Тематическое планирование курса литературного чтения 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Тематическое планирование курса литературного чтения 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._chtenie.docx | 77.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса литературного чтения
4 класс
( 4 часа в неделю, всего – 136 часов)
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
4 класс | ||
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух произведений фольклора и классической литературы. Формирование эмоциональной отзывчивости на содержание произведения или книги, умения высказывать своё отношение к произведению, уважительно относиться к мнению учителя и одноклассников. Восприятие художественных произведений как особого вида искусства и умение соотносить их с произведениями живописи и музыки, развитие потребности слушать художественное слово. Формирование уважения к общечеловеческим ценностям. Понятия: Родина, справедливость, отзывчивость, добро, зло, честность, дружба, ответственность. Слушание произведений на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного текста. Воспитание готовности к общению с собеседником, умения признавать чужую точку зрения и аргументировать свою. Умение слушать вопросы учителя по содержанию произведения, давать полные ответы, дополнять ответы одноклассников, формулировать вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждать о героях произведения Чтение Чтение в соответствии с индивидуальными возможностями. Практическое овладение основными орфоэпическими нормами литературного языка. Уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением, произносить их правильно, уметь проверять их звучание по словарю. Осознание задачи чтения вслух: воспроизведение произведения в темпе, соответствующем содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передача позиции автора и своего отношения к описанным событиям, героям и их поступкам. Чтение незнакомого произведения в темпе, необходимом для понимания читаемого текста. Выразительное чтение подготовленного текста: определение задачи чтения, темпа, интонационного рисунка; определение выразительных средств, тренировочное чтение, самооценка чтения. Овладение алгоритмом учебных действий для выработки универсального умения читать выразительно Чтение молча (про себя) при ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом видах чтения. Чтение молча разножанровых произведений фольклора народов России и мира, произведений отечественных и зарубежных писателей-классиков. Ознакомительное (первичное) чтение молча произведений в учебнике и учебной хрестоматии, книг по изучаемому разделу. Использование умения читать молча для работы с текстами произведений; формирование умения пользоваться изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения для решения учебных задач по любому предмету. Формирование умения читать молча как средства для поиска информации и обогащения читательского опыта. Осознанное чтение молча описаний картин природы в произведениях, повествований и рассуждений. Чтение молча книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов Работа с разными видами текстов Определение цели чтения текстов художественных и научно-познавательных произведений, знакомство с содержанием произведения, изучающее чтение текстов, поисковое чтение (выбор нужной информации, фактов, суждений), чтение произведений и книг по собственному желанию и выбору. Восприятие текстов произведений (при слушании, чтении вслух и молча), понимание содержания произведения (ответы на вопросы, подтверждение ответов словами из текста). Определение особенностей каждого произведения (авторская принадлежность, заголовок, жанр, тема, стихотворная или прозаическая форма) и специфики текстов (художественного, научно-популярного, справочного). Определение темы самостоятельно прочитанного произведения (о Родине, о животных, о детях, о природе, о приключениях), уточнение темы исходя из содержания произведения (о родной природе, об истории России, о дружбе детей, о защите и служении Родине, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о дружбе людей разных стран, о милосердии и справедливости и т. д.). Сравнение произведений одного жанра разных авторов, произведений одного автора, стихотворных и прозаических произведений одного автора. Понимание нравственного содержания произведения. Формирование духовно-нравственных ценностей: ценность жизни и смысл жизни; уважение к старшим и забота о младших, больных; достоинство человека, равноправие, чувство долга; представление о вере, свобода вероисповедания, толерантность; любовь к Родине и своему народу; уважение и доверие к людям; уважение к закону, государству. Умение соотносить поступки литературных героев с нравственно-этическими нормами; обогащение жизненного опыта примерами из художественных произведений и произведений фольклора. Использование изученных приёмов анализа текстов художественных произведений, деление текста на смысловые части, выделение ключевых эпизодов, установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, составление планов (озаглавливание частей, составление вопросов к каждой части, знаково-символическое моделирование), определение идеи произведения. Алгоритм составления плана; самостоятельное составление алгоритма выполнения учебной задачи. Выделение структурных элементов текста (абзац, часть, глава, эпизод), использование знаний о структуре текста в работе с произведением; понимание соответствия заглавия содержанию произведения. Обсуждение произведения: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждать ответы словами из текста произведения. Формулирование вопросов, ответов, суждений о произведении и его героях. Овладение универсальным алгоритмом пересказа текста произведения кратко, подробно и выборочно (отдельных эпизодов). Работа с внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание иллюстрации, соотнесение её с текстом, выделение на рисунке деталей, дополняющих текст. Сравнение представления о героях писателя и художника; писателя, художника и читателя. Подбор и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Сравнение образов литературного произведения с произведениями изобразительного искусства и музыки Работа с текстом художественного произведения Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения: образы героев, эмоциональное воздействие на читателя, средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры), идейно-нравственное содержание произведения. Развитие восприятия художественного слова и особенностей авторского текста, адекватная эмоциональная реакция на содержание прослушанного или прочитанного произведения. Умение отличать контекстное значение слова от его прямого значения. Герои и их поступки: портреты героев, особенности поведения, детали костюма, отношения с другими персонажами произведения. Составление плана рассказа о герое — выбор необходимых эпизодов, опорных слов и подготовка рассказа; формирование универсального алгоритма подготовки рассказа о герое художественного произведения. Сравнение героев произведения, отношения к ним автора, выражение своего отношения к ним. Понятия: герой произведения, главный герой, второстепенные персонажи, положительные и отрицательные герои, портрет и речь героя. Краткий и подробный пересказ с опорой на алгоритм учебных действий: самостоятельное чтение молча произведения, определение главной мысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей и составление плана, подготовка пересказа подробно авторского текста или кратко по ключевым предложениям. Выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Практическое знакомство с сюжетом и его частями (завязка, развитие действия, кульминация, заключение) и выборочный пересказ отдельных частей. Определение отношения автора к героям и их поступкам, формулирование своего мнения о произведении и героях. Классификация художественных произведений по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнение художественных произведений со сходными сюжетами (басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого; сказки, рассказы); вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев Работа с текстами научно-популярных произведений Практическое определение особенностей научно-популярных произведений: правдивое (фактологическое) описание предметов и явлений, событий. Умение работать с научно-популярным текстом: определение жанра, темы и авторской принадлежности; самостоятельное чтение молча, выделение точной информации, её усвоение и использование. Сравнение художественных и научно-популярных текстов разных жанров по теме и авторской принадлежности. Подробный пересказ научно-популярного текста. Краткий пересказ фактов, передача точной информации. Использование универсального умения работать с учебными и справочными текстами: чтение текста, выделение нужной информации. Чтение определений, выводов, справочных статей Библиографическая культура Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси; различение книг учебных, художественных, научно-популярных, справочных. Виды информации в книге: научная, справочная, художественная. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, справочная литература (словари, справочники, энциклопедии). Знакомство с правилами пользования библиотекой, использование рекомендательных библиографических списков и каталогов. Самостоятельный выбор и чтение произведений и книг, детской периодики, использование дополнительной информации, полученной при самостоятельном чтении, на уроках и внеурочных занятиях. Дополнительное чтение произведений по изучаемому разделу в хрестоматии и книгах, самостоятельно отобранных в библиотеке. Проектная деятельность в группах и индивидуально: выбор темы, сбор информации, книг и материалов, обработка материалов и оформление книг-самоделок, рукописных книг, постеров, презентаций. Защита проектов: монолог-презентация, сообщение о книге, авторе или на заданную тему Говорение (культура речевого общения) Восприятие художественного произведения как образца литературной речи. Воспроизведение содержания произведения с передачей особенностей авторской речи. Нахождение в текстах произведений диалогов, полилогов и монологов героев, определение их особенностей. Особенности диалогического общения: полно и правильно формулировать ответы на заданные вопросы, задавать вопросы по обсуждаемому произведению; уважительно относиться к собеседнику. Чтение диалогической речи героев, выражающее понимание образов, отношение автора к героям; инсценирование диалогов. Конструирование монологов (3–5 предложений) о произведении или героях. Высказывание суждений об этичности того или иного поступка героя произведения. Сравнение диалогов и монологов героя произведения, выделение описаний и рассуждений в его речи. Моделирование диалогов и монологов с использованием рассуждения. Понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика, обращение, слова вежливости Письмо (культура письменной речи) Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи. Знакомство с особенностями стихотворной и прозаической форм записи художественного текста. Поиск в текстах произведений описаний, повествований и рассуждений, а также средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов. Выполнение письменных упражнений: поиск в тексте нужного абзаца и списывание его; поиск в тексте произведения эпитетов, сравнений, обращений, имён героев и запись их в тетрадь. Написание небольших по объёму творческих работ: письменный рассказ о герое, описание портрета героя, отзыв о произведении или книге | Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки. Учиться относиться к литературным произведениям как к словесному искусству. Понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. Уметь читать осознанно произведение: темп и тон чтения, соответствующие содержанию и эмоциональной насыщенности произведения; передавать при чтении точку зрения автора; читать незнакомое произведение осознанно, понимать его содержание, показывая своё отношение к героям и их поступкам. Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделять паузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение. Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно Читать молча (без речедвижения) в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения молча (про себя) — не менее 100–130 слов в минуту. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Пользоваться умением читать молча для ознакомительного (первичного) чтения учебных текстов, художественных и научно-популярных произведений, справочных статей и книг. Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта. Уметь пользоваться чтением молча для поиска в текстах произведений описаний, повествований, рассуждений. Использовать умение читать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию. Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов. Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости). Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения. Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением. Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях. Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно. Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией). Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию. Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов. Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков. Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе. Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы. Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев. Пересказывать кратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритм подготовки пересказа. Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение). Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках. Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами. Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами Выделять особенности научно-популярных текстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий. Самостоятельно работать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания, рассказы и сказки). Сравнивать художественные и научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторской принадлежности. Пересказывать подробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений). Кратко излагать факты, описывать детали, передавать точную информацию. Пользоваться универсальным умением работать с учебными и справочными текстами. Находить в тексте конкретные факты и сведения, представленные в явном виде Познакомиться с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси. Различать книги художественные, научно-популярные, справочные, уметь пользоваться ими. Уметь работать с аппаратом книги, ориентироваться в структуре учебной книги, самостоятельно находить вопросы и задания в учебнике; обращаться к учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы. Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательными списками для подбора книг в каталоге библиотеки. Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательным указателям и в открытом фонде. Пользоваться дополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанных произведений и книг по теме. Уметь отбирать и читать произведения и книги по изучаемому разделу. Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: составлять план и распределять работу; собирать нужную информацию о книгах, героях книг, авторах; обрабатывать и систематизировать материал; готовить и проводить презентацию проекта (монолог-сообщение о книге, авторе или на заданную тему) Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него. Бережно относиться к авторскому тексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи. Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения, диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи. Уметь вести диалог — обсуждение изучаемого произведения, задавать вопросы по содержанию произведения, формулировать ответы на вопросы и подтверждать их примерами из произведения; поддерживать беседу и выражать интерес. Читать диалоги героев выразительно, по ролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах. Уметь конструировать монолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Высказывать своё суждение о поступках героев, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. Сравнивать диалоги и монологи героя произведения, выделять в них описания и рассуждения. Моделировать диалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами, индивидуально. Готовить небольшие сообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, о результатах проектной деятельности. Использовать в речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости Воспринимать произведения как образцы письменной речи. Выделять особенности жанров художественных и научно-популярных произведений. Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста. Находить в текстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях: находить в предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты, сравнения, имена героев и вписывать их. Писать небольшие по объёму творческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв о прочитанной книге |
Круг чтения | Произведения фольклора (сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира. Особенности произведений фольклора, использование пословиц для определения главной мысли произведения, для характеристики поступков героев. Басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева), структура басни, форма текста. Выделение «бродячих сюжетов». Сравнение басен со схожим сюжетом по форме, авторской принадлежности. Работа с произведениями русской классической литературы (В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, В.М. Гаршина, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М. Станюковича, Н.А. Некрасова). Произведения и книги зарубежных писателей-классиков (Марка Твена, Х.-К. Андерсена, Виктора Гюго). Произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров о детях и для детей. Сравнение произведений по темам, жанрам и авторской принадлежности; уточнение тем: о Родине (о служении Родине, о красоте родной природы и т. п.); о взаимоотношениях людей (о детях, о семье, о любви и честности и т. д.). Произведения отечественной литературы XX в. (А.Н. Толстого, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова, С.В. Михалкова, В.П. Катаева, А.П. Платонова). Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского, А.И. Куприна, В. Рыбакова, В.М. Пескова, Р. Сефа, М.А. Шолохова, И.С. Соколова-Микитова, Н.С. Шер. Произведения и книги о путешествиях и приключениях (А.П. Платонова, Н.П. Вагнера, Дж. Свифта). Работа с научно-популярными и справочными книгами по личному выбору для решения познавательных задач. Работа с аппаратом книги и структурой произведения, обучение составлению аннотации и написанию отзывов с опорой на алгоритм учебных действий. Развитие интереса к чтению детских периодических журналов («Костёр», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Отчего и почему?», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»). Использовать ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями («Детская газета», «Антошка» и др.). Чтение детских газет «Шапокляк», «Читайка», «Пионерская правда» | Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов. Соотносить главную мысль произведения с предложенными пословицами, подбирать самостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев. Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков. Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам. Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности. Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения. Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. Читать произведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику. Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач. Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной). Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге. Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодического издания на основе собственных интересов. Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др. Уметь находить и читать произведения по изучаемой теме или разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детских периодических изданиях |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Жанры фольклора: пословицы, песни, загадки, сказки, былины, легенды. Различение сказок о животных, бытовых и волшебных. Особенности построения народных сказок: зачины, повторы, присказки. Литературные (авторские) сказки. Фольклорные корни сказок (на примере сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.П. Ершова). Литературные сказки отечественных и зарубежных писателей Жанры литературных произведений: рассказ, сказка, стихотворение, басня. Практическое выделение в художественных произведениях описаний, рассуждений, повествований, диалогов и монологов героев. Прозаические и стихотворные произведения, их особенности. Особенности стихотворных произведений: стихотворная строка (стих), рифма, строфа. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями: произведение, художественное произведение, научно-популярное произведение, справочная статья, автор произведения, автор-рассказчик; сюжет, тема и жанр произведения; образ героя, герои положительные и отрицательные; точка зрения автора, точка зрения читателя; портрет героя, пейзаж, интерьер Средства выразительности художественной речи: синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, аллегории, гиперболы. Выделение под руководством учителя в произведениях средства выразительности, объяснять их значение для создания художественных образов, выражения чувств и описания картин | Сравнивать произведения фольклора: сказка, легенда, былина, пословица, загадка; определять особенности этих жанров. Различать сказки бытовые, волшебные Выделять зачины, повторы, присказки в народных сказках. Выделять особенности литературных сказок, сравнивать их с народными сказками; делать выводы. Сравнивать сказки отечественных и зарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы, сравнивать героев, оценивать их поступки Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности. Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев. Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений. Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении. Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ |
Творческая деятельность (на основе литературных произведений) | Воспроизводить авторский текст, пересказывая кратко или подробно, сохраняя особенности жанра произведения и авторской речи. Рассказывание произведений с зачитыванием отдельных отрывков или эпизодов. Выразительное чтение произведения с рассказыванием содержания отдельных частей или чтением наизусть наиболее ярких отрывков или кульминационного момента. Подготовка рассказа о героях произведений и их поступках с обоснованием своей точки зрения. Творческие пересказы текста произведения от лица героя или автора, от своего имени (читателя). Инсценирование, чтение по ролям, моделирование «живых картин» к отдельным эпизодам произведения. Работать с изменённым планом текста и восстанавливать его в соответствии с содержанием произведения. Словесное рисование картин к художественным произведениям или отдельным эпизодам. Создание иллюстраций к отдельным эпизодам произведений, оформление самодельных книг, газет индивидуально или в группах, в том числе с использованием ИКТ. Выполнение творческих проектных работ по темам «История печатной книги», «Мир русских пословиц», «Русская народная песня», «Книги бывают разные», «Жить — Родине служить» и т. д. Инсценирование изученных произведений к праздникам, конкурсам. Определение фрагмента для инсценирования; выбор и репетиция ролей. Выбор невербальных выразительных средств (мимика, жесты, интонация). Создание небольших произведений по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения). Написание сочинений под руководством учителя, отзывов о произведениях и книгах | Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты. Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев. Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов. Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения. Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. Восстанавливать деформированный план в соответствии с сюжетом произведения. Словесно описывать картины к отдельным эпизодам или целым произведениям. Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета). Выполнять творческие проектные работы по темам и изучаемым разделам в группах или индивидуально. Инсценировать изученные произведения по сценариям, сделанным под руководством учителя, к школьным праздникам, конкурсам. Создавать небольшие произведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения). Писать под руководством учителя небольшие сочинения на заданную тему, отзывы о произведениях и книгах |
Чтение: работа с информацией | Информация о героях произведений, представленная в явном виде (в тексте). Составление краткой аннотации на произведение (автор, заглавие, жанр, тема, главная мысль) или книгу (название, тема, тип книги, советы). Сбор информации о книгах, героях произведений, писателях и оформление информации в виде таблиц и схем с использованием ИКТ. Использование информации из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений. Дополнение таблиц, схем информацией о героях, предметах, явлениях или животных из научно-популярных или справочных книг, составление списка авторов по заданному критерию (в том числе с использованием ИКТ) | Находить нужную информацию о героях изучаемых произведений, представленную в явном виде. Составлять краткую аннотацию на произведение или книгу. Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе на компьютере. Использовать информацию из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений. Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете |
Календарно-тематическое (поурочное) планирование курса «Литературное чтение». 4 класс
Раздел программы | № уроков | Темы уроков | Кол. часов | Дата проведения | Примечание | |
план (№ нед.) | факт | |||||
Виды речевой и читательской деятельности. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | 1 | Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение» Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | 1 | 1 | 02.09 | |
2 | Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. Былина «Волхв Всеславович». Произведения фольклора. Былины. | 1 | 1 | 04 | ||
3 | Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», | 1 | 2 | 07 | ||
4 | Народные легенды .«Легенда о покорении Сибири Ермаком». | 1 | 2 | 09 | ||
5 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» | 1 | 2 | 11 | ||
6 | Слушание и работа с детскими книгами. Песня-слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». | 1 | 3 | 14 | ||
7 | Книги с фольклорными произведениями. Проверьте себя. Детская Библия, книги с былинами и легендами. | 1 | 3 | 16 | ||
8 | Басни. Произведения русских баснописцев. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И.И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н. Толстой «Стрекоза и Муравьи». | 1 | 3 | 18 | ||
9 | Слушание и работа с книгами басен. Произведения русских баснописцев. И. Хемницер «Друзья» И.А.Крылов «Крестьянин в беде». | 1 | 4 | 21 | ||
10 | Произведения русских баснописцев. А.Е.Измайлов «Кукушка». Дополнительное чтение. А.Е.Измайлов «Лестница». | 1 | 4 | 23 | ||
Виды речевой и читательской деятельности Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Творческая деятельность (на основе литературныхпроизведений) | 11 | Баснописец И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение . И.А.Крылов «Осел и Соловей», С.В.Михалков «Слово о Крылове». | 1 | 4 | 25 | |
Виды речевойи читательской деятельности | 12 | Обобщение по разделу. «Басни» Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 5 | 28 | |
13 | Стихотворения В.А. Жуковского. В. Жуковский «Песня, «Ночь». | 1 | 5 | 30 | ||
Виды речевой и читательской деятельности Творческая деятельность (на основе литературных произведений). | 14 | Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна» | 1 | 5 | 02.10 | |
15 | Слушание и работа с книгами. Книги В.А. Жуковского. Дополнительное чтение». Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери » | 1 | 6 | 05.10 | ||
Виды речевой и читательской деятельности | 16 | Произведения В.А. Жуковского Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 1 | 12.10 | 2цикл |
Виды речевой и читательской деятельности Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | 17 | Произведения А.С. Пушкина. Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень». Дополнительное чтение». Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» | 1 | 14.10 | ||
Виды речевой и читательской деятельности | 18 | Стихи А.С. Пушкина. А.С.Пушкин «И.И. Пущину». И.И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | 16.10 | ||
19 | Сказки А.С. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И. Даля. | 1 | 19 | |||
Виды речевой и читательской деятельности Творческая деятельность (на основе литературных произведений) | 20 | Произведения М.Ю.Лермонтова. Стихи М.Ю.Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус». | 1 | 21 | ||
Виды речевой и читательской деятельности | 21 | Стихи о природе М.Ю.Лермонтова .«Горные вершины…», «Утес». | 1 | 23 | ||
22 | Слушание и работа с книгами. Книги М.Ю. Лермонтова. Дополнительное чтение. М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня». | 1 | 26 | |||
23 | Литературные (авторские) сказки. П.П. Ершов «Конек-горбунок». | 1 | 28.10 | |||
24 | Обобщение «Русские поэты» Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 30.10 | |||
25-26 | Сказки В.М. Гаршина. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | 2 | 02.11 06.11 | |||
27 | Слушание и работа с книгами. Авторские сказки. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | 09.11 | |||
28 | Повторение литературных сказок. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 11.11 | |||
29-30 | Произведения русских писателей о детях. Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (главы из повести «Детство Темы»). | 2 | 13.11 16.11 | |||
31 | Слушание и работа с книгами. К.Станюкович. «Максимка» | 1 | 23.11 | 3цикл | ||
32 | Произведения русских писателей о детях . Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» | 1 | 25.11 | |||
33 | Обобщение по разделу. Произведения русских писателей о детях. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 27.11 | |||
34-35 | Произведения зарубежных писателей о детях. В.Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 2 | 30.11 02.12 | |||
Виды речевой и читательской деятельности. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | 36 | Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | 04.12 | ||
Виды речевой и читательской деятельности | 37-38 | Сказки зарубежных писателей. Сказка Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди». | 2 | 07.12 09.12 | ||
39 | Произведения Х.-К. Андерсена. Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». | 1 | 11.12 | |||
40 | Слушание и работа с книгами. Великий сказочник. К.Г.Паустовский «Великий сказочник». Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсена «Девочка со спичками» | 1 | 14.12 | |||
41 | Обобщение по разделу «Книги зарубежных писателей» . Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 16.12 | |||
42 | Мифы древней Греции «Арион», «Дедал и Икар» | 1 | 18.12 | |||
43 | Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи». | 1 | 21.12 | |||
44 | Слушание и работа с книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». | 1 | 23.12 | |||
45 | Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава. Похвала книгам». | 1 | 25.12 | |||
46 | Первая славянская азбука. . Отрывки из «Повести временных лет», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». «Повесть о Никите Кожемяке», | 1 | 28.12 | |||
47 | Произведения Л.Н.Толстого Слушание и работа с книгами !Воспоминания Л.Н. Толстого! Слушание рассказа Л.Н. Толстого «Акула». | 1 | 30.12 | |||
48 | .Басни Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной» | 1 | 11.01 | 4цикл | ||
49 | Научно-популярные рассказы Л. Н. Толстой «Черепаха» | 1 | 13.01 | |||
50 | Познавательные рассказы Л. Н. Толстой «Русак». | 1 | 15.01 | |||
51 | Слушание и работа с книгами. Л. Н. Толстой «Святогор – богатырь». Былина. | 1 | 18.01 | |||
52 | Обобщение по разделу Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 20.01 | |||
53 | Стихи А.А.Блока. Стихи о Родине. А.А.Блок «Россия» | 1 | 22.01 | |||
54 | Стихи А.А. Блока для детей. А.А.Блок «Рождество». | 1 | 25.01 | |||
55-56 | Стихи К.Д.Бальмонта. Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме». | 2 | 27.01 29.01 | |||
57 | Стихи о природе К.Д.Бальмонта «Снежинка», «Камыши». | 1 | 01.02 | |||
Виды речевой и читательской деятельности Творческая деятельность (на основе литературных произведений) | 58 | Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи» | 1 | 03.02 | ||
Виды речевой и читательской деятельности | 59-60 | Рассказы о животных. А. Куприн «Скворцы» | 2 | 05.02 08.02 | ||
И.А.Бунин «Листопад». | 61 | Слушание и работа с детскими книгами Сказки и легенды русских писателей. А. Куприн»Четверо нищих» | 1 | 10.02 | ||
62 | Слушание и работа с детскими книгами Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк» В.Песков «В гостях у Сетона-Томпсона.» | 1 | 12.02 | |||
стихов русских поэтов. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок), «Генерал Топтыгин». К.И.Чуковский «Н.А. Некрасов». | 63 | Обобщение по разделу Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 15.02 | ||
Виды речевой и читательской деятельности Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | 64 | Стихи И.А.Бунина. Стихи о природе И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство». | 1 | 17.02 | ||
65 | Слушание и работа с детскими книгами Стихи русских поэтов Очерк К.И.Чуковский «Н.А. Некрасов». | 1 | 19.02 | |||
66 | Обобщение по разделу Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 22.02 | |||
67-68 | Произведения С.Я.Маршака. С.Я.Маршак «Словарь», Дополнительное чтение. С. Маршак «»Загадки», «Зелёная застава» | 2 | 29.02 02.03 | |||
69-70 | С.Я.Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины). | 2 | 04.03 09.03 | |||
71 | Слушание и работа с детскими книгами. С.Я Маршак «Сказка про козла». | 1 | 11.03 | |||
Жанры древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха детям» (отрывок из «Повести временных лет») | 72 | С.Я.Маршак – переводчик. Р.Бернс «В горах мое сердце…». | 1 | 14.03 | ||
Повторение изученных произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого» | 73 | Контрольный урок. Комплексная разноуровневая контрольная работа | 1 | 16.03 | ИКР по читательской грамотности | |
74 | Библиотечный урок.»Маршак- сказочник, поэт, драматург, переводчик» | 1 | 18.03 | |||
75 | Стихи для детей. Н. Заболоцкий «Детство» | 1 | 21.03 | |||
76 | Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». Дополнительное чтение. Н. Заболоцкий «Весна в лесу» | 1 | 23.03 | |||
77 | Библиотечный урок «Стихи русских поэтов» | 1 | 25.03 | |||
78-79 | Произведения о детях войны. Дополнительное чтение. В. П. Катаев «Сын полка»(отдельные главы) | 2 | 29.04 04.05 | 6цикл | ||
80-81 | Произведения о детях войны Дополнительное чтение. К. Симонов «Сын артиллериста» | 2 | 06.05 11.05 | 6цикл | ||
Виды речевой и читательской деятельности Творческая деятельность (на основе литературных произведений) | 82 | Стихи о родной природе. Н. Рубцов «Берёзы» | 1 | 28.03 | 5цикл | |
83 | Н. Рубцов «Тихая моя родина». Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка» | 1 | 30.03 | |||
84 | Обобщение. Произведения о Родине. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 01.04 | |||
85 | Произведения С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» | 1 | 04.04 | |||
86 | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Носов «Федина задача» | 1 | 06.04 | |||
87 | И. Л. Гамазкова «Страдания» Дополнительное чтение. В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | 08.04 | |||
88 | Очерки о Родине. И. Соколов-Микитов «Родина» Дополнительное чтение. М. Шолохов «Любимая мать-отчизна» | 1 | 11.04 | |||
89 | Очерки о людях. А. Куприн «Сказки Пушкина», Н. Шер «Картины-сказки» | 1 | 18.04 | 6цикл | ||
90 | М. Горький «О сказках» | 1 | 20.04 | |||
Виды речевой и читательской деятельности | 91 | Дополнительное чтение. Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди» | 1 | 22.04. | ||
92 | Библиотечный урок. «Писатели о писателях» | 1 | 25.04 | |||
93 | Обобщение. «Очерки». Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 27.04 | |||
94 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | 13.05 | |||
95 | В мире фантастики. Н. Вагнер «Фея Фантаста» (в сокращении) | 1 | 16 | |||
Виды речевой и читательской деятельности Творческая деятельность (на основе литературных произведений) | 96 | Н. Вагнер «Берёза» | 1 | 18 | ||
Виды речевой и читательской деятельности | 97 | Дополнительное чтение. Н. Вагнер «Сказка» | 1 | 20 | ||
Виды речевой и читательской деятельности Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | 98 | Дополнительное чтение. Н. Вагнер «Руф и Руфина» | 1 | 23 | ||
Виды речевой и читательской деятельности | 99 | Приключенческая литература. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) | 1 | 25 | ||
100 | Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) | 1 | 27 | |||
101 | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | 30 | |||
Виды речевой и читательской деятельности Творческая деятельность (на основе литературных произведений) | 102 | Библиотечный урок «В мире книг». Н. Найдёнова «Мой друг». Дополнительное чтение. М. Горький «О книгах» | 1 | 01.06 |
Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса.
Перечень учебной литературы
4 класс
- Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л. А. Ефросина, М.
- И. Оморокова. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. (Начальная школа XXI века).
- Тренажёр по литературному чтению для 4 класса. ЕГЭ-началка. Итог. Аттестация за курс начальной школы. Литературное чтение.ТТЗ. ФГОС. Круглова Т.А. 2016-64с
Перечень методической литературы
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие/Л. А. Ефросинина. –3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 208с.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л. А. Ефросина. 4-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).
Перечень наглядного оборудования, ресурсов медиатеки
ЦОР «УМК «Начальная школа». Литературное чтение 1 – 4 классы
Онлайн-ресурсы сайта «Старое радио»
Онлайн-ресурсы сайта «Аудиохрестоматия. рф»:
Онлайн-ресурсы сайта «Диафильмы»:
Перечень технических средств обучения:
Классная магнитная доска
Персональный компьютер учителя с выходом в Интернет
Персональный компьютер ученика
Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
Календарно-тематическое планирование курса "Литературного чтения" 2 класс (авт. В.А.Лазарева, развивающая система Л.В.Занкова)
В планировании прописаны планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты...
Тематическое планирование курса литературного чтения
Тематическое планирование курса литературного чтения...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Тематическое планирование курса «Литературное чтение на родном языке»
Тематическое планирование курса «Литературное чтение на родном языке» с учетом регионального компонента Архангельской области....
Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)
ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова с указанием содержания курс...