-Что лиса хвалила у вороны и как?
-Как правильно нужно читать хвалебные речи лисы? (нежно, ласково, с хитростью)
-Зачем лиса так долго расхваливала ворону?
-Почему так часто видим восклицательный знак. Прочитайте эти предложения.
- Картина 3. (Обращение лисы)
-Как действуют на ворону ласковые слова лисицы? (вскружилась голова, в зобу дыханье спёрло)
-Благодаря чему лиса присвоила сыр?
-Картина 4. (Сыр выпал – с ним была плутовка такова)
А сейчас прочитаем мораль басни, где Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток – лесть.
7. Работа над моралью.
-Найдите мораль басни.
-Почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна? Ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Лесть вводит в заблуждение. Приятно, когда о тебе говорят правду.)
-Почему Крылов говорит, что в сердце льстец всегда отыщет уголок? (Заманчиво слышать о себе хвалебные слова, купаться в славе)
-Кого осуждает Крылов? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть)
- Давайте вернёмся к словам, которые мы образовали.
ЛЬСТЕЦ – Кто может быть?
ЛЬСТИТЬ – значит говорить не от чистого сердца, хитрить.
ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА – красивые, но неправдивые.
Вывод: Льстить – плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что – то ждёт взамен за ложную похвалу.
8. Выразительное чтение басни.
- Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так что бы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую плутовку лису.
9. Инсценировка басни. (Режиссёр назначает автора, лису, ворону. Декорации: маска лисы, вороны, сыр, дерево)
- Сейчас проверим внимательно ли вы читали басню.
Тест.
1. В какое время происходят события?
а) утро
б) день
в) вечер
2. Куда села ворона?
а) дуб
б) сук
в) ель
3. Где ворона держала сыр?
а) в клюве
б) во рту
в) в зубах
4. Как лиса называет ворону?
а) чудо – птица
б) царь – птица
в) жар – птица
5. Что не хвалила лиса у вороны?
а) лапки
б) глазки
в) шейка
-За каждый правильный ответ 1 балл. Подсчитайте в паре сколько баллов вы заработали.
Возвращение домой
При работе с машиной времени нажать «пуск», сразу «возвращаемся домой».
- Мы с вами дома, в XXI веке.
10.Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Сделаем короткое обобщение:
Крылов – кто? (баснописец, великий русский писатель)
Басни – какие? (интересные, поучительные)
Высмеивают – что? (не человека, а отрицательные черты характера)
11. Домашнее задание
Басню наизусть; придумать и написать короткое письмо И.А. Крылову.
Перед этим раздаю памятки:
- Я прочитал (а) (рассказ, стихотворение, басню)
- Больше всего запомнилось
- Понравилось
- Не понравилось
- Мое эмоциональное состояние
- Этот (рассказ, стихотворение, басня) учит меня …
Дополнительно
1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300?
2. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр?
3. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе?
4. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?
5. Что в конце басни Мартышка сделала с очками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»УУДПознавательные:·...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"
Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС...
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...
Урок литературного чтения И.А.Крылов "Ворона и лисица"
Урок литературного чтения в 3 классе....