Технологическая карта
план-конспект урока по чтению на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Хоготовская СОШ им.Бороноева А.О.
Учитель начальных классов: Малгатаева Е.А.
Класс :2
Технологическая карта урока изучения произведения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»
Тема | «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» |
Цель | Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится. |
Задачи | формирование у детей навыков осознанного чтения; формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, расширение лексических знаний о слове; расширить знания об окружающем мире; воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников. |
Решаемые проблемы | - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»; - учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); - воспитывать любовь к родной природе. |
Понятия | «Лирический герой», «образ», настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма. |
Формируемые УУД | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. |
Планируе-мый результат | Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Определять взаимосвязь и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
Ресурсы: - основные - дополни-тельные | Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.); проектор, мультимедийная доска, ноутбуки для учителя, презентация; листы с заданиями для учащихся, пеналы. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
I. Самоопределение к деятельности Задача: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность. (3 минуты) | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. -Какой у нас урок? Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем. | Здороваются с гостями. Предполагают. Отвечают. Выполняют задание на карточке. Отвечают. Физминутка (слайд) | Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познаватель-ные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе. |
II. Актуализация знаний Задача: Повторение изученного материала. (3 минут) III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока. Задача: формулирование учащимися темы и цели урока. (5 минут) IV. Знакомство с биографией писателя. (5 минут) Задача: знакомство с биографией писателя. V. Работа со стихотворением. Задача: анализ лирического произведения (25 минуты) VI. Рефлексия Задача: осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности. (5 минуты) VII. Запись домашнего задания По выбору: выучить или выразительное чтение. | - Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Весна! Весна! И всё ей радо!») - А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе? - Скажите, а как стихотворения называются ещё? (поэзия) А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты) - Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения? - А как нужно читать стихотворения? (вдумчиво) - А вот для того, чтобы определит, какое стихотворение мы будем читать, я вам предлагаю отгадать загадки. 1. Кто, угадай-ка, седая хозяйка: 2. Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт. СЛАЙД - Может быть вы догадались, как называется стихотворение? Почему вы так считаете? - Значит тема нашего урока-… . СЛАЙД - Поставьте цели на урок. СЛАЙД Ф. И. Тютчев СЛАЙД был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. - А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда – пока я печатала – значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Начали. СЛАЙД Карточка №1. хлопочет звон церковных колоколов в особых торжественных случаях взбесилась вопреки наперекор очень сильно разозлилась трезвон еще больше пуще заниматься чем-то очень усердно Проверим. СЛАЙД Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение? Перед тем, как приступить к прочтению нового стихотворения, я предлагаю вам посмотреть на доску и ознакомиться с теми вопросами, на которые мы с вами должны ответить в конце урока. СЛАЙД Я прочитал стихотворение ____________________ . В этом стихотворении автор показал ____________. Поэт сумел передать______________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________ . Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________. - А вот теперь закрыли глазки, и представляем то, о чём говориться в стихотворении. ПЕРВОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ - Понравилось вам это стихотворение? Чем? - Что вы увидели? - Что вы услышали? Повторное чтение и анализ (стр. 51 учебника) - Прочитаем еще раз стихотворение, понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовимся к выразительному чтению. Прочитаем 1 строфу. Какое настроение удалось передать автору в этих строчках? Как автору удалось это показать. C помощью каких слов мы это почувствовали? Почему начала злиться Зима? В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? ( весна в окно стучится.) Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко) Как прочитаем эти строчки(, тоскливо, радостно, игриво) (тренировка) Прочитаем 2 строфу Какое настроение удалось передать автору в этих строчках? И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы) Как пробуждающаяся природа относится к Зиме. (Она заставляет Зиму уйти) Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит) Значение этого слова мы не найдем ни в одном словаре. Это слово Ф.И. Тютчев образовал от слова нудный, то есть монотонный, надоедливый, докучливый. И введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон. Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки) Рады ли жаворонки весне? Как автору удалось показать эту радость? (автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов) Как прочитаем эту строфу ( оживленно) Прочитаем 3, 4, 5строфу. Какое настроение удалось передать автору в этих строчках? Как автору это удалось Какие слова мы выделим при чтении? Какое настроение удалось передать автору в этих строчках? Как прочитаем эту строфу А теперь прочитайте это стихотворение друг другу, а потом кто-то из вас прочитаете его всему классу. Какие средства выразительности использует Ф.И. Тютчев в этом стихотворение? Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы и Весны. Весна Зима Хохочет хлопочет Шумит ворчит Умылася взбесилась Румяней стала пустила снежок
Что вы заметили? ( Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы). (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою) Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот. Как Тютчев относится к Зиме, Весне. Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст. Использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого. СЛАЙД Я прочитал стихотворение ____________________ . В этом стихотворении автор показал ____________. Поэт сумел передать______________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________ . Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________. СЛАЙД Перед вами на слайде герои этого стихотворения. Как вы думаете, кто из них весна, кто зима. Докажите словами из стихотворения. - Скажите, кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Достигли мы своей цели? Почему? - |
Хохочет
Шумит
Умылася
Румяней стала
Хлопочет
Ворчит
Взбесилась
Пустила снежок
Весна
Зима
Контраст
Олицетворение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...