Тексты по литературному чтению для промежуточной аттестации 4 класс
тренажёр по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_4_klass_bilety.docx | 60.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тексты с вопросами для промежуточной аттестации по литературному чтению 4 класс
Текст № 1.
СКАЗКА ПРО СТАРЫЙ ДОМ
Дом был старый, деревянный. Крышка покосилась. Печка развалилась. Труба набок съехала. Окна не открываются, двери не закрываются. Щели в полах.
Когда-то в доме жили люди. Тогда он был новенький и красивый. А потом люди уехали. И дом расстроился. Стал скучать и стареть.
И сад вокруг дома тоже скучал – и одичал от одиночества. Яблоки стали кислыми, вишни мелкими. Вместо цветов – высокая трава, крапива да лопух выросли.
Так и жил старый, заброшенный дом в старом, заброшенном саду. Весной, когда стаивали огромные сугробы, выползало из-под снега кривое крылечко, дом и сад просыпались после долгого зимнего сна. Просыпались, потягивались, поскрипывая старыми досками и ветками.
И дом говорил:
– А не думаешь ли ты, сад, что в этом году к нам могут вернуться люди?
– Думаю, - неуверенно отвечал сад.
– Мы должны подготовиться к встрече, – говорил дом.
– Конечно, – соглашался сад.
Им помогали ветер, дождь и солнце. Ветер влетал в дом через трубу. Проветривал комнаты, чердак и даже подвал. Потом через вечно открытую дверь вылетал в старый сад. Выметал прошлогоднюю листву, сухие ветки, помогал развёртываться нежным лепесткам диких яблонь и вишен.
После ветра за дело брался дождь. Дождь тщательно отмывал весь дом: от съехавших набок трубы до самого крылечка.
Особенно дождь старался, когда мыл окна. Дождь сильными струями расчёсывал густую листву сирени, разглаживал листья тополей. И землю в саду поил дождь.
За ветром и дождем приходила очередь солнца. Солнце хорошенько просушивало дом. Гладило золотыми лучами стёкла в паутине трещин – чтобы блестели ярче. Золотило старые наличники на окнах. Потом лучи солнца скользили по саду. Заглядывали в каждый крохотный цветок дикой сирени, чтобы не светились искорками.
Затем снова прилетал ветер. Он где-то раздобыл семена кое-каких цветов и разбросал их, как умел. Потом одуванчики выросли не только в густой траве, но и на крыльце.
Одна ромашка ухитрилась поселиться даже на крыше в какой-то щелочке.
Так ветер, дождь и солнце помогали готовиться заброшенному дому и старому саду к встрече людей.
Дом и сад ждали. Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили.
– Это старый дом, - говорили люди, - у него разбиты окна, и крыша съехала совсем набок, и крыльцо развалилось. Разве это дом?
- Да, конечно, - соглашались другие люди, - и сад тоже совсем заброшен. Лучше мы построим новый, красивый дом и вырастим новый, замечательный сад.
И люди уходили. Дом и сад очень огорчались и начинали ждать снова.
И дождались.
На покрытом пылью долгих дорог велосипеде к дому подъехал человек. За спиной – рюкзак. На багажнике – огромный чемодан с разноцветными наклейками. Через плечо – яркая дорожная сумка. На другом плече – фотоаппарат. На голове – широкополая шляпа. Конечно же это бывалый путешественник. А путешественники, как известно, любят всякие странности.
Дом с ромашкой на покосившейся крыше, с одуванчиками на кривом крыльце, сад, в котором ветви диких яблонь переплетаются с ветками дикой сирени, как в сказочном лесу, а по земле стелются темно-зеленые лопухи, похожие на огромные зонтики, - разве это не странность? Почти волшебная странность.
– Ах, – сказал путешественник, – какое чудо! Заколдованная избушка в заколдованном лесу.
«Вовсе мы не заколдованные, – подумали дом и сад, – мы заброшенные».
– Ах! – снова сказал путешественник. – Какая прелесть! И он защёлкал фотоаппаратом.
– Мы – прелесть… Мы – чудо …, – почти задохнулись от радости, смущения, неожиданности дом и сад.
– Пожалуй, я поживу здесь, – решил путешественник. И вместе со своим усталым велосипедом, тяжелым рюкзаком, чемоданом с наклейками, дорожной сумкой и конечно же с фотоаппаратом он поселился в заброшенном доме и одичавшем лесу.
Что же из этого получилось? То, чего не могло не получиться. Яблоки стали крупными-крупными, вишни сладкими-сладкими. Среди лопухов расцвели ярко-красные маки величиной с огромные воздушные шары.
Трещины на стеклах сложились в веселые рисунки. Крылечко перестало просто скрипеть, оно стало чирикать очень музыкально. А дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась.
Почему же так вышло? Смешной вопрос … ясно, почему…
А потом? Потом путешественнику пришло время отправляться в путь. Ведь он путешественник.
И что же получилось? То, что должно получиться: жили-были заброшенный дом и заброшенный старый сад…
Вопросы к тексту:
1) Где и когда произошла встреча старого дома с путешественником?
2) О чем в этом тексте автор в целом повествует?
3) Какие чувства испытали дом и сад, когда познакомились с путешественником?
4) Почему путешественник решил остаться в доме?
5) «Но люди не приходили. Вернее, приходили, но, посмотрев на дом и сад, уходили». Проанализируйте эту фразу. Сделайте вывод о том, почему это происходило.
6) Какие чувства передал автор, описывая старый дом и сад вначале произведения?
7) «Дверь, которая уже много лет не могла шевельнуться, с удовольствием и легкостью открывалась и закрывалась». Почему же так вышло?
Текст № 2.
КОШКА И КУКУШКА
В одной квартире жили хозяйка и ее кошка. Хозяйка то на работе, то по магазинам, то по знакомым. Возраст кошки известен – совсем взрослый котенок или совсем молодая кошка. Кошка все дома, и чаще одна. Кошка скучала. Пока-то дождешься хозяйку.
Кошка пробовала подружиться с телефоном. Как только он начинал звонить, мчалась к нему из любого уголка квартиры. Прыгала вокруг аппарата, мяукала. После нескольких звонков телефон замолкал. Тогда она решила познакомиться с водопроводными трубами. Даже научилась урчать так же, как они. Но трубы не обращали на кошку никакого внимания.
Однажды хозяйка пришла с работы позже, чем надеялась кошка. Кошка уже ждала ее, сидела возле двери. Наконец дождалась, замурлыкала.
– Посмотри, что я принесла. Она показала кошке большую картонную коробку.
– Это часы с кукушкой.
– С кукушкой! – обрадовалась кошка. – Кукушка – это кто-то живой. Это хорошо!
Хозяйка открыла коробку. Белый домик, красная крыша, золотые полоски циферблата, маленькая дверца под крышей.
Кошке дом понравился. Ну, а кукушка? Где та самая живая кукушка? Наконец было выбрано подходящее место. Укрепили домик на стене. Подвесили гири на цепочках. Хозяйка толкнула маятник. Часы затикали. И вот что-то в них зашипело, открылась дверца под крышей, и выглянула кукушка. Она ясно сказала «ку-ку» и спряталась. Хозяйка перевела стрелки, и кукушка снова выглянула, сказала «ку-ку», снова спряталась. Конечно, кошке понравилась кукушка: и кивает, и почти поёт.
– Только она уже, должно быть, устала, – подумала кошка.
Хозяйка поставила стрелки на нужные цифры, подтянула гири и оставила кукушку в покое. Через некоторое время чуткие уши кошки уловили уже знакомое шипение и затем «ку-ку». Кошка бросила вкуснейший рыбий хвост и со всех лап кинулась к кукушке. Примчалась, а дверца уже захлопнулась, кукушка спряталась.
– Ну вот, – удивилась кошка, – позвала, а сама не дождалась. Странная какая!
Кошка была уверена, что кукушка звала именно её. Смешная кошка…
– Всё, – решила она, – больше не отойду, буду ждать. Села под часами. Ждет. Часы тикают. Кукушка не выглядывает. Кошка задрала голову, посмотрела на кукушкин домик, мяукнула, позвала кукушку. Та не отвечает. А хозяйка подошла к кошке, погладила.
– Ну что, – спрашивает, – игрушка понравилась? И остановила маятник, чтобы ночью кукушка не будила своим «ку-ку».
Кошка заметила, что кукушкин домик перестал тикать, и решила, что кукушка, видимо обиделась на то, что ее назвали «игрушкой».
Молчит кукушка. Сидит кошка под домиком. Ждёт. Долго сидела в темноте и нечаянно уснула. А утром ее хозяйка разбудила.
– Эх ты! Сторож! Деревянную птичку не укараулила.
Кошка немного смутилась. Удивилась! «Что за деревянная птичка? Деревянный стол, деревянная дверь. А Кукушка? Деревянная?! Что-то здесь непонятно».
Хозяйка собирается на работу. На ходу кормит кошку. И по пути виновато говорит:
– Я сегодня поздно вернусь. Не сердись.
– Хорошо, – подумала кошка. – Будет время познакомиться с кукушкой. – Весело мурлыкая, она проводила хозяйку…
Вернулась хозяйка поздно. Заметила, что кошка её не встречает. Удивилась, вбежала в комнату. Вот она, кошка. Нельзя сказать, что грустная, или обиженная, или расстроенная. Нет, спокойная, подошла к хозяйке, мурлыкнула. Только серьезная какая-то.
Посмотрела на хозяйку внимательно. Кошка пошла спать в свое кресло. Только она не спала. Лежала в темноте и думала. Скорее, пыталась привыкнуть к тому, что узнала, а вернее, поняла в этот день.
Каждые полчаса кукушка выглядывала, куковала, кивала. Кошка в ответ кивала и вежливо, приветливо мяукала. Но кукушка пряталась, не обращая на кошку никакого внимания. И кивала она только прямо, только в одну сторону, будто мимо, непонятно на кого глядя. Сядешь слева, сядешь справа – все в одну точку кивает. Странно. Кошка до хрипоты мяукала: она требовала кукушкиного внимания.
Кукушка выглядывала минута в минуту, куковала, кивала в одну точку. Ни разу не ошибалась.
Кошка слезла со штор: устала сидеть. Перестала мяукать: совсем охрипла. Кошка сидела тихо и смотрела на часы с кукушкой. Смотрела и думала. Наконец, поняла, что кукушка – «деревянная птичка». Не настоящая … Не живая … Игрушка. Вот так … Успокоилась. Расстроилась ли, нет – кто знает?
Когда пришла хозяйка, веселая и ласковая, кошка встретила ее. Она стала взрослой кошкой. Больше всего на свете ей хотелось понять: ее хозяйка, самая добрая, самая хорошая, ее хозяйка, она – живая или вдруг тоже… немножко игрушка …
Вопросы к тексту:
1) Где и когда кошка впервые увидела кукушку?
2) О чём в этом тексте автор в целом повествует?
3) Какие чувства испытала кошка, когда увидела кукушку?
4) Почему кошка пробовала подружиться и с телефоном, и с водопроводными трубами?
5) «Вернулась хозяйка поздно. Заметила, что кошка её не встречает. Удивилась, вбежала в комнату». Проанализируйте эту фразу. Сделайте вывод: почему кошка не встретила хозяйку.
6) «Кошка пошла спать в свое кресло. Только она не спала. Лежала в темноте и думала». Объясни причины такого поведения кошки.
7) Какие слова и выражения использует автор в тексте для характеристики кошки и хозяйки?
Текст № 3.
Ах, картошка, картошка! Что за чудо!
Сколько вкусных и полезных кушаний можно приготовить из картофеля: супы, салаты, оладьи, пироги. Любим его вареным и жареным, запеченным и тушёным. И что интересно, картофель, как и хлеб, не приедается.
Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта получают каучук, парфюмерные изделия и медикаменты. Картофельная мука идет в пищу – кисели, оладьи, соусы, торты. Ею же крахмалят бельё. Из неё же варят клей.
Но таким важным и полезным продуктом картофель стал не так давно. Родина картофеля – южноамериканские горы Анды. В Европу, вместе с золотом и серебром, клубни картофеля привезли испанские завоеватели в 16 веке. Спустя столетие картофель всё ещё был редкостью и считался деликатесом.
В начале 18 века Пётр I прислал из Голландии мешок картофеля и велел посадить в разных областях Российской империи. Крестьяне встретили этого пришельца в штыки, назвав «черным яблоком». Сажать новый овощ заставляли насильно с помощью солдат. Из-за этого на Руси вспыхивали «картофельные бунты». Во второй половине 18 века картошку уже выращивали в Восточной Сибири и даже на полуострове Камчатке.
Однако времена меняются. Сегодня картофель в России – самая распространенная культура после зерновых. Его вполне заслуженно называют «вторым хлебом».
Вопросы к тексту:
1) Назови близкое по значению сочетание слов к слову «деликатес»:
2) Как ты понимаешь выражение «встретить в штыки»?
3) Почему картофель называют «второй хлеб»?
4) О чём в этом тексте автор в целом повествует?
5) Где родина картофеля?
6) Как картофель попал в Россию?
7) Назови полезные свойства картофеля.
Текст № 4.
КОЛОРАДСКИЙ ЖУК.
Как и другие насекомые, колорадский жук начинает свою жизнь с яйца – продолговатого, желтого и гладкого. Самки откладывают на нижней поверхности листьев картофеля кучки по 20-30 яиц. Проходит дней пять – и из них выбираются личинки. Они белесые, мягкие и совсем крошечные – двухмиллиметровые. Все вместе сидят на опустевших яйцевых оболочках и понемногу становятся темнее, тверже. Вскоре уже ползут на верхушку растения, где расположены самые нежные молодые листочки. Только такая пища доступна пока их челюстям.
Растут личинки быстро и через три недели превращаются в полуторасантиметровых великанш. Теперь они не темно – серые, как когда-то, а оранжево-красные, мясистые, со спинкой, выгнутой горбом, с яркими черными пятнам по бокам тела. Посмотри: личинка такая важная, что кажется, утонет в самодовольстве. Еще бы! Ведь она может съесть теперь в 25 раз больше, чем тогда, когда появилась на свет.
Но вот приходит пора превращаться в куколку. Личинка не остается для этого на растении: тут все-таки небезопасно. Она спускается на землю и зарывается недалеко от картофельного куста. Иногда, правда, личинка отползает от куста сантиметров на сорок. Был случай, когда одна слишком, наверное, привередливая особа уползла на целых 11 метров! Не скажу, однако, чтобы личинки выбирали почву помягче, потому что они способны зарыться даже на тропинке или проселочной дороге. Зарывшись, личинка на глубине в несколько сантиметров сооружает себе земляную колыбель, в которой окукливается.
Пройдет 2-3 недели – и из куколки выберется жук. Но свой подземный дом он покидать не спешит – сидит там несколько дней, пока не окрепнет. А при засухе может и месяц просидеть, не показываясь никому на глаза.
Ну, а когда, наконец, выходит, сразу же начинает усиленно питаться.
Вопросы к тексту:
1) С чего начинает свою жизнь колорадский жук?
2) Чем питаются личинки колорадского жука?
3) Где личинка превращается в куколку?
4) Через сколько недель из куколки выберется жук?
5) О чём в этом тексте автор в целом повествует?
6) К какому стилю относится данный текст?
7) Что делает личинка, зарывшись в землю?
Текст № 5.
Человеку нужно поучиться у маленьких синичек благодарности. Насколько благодарность является искренней, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. У синиц это проявляется в разнообразии пения. С приходом весны, когда становится теплее, они меняют свою зимнюю песню на весеннюю, их щебет становится пронзительным и заканчивается продолжительным свистом. По-разному благодарят синички мать-природу за её непогоду и солнце, за крепкий мороз и тёплую весну.
Мы, люди, учась благодарности у маленьких желтогрудых птичек, должны всегда помнить о том, что благодарность следует проявлять вовремя. Поблагодарим же и мы синичек за пример благодарности от человека природе за возможность жить, делать добро и благодарить окружающих нас людей за то, что они рядом с нами бывают не только в радостные, но и в трудные минуты.
(По материалам Американского института передового обучения)
Вопросы к тексту:
1) К какому стилю относится текст?
2) Почему человеку стоит поучиться у синичек благодарности?
3) В какую книгу можно поместить этот текст?
4) Какие сезонные изменения происходят в пении синичек?
5) О чём повествует автор в целом в этом тексте?
6) Как бы ты озаглавил текст?
7) Как бы ты отблагодарил синичек?
Текст № 6.
В течение тысячелетий человечество волнует библейская история о том, как за непослушание пророк Иона был проглочен китом. Возможно, конечно, что это всего лишь легенда, однако, интересен вопрос: могло ли все это случиться на самом деле?
Известный немецкий зоолог Альфред Брем решил изучить всех-всех китов, обитающих на Земле, и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не сказка. Для начала ученый определил, каким должен быть подобный гигант. По преданию кит должен жить в Средиземном море. Кроме того, добычу он должен был заглатывать целиком, не повреждая ее своими огромными зубами. У гигантского кита должно быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных кислот. Иначе обед постепенно начнет растворяться в желудке, наподобие сахара в стакане чая. Брем внимательно изучил 27 видов зубатых китов-дельфинов и 16 видов беззубых китов-гигантов и среди них обратил внимание на дельфина-касатку, или орку.
И что же оказалось? Орка – не только самый красивый, но и самый прожорливый и кровожадный кит. Его считают по праву морским чудовищем. Потомки этих китов обитают сейчас в северных районах Атлантического и Тихого океанов. Но в книгах древнеримских ученых можно прочитать, что такие чудовища обитали и в Средиземном море. Орки, как и другие дельфины, часто сопровождали корабли и заглатывали все, что с них выбрасывалось. У дельфина- касатки очень много острых зубов (до 240 штук). Однако добычу он глотает целиком, не перемалывая зубами. Длина его более 10 метров, масса доходит до 8 тонн, а горло такое широкое, что через него может легко проскочить не только человек, но и обычный дельфин, массой в 300 кг. Как многокомнатная квартира желудок дельфина — касатки состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой «склад» для пищи. Его стенки покрыты толстым роговым слоем кожи. Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, стенки не движутся. Известен случай, когда один китобой поймал огромного орку. Оказалось, что эта касатка пообедала 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий вес обеда составил 50 центнеров! Что же происходит с гостями желудка потом? После наполнения первого его отделения открывается дверка во второе, которое можно назвать «дробилкой». Здесь начинается грубое дробление пищи при помощи движущихся стенок. Затем следует третье отделение желудка, или «лаборатория». Здесь заканчивается химическая обработка пищи.
Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону.
Вопросы к тексту:
1) К какому стилю текстов ты бы отнес прочитанный текст?
2) Какова главная мысль произведения?
3) Где обитают потомки китов - орков?
4) Сколько зубов у дельфина – касатки?
5) Где должен жить кит по преданию?
6) Кто такой орка?
7) Что, по легенде, произошло с пророком Ионой?
Текст № 7.
Январь – просинец
Просинец... Это название народ дал первому месяцу года потому, что по сравнению с декабрём, чаще проглядывает небо, да и синие сумерки наступают позднее.
Необычно ярки звёзды в ночном небе, сказывается чистота зимнего воздуха. В начале месяца наша земля проходит перигелий – самую близкую к Солнцу точку орбиты, и мы находимся на пять миллионов километров ближе к нему, чем в июле... Но теплее от этого не становится.
Непостоянна январская погода: морозы сменяются оттепелями, яркие лучи солнца – метелями. Всё живое по-разному стремится укрыться от непогоды. Водяная полёвка, крот и слепец живут под землёй. Подлёдный образ жизни ведут выдра, выхухоль, ондатра. А вот клесты, словно бросая вызов зиме, деловито строят гнездо и выводят птенцов, которые вылетят прямо на мороз. Пока самка строит гнездо, самец носит ей пищу, кормит из клюва. В лесу тишина. Лишь изредка раздаётся сухое потрескивание замороженных сучьев да далеко слышен перестук дятла. Здесь же можно в это время встретить и любителей примороженных ягод – снегирей и свиристелей.
В пору январского глухозимья многие животные нуждаются в помощи человека. Труднее всего приходится хищникам. Мало осталось дичи в лесу: одни спят, другие стали чрезвычайно осторожными. Численность большинства крупных хищных зверей в результате многовекового преследования резко уменьшилась, количество некоторых из них опустилось ниже критической черты. Но, как показал накопленный человечеством опыт, в природе не существует абсолютно полезных животных, и человек не вправе выносить ничем не оправданные суровые приговоры.
... На большей части нашей страны сейчас морозно, ледяным панцирем скованы водоёмы. А на юге Крыма и Черноморском побережье Кавказа цветут подснежники и примулы. В ясную погоду уже можно ощутить первое робкое тепло солнечных лучей.
Вопросы к тексту:
1) От чьего лица ведётся речь?
2) Почему в ночном январском небе необычайно яркие звёзды?
3) В чём непостоянна январская погода?
4) Где скрывается от январской непогоды водяная полёвка?
5) Как ведут себя животные в январскую непогоду?
6) Какова главная мысль текста?
7) Определите, к какому жанру литературы относится данное произведение?
Текст № 8.
Воробей
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Вопросы к тексту:
1) Кто главный герой рассказа?
2) Где происходят события?
3) Кому из героев рассказа угрожала опасность?
4) Почему старый воробей камнем упал перед собакой?
5) Какие слова из текста можно использовать как заглавие?
6) Какова главная мысль рассказа?
7) Определите, к какому жанру литературы относится данное произведение.
Текст № 9.
Храбрый Опёнок
Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб — Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудельки в колечки завиваются.
Увидали его другие грибы, и ну — смеяться:
— Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!
Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:
— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холоднее становится.
На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится. И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.
Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая — взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.
Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучки качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики: все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.
А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братца маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.
На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками; ни одного грибка не могут найти.
Увидели Опёнка да так-то обрадовались.
— Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!
И низко-низко поклонились Опёнку
Вопросы к тексту:
1) О чём рассказывается в этом произведении?
2) Где происходила описанная история?
3) Когда грибники встретили Опёнка?
4) Как автор называет разные грибы?
5) Во что собирали грибы грибники?
6) О чём мечтал Опёнок?
7) Какое предложение помогает понять главную мысль?
Текст № 10.
Ужасная встреча
Это известно всем охотникам, как трудно выучить собаку не гоняться за зверями, кошками и зайцами, разыскивать только птицу.
Однажды во время моего урока Ромке мы вышли на полянку. На ту же полянку вышел тигровый кот. Ромка был с левой руки от меня, а кот — с правой, и так произошла эта ужасная встреча. В одно мгновенье кот обернулся, пустился наутёк, а за ним ринулся Ромка. Я не успел ни свистнуть, ни крикнуть «тубо» («нельзя»).
Вокруг на большом пространстве не было ни одного дерева, на которое кот мог бы взобраться и спастись от собаки, — кусты и полянки без конца. Я иду медленно, как черепаха, разбирая следы Ромкиных лап на влажной земле, на грязи, по краям луж и на песке ручьёв. Много перешёл я полянок, мокрых и сухих, перебрёл два ручейка, два болотца, и наконец вдруг всё открылось: Ромка стоит на поляне неподвижный, с налитыми кровью глазами; против него, очень близко, тигровый кот; спина горбатым деревенским пирогом, хвост медленно поднимается и опускается. Нетрудно мне было догадаться, о чём они думали. Тигровый кот говорит:
— Ты, конечно, можешь на меня броситься, но помни, собака, за меня тигры стоят! Попробуй-ка, сунься, пёс, и я дам тебе тигра в глаза.
Ромку же я понимал так:
— Знаю, мышатница, что ты дашь мне тигра в глаза, а всё-таки я тебя разорву пополам! Вот только позволь мне ещё немного подумать, как лучше бы взять тебя.
Думал и я: «Ежели мне к ним подойти, кот пустится наутёк, за ним пустится и Ромка. Если попробовать Ромку позвать...»
Долго раздумывать, однако, было некогда. Я решил начать усмирение зверей с разговора по-хорошему. Самым нежным голосом, как дома в комнате во время нашей игры, я назвал Ромку по имени и отчеству:
— Роман Василич!
Он покосился. Кот завыл. Тогда я крикнул твёрже:
— Роман, не дури!
Ромка оробел и сильней покосился. Кот сильнее провыл. Я воспользовался моментом, когда Ромка покосился, успел поднять руку над своей головой и так сделал, будто рублю головы и ему и коту... Увидев это, Ромка подался назад, а кот, полагая, будто Ромка струсил, и втайне, конечно, радуясь этому, провыл с переливом обыкновенную котовую победную песню. Это задело самолюбие Ромки. Он, пятясь задом, вдруг остановился и посмотрел на меня, спрашивая:
— Не дать ли ему?
Тогда я ещё раз рукой в воздухе отрубил ему голову и во всё горло выкрикнул бесповоротное своё решение:
— Тубо!
Он подался ещё к кустам, обходом явился ко мне. Так я сломил дикую волю собаки. А кот убежал.
Вопросы к тексту:
1) Определи жанр этого произведения.
2) Почему автор так озаглавил свою историю?
3) Где происходила описанная история?
4) Когда происходили описанные события?
5) Какая самая трудная задача у охотника?
6) Почему волновался автор?
7) Почему кот с собакой не подрались?
Текст № 11.
Дальневосточные колибри
В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пирамидами высятся сизо-зелёные ели. Косматая изморозь опушила кусты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт крошечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.
Это королёк — самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.
За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташку корольком. В большие короли ростом не вышла.
В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царём того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:
— А я выше!
Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царём птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.
Диву даёшься, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять-шесть граммов весом, переносит суровые холода.! Мало того, она даже поёт при сорокаградусном морозе.
Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она останавливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылышками, высматривает себе добычу.
Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королёк уничтожает до четырёх миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочевки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надежно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке — от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.
Королёк очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.
Вопросы к тексту:
1) Какую птичку называют дальневосточной колибри?
2) Какой вес у королька?
3) Как описан внешний вид королька?
4) Какая легенда ходит в народе о корольке?
5) В каких лесах живут корольки?
6) При каком морозе поёт королёк?
7) Чем питаются дальневосточные колибри?
Текст № 12.
Манька
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни… И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два… Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался… А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато–рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками – хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро – хоть сверяй по часам – поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:
- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть…
Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
Вопросы к тексту:
1) Определите тему текста.
2) Где рассказчик устроил кормушку? Как вы понимаете название «птичья столовая»?
3) Почему закончилась дружба с Манькой?
4) Как вы поняли значение слов и выражений: рукой подать, реагировать, смородинки глаз?
5) Что удивило вас в этом произведении?
6) Из чего состоят «беличьи гостинцы»?
7) В какое время года происходят события?
Текст № 13.
Подкидыш.
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.
Но как это сделать?
Как выведет мне его из яйца?
Кто вскормит?
Я знал неподалёку гнездо другой птички – пеночки – пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто –голубое. Оно больше и совсем непохоже на яички пересмешки: те – розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот –вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всё –таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой – хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.
Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из –под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички –высиживал ей птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.
Вопросы к тексту:
1) Определите тему произведения.
2) С какого события началась эта история?
3) Как вы понимаете название рассказа?
4) Кем, по мнению автора, стал подкидыш в чужом гнезде?
5) Что испугало В. Бианки на седьмой день?
6) Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?
7) Что удивило вас в этом произведении?
Текст № 14.
Князь Александр Ярославич Невский родился в мае 1220 года в городе Переславле. С четырёхлетнего возраста его обучали владеть мечом, стрелять из лука и биться палицей, учили письменности и счёту. Князь Ярослав наставлял сына защищать Русскую землю.
С юных лет Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность молодой князь сразу пришёлся по нраву жителям города. Время его княжения совпало с трудным периодом в истории Руси. С востока приходили кочевники, с запада надвигались крестоносцы – воинственные рыцари, чьи плащи были украшены изображением креста. Новгород к тому времени был одним из самых богатых и крупных городов Европы. Сюда не дошли полчища монгольского хана Батыя, разорившего Русскую землю. Поэтому крестоносцы надеялись на богатую добычу. Они знали, что при внезапном нападении Новгороду неоткуда ждать помощи, и ожидали лёгкой победы.
В июле 1240 года шведы-крестоносцы на ста кораблях вошли в устье реки Невы. Однако Александр опередил неприятеля: подойдя к лагерю незамеченными, русские неожиданно ударили по врагам. «И была сеча великая, и перебил их князь великое множество». У русских же потери были невелики. Радостная весть разнеслась по всей Руси, ведь это была первая победа над чужеземцами после страшного нашествия хана Батыя. За победу на Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским.
Но через два года теперь уже немецкие рыцари-крестоносцы двинулись на Псков и Новгород. Когда до Александра дошла их наглая похвальба: «Возьмём Александра живым в плен!», он сам двинулся навстречу рыцарям. На рассвете 5 апреля 1242 года со скалы Вороний камень, которая звалась так потому, что и зимой, и летом кружили тут стаи ворон, высматривая добычу, князь наблюдал, как по льду Чудского озера приближаются рыцарские полчища. С восходом солнца немецкий строй, прозванный «свиньёй» за сходство с рылом животного, вклинился в полки князя. Битва была жестокой. Как и рассчитывал князь Александр, весенний лёд, не выдержав конников, начал ломаться, и неповоротливые в своих тяжёлых доспехах рыцари исчезали под водой. Русские воины с лёгким вооружением получили преимущество, и к вечеру грозного войска крестоносцев уже не было. Жители Пскова встретили князя Александра в праздничных одеждах. Князь подъехал к ликующему народу верхом на коне во главе своих воинов, а за ними, понурив головы, шли немецкие пленники. Так показал князь иноземцам, что нельзя безнаказанно совершать набеги на Русь: «Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет».
Но, как ни высоки воинские подвиги во славу Отечества, ещё выше – смирение для блага Родины. Нелегко жилось на Руси под гнётом Золотой Орды – так называлось монгольское государство. Но русские земли были ещё не готовы восстать против ханов, поэтому приходилось платить им большую дань. Батый, услышав о блистательных победах русского князя, велел передать ему: «Князь Новгородский, известно ли тебе, что я покорил множество народов? Если хочешь властвовать спокойно, явись в моём шатре!» На этот зов можно было бы ответить отказом и за то подвергнуть всю Русь новому опустошительному набегу. Александр же любил родное Отечество более чем свою честь, и потому смог подавить в себе гордость и отправиться в Орду. Хан Батый был поражён умными речами Александра Ярославича, тем чувством собственного достоинства, с которым держался князь в столь невыгодной для него ситуации, и сказал своим приближённым: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому!»
В 1252 году Александр Невский, чтобы «соблюсти землю свою невредимой», становится великим князем Руси. Александр стремился облегчить положение русского народа, покорённого чужеземными завоевателями, и отвести угрозу от родной земли. Для выкупа пленных он посылал в Орду золото и серебро. Князь Александр Невский стал надеждой средневековой Руси.
Вопросы к тексту:
1) В основном о чем говориться в тексте?
2) На что сделал верный расчет в битве на Чудском озере Александр Невский?
3) Почему князь Александр сразу понравился новгородцам?
4) Если ты захочешь побольше узнать о жизни Александра Невского, какую книгу тебе следует взять в библиотеке?
5) Главные события в жизни князя Александра?
6) Как ты думаешь, почему хан Батый после встречи с Александром Невским сказал, что "нет князя, равного" ему?
7) Что такое ПАЛИЦА?
Текст № 15.
ДОБРЫЙ СОВЕТ.
Когда Земля была совсем юной, ледяная тишина окутывала её. Скованные вечным льдом, спали ручьи и реки, моря и океаны. Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал. И всё потому, что молодое Солнце ...боялось высоты! Поднимаясь утром на востоке, оно изо всех сил держалось за Линию Горизонта. Его лучи только скользили по планете, не согревая её.
Шло время, а на Земле ничего не менялось.
Однажды возле Солнца пролетала Мудрая Старая Комета. Она сразу заметила что-то неладное:
- Уважаемое Светило! Не могли бы Вы подняться чуть выше Линии Горизонта? Эта прекрасная планета никогда не проснётся, если Вы не согреете её своими лучами!
– Я не могу, – ответило Солнце и отчаянно покраснело. – Я боюсь высоты.
– Это поправимо! – сказала Мудрая Старая Комета. – Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт. Прощайте, Солнышко! Прислушайтесь к моему совету.
Утром Солнце сразу же устремилось к точке, которую указала ему Комета.
К полудню оно достигло зенита и решило осмотреться. И тут наконец увидело Землю – не краешек, не половинку, а всю планету целиком, такую прекрасную и удивительную, похожую на огромный голубой шар.
Любовь и нежность переполняли Солнце. Его лучи согревали озябшую Землю так, что стали плавиться льды в морях и океанах. Но первыми оттаяли ветры – и разлетелись по всей Земле. Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете.
А Солнце, совсем забыв о боязни высоты, пошло на запад, чтобы обогреть свою планету со всех сторон.
Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило.
– Как поживает Ваша прекрасная планета? – спросила она.
Солнце загадочно промолчало.
Над Землёй занимался рассвет. Когда туманная дымка растаяла, Комета увидела синие реки и озёра, полные воды, моря и океаны, в каждом из которых отражалось Солнце, зелёные леса и цветущие луга. И каждый цветок тянулся к Солнцу, к его живительному теплу.
За всю свою бесконечно долгую жизнь Мудрая Старая Комета не видела ничего прекраснее. На её морщинистом лице выступили слёзы. Солнце хотело осушить слёзы Кометы, но их становилось всё больше и больше. Горячие солнечные лучи превращали их в пар, который сметал с лица Кометы космическую пыль.
«Я, кажется, помолодела!» – подумала Мудрая Старая Комета и тут увидела своё отражение в одном из океанов Земли. Что это? За ней тянулся длинный серебристый шлейф.
– Как красиво! – воскликнула она. – Спасибо, Солнышко! – и унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах.
С тех пор нашу Солнечную систему часто посещают кометы. И каждая, становясь моложе, получает от Солнца подарок – длинный сияющий шлейф – в память о том, как когда-то давным-давно одна из комет помогла ему добрым советом.
Давно ли Мудрая Старая Комета дала Солнцу свой совет? Докажи свой ответ словами из текста.
Вопросы к тексту:
1) Почему наша планета так растрогала Мудрую Старую Комету, когда она увидела ее во второй раз?
2) Можно ли по комете узнать, побывала ли она уже в Солнечной системе?
3) Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Ответило Солнце и отчаянно покраснело».
4) Тебе встретилось предложение: «И Добрая Старая Комета унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах». О чём она могла рассказать?
5) Текст называется «Добрый совет». Почему совет, который Комета дала Солнцу, можно назвать добрым?
6) Какое словосочетание употреблено в переносном значении?
7) Объясни, в каком значении употреблено сочетание слов «точка зрения» в отрывке: «Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт».
Текст № 16.
Цветок кактуса
Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойные, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов.
Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. "Интересно, можно ли утонуть в песках?" – думал кактус. "А небо – это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?"
Его мать сердилась и ворчала: "Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть... как все мы!".
Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами – с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...
"Другие! Вот бы увидеть их!" – мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.
"Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами", – вздыхал мечтатель.
"Ха-ха-ха", – смеялись звезды. "Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда", – так говорили звезды.
"Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...", – размышлял кактус.
"Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа", – объясняли кактусу звезды.
"Душа! Что это? Есть ли это у нас, кактусов?!" – спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: "Что за создание пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...".
Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. "Смотри-ка, плачущий кактус! – заметил один из людей и прикоснулся к нему. – Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?" – и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки – острые иглы больно поранили их пальцы! "Да, видно он один здесь такой, нежный!" – говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: "Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!" – и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
"О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении", – удивлялся кактус. А прекрасный цветок – чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: "Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив".
Вопросы к тексту:
1) К какому жанру ты отнесешь это произведение?
2) В сказке главный герой – кактус. Автор называет его разными словами. Какими?
3) Как ты считаешь, кактусы воспитывались в строгости? Докажи.
4) Какими были люди в представлении песков, звезд, кактуса?
5) Кактус вел разговоры со звездами, песками и ветрами. С кем еще мог бы поговорить кактус в пустыне? Каким мог бы быть их разговор?
6) Восстанови правильный порядок событий сказки. Расставь цифры в плане.
¨Разговоры кактуса с обитателями пустыни.
¨Душа кактуса.
¨Кактус и люди.
¨Семья кактуса.
7) Автор рассказа говорит: "Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей". Как ты понимаешь значение выделенных слов?
Текст № 17.
Кто без крыльев летает?
Разве бывают такие летуны? Оказывается, бывают, и немало их. Кто бродил по нашим лесам, наверно, видел белку-летягу. Зверюшка взбирается на дерево повыше, растопыривает лапки: между лапками «парус» натянут – складка кожи. И вот прыгает вниз с головокружительной высоты. Но не разбивается, а скользит по воздуху на кожистом парашюте. Чем выше старт, тем дальше будет финиш. Стартуя с верхушки большой сосны, белка-летяга может пролететь пятьдесят метров. В конце пути зверек летит со скоростью поезда. Кажется, вот-вот заденет он за дерево и разобьется. Но «пилот» вытягивает вперед задние лапки, становится в воздухе почти вертикально и резко тормозит, «приземляется» на стволе дерева – острые коготки цепляются за кору.
Кто еще летает без крыльев? О летучих рыбах слышали? Разгоняясь в море, они выпрыгивают из воды и парят в воздухе на широких грудных плавниках.
Есть и лягушки-«пилоты». Водятся они в Индонезии. На каждой лапке у лягушки по парашюту: пальцы у нее длинные, перепонки между ними широкие, много шире, чем у других лягушек. На этих перепонках лягушка и летает. Правда, лишь сверху вниз, но все-таки летает. Пролетает метров двадцать – в сто раз больше, чем может прыгнуть обычная лягушка.
По соседству с лягушкой-парашютистом в лесах Явы* парит между деревьями летающий дракон. Ящерица такая: пять-шесть ребер у нее, будто на шарнирах, могут раздвигаться в стороны, растягивая кожу, – планер** готов к полету! Ящерица благополучно приземлилась, крылья «автоматически» складываются.
Змея-«пилот» живет тоже в Южной Азии на тропических деревьях. Змея прыгает с дерева, иногда и с двадцатиметрового, и, пролетев косо вниз, мягко приземляется. Перед стартом она вытягивается, как палка, сильно растопыривает ребра. Кожа, натянутая между ними, превращается в небольшой «парашют».
Вопросы к тексту:
1) К какому жанру относится это произведение?
2) Почему многие слова в этом тексте написаны в кавычках?
3) Перечисли всех летающих животных, о которых ты прочитал.
4) Где водятся лягушки – «пилоты»?
5) Сколько ребер у летающей ящерицы?
6) Сколько метров в среднем может пролететь белка – летяга?
7) Где обитает змея – «пилот»?
Текст № 18.
Мне было семь лет, когда я познакомился с писателем Кристианом Андерсеном. Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия…
В тот вечер взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке.
Я знал со слов взрослых, что этот вечер совершенно особенный. Чтобы дождаться такого же вечера, нужно прожить ещё сто лет. А это почти никому не удаётся.
Действительно, тот вечер в последний день уходящего девятнадцатого века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно, казалось, что с неба слетают на город лёгкие белые цветы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.
Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Кристиана Андерсена. Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, ещё липкие от краски. Там сверкали стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем, оловянный солдатик стоял на часах, сжимая длинное ружьё…
Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку. Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
Потом я задремал под ёлкой и сквозь дрёму увидел Андерсена, когда он обронил белую розу. С тех пор моё представление о нём связано с этим приятным сном.
Тогда я ещё не знал двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые. Это я понял гораздо позже. Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злым.
…Андерсен всю жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало на то никаких оснований. Родился он в 1805 году в старом датском городе Оденье в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов с цветущими тюльпанами на окнах. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, свистом флейты бродячего музыканта, хриплыми песнями матросов… Во всём разнообразии людей, событий и красок, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории.
Первые сказки мальчик услышал от старух из соседней богадельни. Весь день эти дряхлые старухи пряли шерсть и бормотали свои нехитрые истории. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их богаделкам, но уже от себя.
Несмотря на частые невзгоды, Андерсену выпало подлинное счастье быть обласканным своим народом.
Я не перечисляю здесь всего, что он написал, ведь я хотел лишь набросать беглый облик этого поэта и сказочника, обаятельного чудака, оставшегося до самой смерти чистосердечным ребёнком, этого ловца человеческих душ, детских и взрослых. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку. Он был народным певцом. Вся жизнь его свидетельствовала о том, что сокровища подлинного искусства заключены только в сознании народа и нигде более.
Поэзия насыщает сердца народа подобно тому, как мириады капелек влаги насыщают воздух над Данией. Поэтому, говорят, нигде нет таких широких и ярких радуг, как там.
Пусть же эти радуги сверкают почаще, как многоцветные триумфальные арки, над могилой сказочника Андерсена и над кустами его любимых белых роз.
Вопросы к тексту:
1) Какое высказывание наиболее точно отражает главную мысль текста?
2) Почему иллюстрации к сказкам Андерсена в новой книге были закрыты тонкой папиросной бумагой?
3) Почему рассказчик считает, что ему повезло в жизни?
4) Как ты думаешь, из какой книги взят этот текст?
5) О чём в основном говорится в тексте?
6) От кого Андерсен услышал первые сказки?
7) В каком городе родился Андерсен?
Текст № 19.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году. Своё детство он провёл в деревне на берегу Волги, близ города Ярославля. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом, просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно дворянскому ребёнку водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив минутку, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ними в речке, собирал лесную малину, чернику, грибы, а зимой уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках.
Так с раннего детства Некрасову стала близка и понятна жизнь простого народа.
Его няня была крепостной крестьянкой. Первые сказки, услышанные от неё Некрасовым, были старинные русские народные сказки, которые в течение многих поколений рассказывались детям в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.
Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «зелёному шуму» тоже зародилась у него в те детские годы.
Уже в раннем детстве Николай был сильным и смелым, умел грести и плавать, метко стрелял из ружья, мог во весь дух мчаться верхом на коне. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд, но в итоге добился своего: сделался хорошим наездником. С тех пор, по рассказам его сестры, он не боялся никакой лошади и смело вскакивал на бешеного жеребца.
Упорная настойчивость и храбрость были его главными свойствами. Ему было семь-восемь лет, когда нянька вздумала запугать его чертями. Тогда в деревнях ещё верили, что на свете есть черти, домовые и ведьмы. Не всякий семилетний ребёнок решился бы на такой смелый поступок: выйти одному ночью в заросший сад, чтобы взглянуть на страшилище, которым взрослые пугают его!
Добиться своего ценою любого труда стало для него с детства законом. Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля.
Однажды поздней осенью он подстрелил на озере дикую утку. Озеро у берегов было уже затянуто льдом, и собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Малолетний охотник сам кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.
Когда Николаю исполнилось десять лет, его отдали в ярославскую гимназию. Учителя в гимназии требовали от учеников только зубрёжки и за всякую провинность секли их розгами, а учили плохо.
К счастью, мальчик полюбил чтение. Книги заменили ему школу. С жадностью прочитывал он всё, что можно было раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать в Петербург, чтобы поступить в университет. Отец был против этого, мечтая видеть Николая военным, и отказался материально поддерживать сына.
Поселился Николай Алексеевич в убогой каморке, которую снимал на двоих с товарищем, а когда им стало нечем заплатить за жилище, хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег Некрасов на себе испытал, каково живётся бедноте.
Наконец ему удалось напечатать в столичных журналах некоторые из ранних своих стихов. Увидев, что у него есть талант, петербургские книготорговцы стали заказывать ему разные книжки, платя за них гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, писал день и ночь, сочиняя всевозможные стихи и рассказы.
Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым русским языком, тем самым, которому поэт научился ещё в детские годы, живя в деревне. Он чудесно владел крестьянской речью, она звучит в его стихах так хорошо, так просто и естественно. Всё своё творчество Некрасов посвятил народу, его судьбе, его надеждам, отстаивая право обездоленных тружеников на уважение и достойную жизнь.
Вопросы к тексту:
1) О чём в основном говорится в тексте?
2) Какая пословица наиболее точно отражает главную мысль текста?
3) В чём проявлялась настойчивость юного Некрасова?
4) Почему Николай Алексеевич Некрасов стал поэтом, отстаивавшим право простого труженика на достойную жизнь?
5) Почему Некрасов смог стать образованным человеком?
6) Как можно заменить слово «зазорно»?
7) Как ты думаешь, из какой книги взят этот текст?
Текст № 20.
Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года. Отец его, Андрей Прохорович Крылов, весь свой век тянул лямку простого солдата и с трудом дослужился до офицерского чина, а, выйдя в отставку, поселился в Твери. Семья Крыловых жила бедно. У них не было даже постоянного места жительства.
Детство Крылова было трудным. Восьмилетним ребёнком ему уже пришлось работать переписчиком бумаг в Тверской губернской канцелярии. Страсть мальчика к чтению была причиной конфликтов с начальником, который иногда журил его, как за пустяк, заставая за книгой, а иногда и бивал по голове и плечам.
Рано умерший отец семейства оставил вдове Марии Алексеевне, тихой неграмотной женщине, и двум своим сыновьям только сундучок с книгами. Старшему сыну, Ивану, в ту пору едва минуло девять лет. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду, и будущему баснописцу пришлось идти в услужение к детям богатого помещика. Платой за службу было право учиться вместе с юными хозяевами у учителей, которых помещик нанимал для своих детей.
На всю жизнь сохранил И. Крылов в душе образ матери и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Она, неграмотная, но умная от природы, желая помочь сыну, которому становилось всё труднее совмещать службу в помещичьем доме с учёбой, составила план образования для своего сына и помогала его выполнять. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества – самостоятельность и практичность. У него были незаурядные способности, живой природный ум, влечение к литературе и ненасытная жажда знаний. Крылов прекрасно знал русскую литературу, самостоятельно изучил итальянский и французский языки, был исключительно музыкален, охотно и умело решал математические задачи.
Свои первые литературные опыты Крылов подписывал «Нави Волырк» (перевёрнутое «Иван Крылов»). Уже в четырнадцать лет он написал первую комическую оперу в стихах «Кофейница». В ней он поднял свой ещё не окрепший голос против самоуправства помещиков-крепостников.
В 1806 году в журналах появляются басни Ивана Андреевича: сначала он переводит с французского басни Лафонтена (знаменитого поэта-баснописца 17-ого века), а затем начинает создавать и свои, оригинальные. В этих блистательно остроумных и мудрых баснях Крылов обличал невежество и тупость, жадность и корыстолюбие, лицемерие и жестокость…
Крылов стал знаменит, его начали приглашать всюду – все хотели из уст самого сочинителя услышать новые басни. Тучный, добродушный, проницательно-лукавый, Крылов уклонялся от нежелательных приглашений, ссылаясь на то, что якобы «тяжёл на подъём». Так родилась легенда о «талантливом ленивце», что никак не вязалось с его могучей работоспособностью, ведь Крылов не только писал, он продолжал заниматься самообразованием. Пушкин свидетельствовал, что Крылов «пятидесяти лет выучился древнему греческому», чтобы переводить басни Эзопа (раба, легендарного мудреца и шутника, жившего, по преданию, в Древней Греции в VI веке до нашей эры).
В 1839 году Крылову, первому из русских писателей, был устроен торжественный юбилей, где он был награждён звездой ордена Святого Станислава «за гражданские заслуги». Интересна такая подробность: на этом парадном обеде перед каждым гостем лежал список блюд в духе праздника: «Демьянова уха», «Лебедь, рак и щука» и т.п.
За время своей жизни Крылов был и журналистом, и автором прозаических и драматических произведений, но, конечно, в большей степени стал известен как баснописец. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют его басенное наследство.
На протяжении полутора веков басни И.А. Крылова пользуются признанием читателей. Образы и крылатые строки его басен с детских лет запечатлелись в нашем сознании. Мы пользуемся ими в самых разнообразных случаях жизни, они вошли в разговорный язык, стали пословицами и поговорками.
«Дедушкой Крыловым» назвал народ великого русского баснописца, выразив этим своё уважение и любовь к нему.
Общеизвестно, что творец языка – народ, и писатель черпает из богатейшей языковой народной сокровищницы в меру своего таланта. Простота поэтического языка в сочетании с весёлым лукавством и глубокой народной мудростью сделали творчество Крылова подлинным достоянием русской культуры.
Вопросы к тексту:
1) Почему несмотря на бедность, Иван Крылов смог стать образованным и самостоятельным человеком?
2) О чём в основном говорится в тексте?
3) После чтения текста несложно сделать вывод, что И.А. Крылов получил высокую оценку своих «гражданских» заслуг и уважение. Почему? Докажи.
4) Как можно заменить слово «тучный»?
5) Как ты думаешь, из какой книги взят этот текст?
6) Как народ ласково называет Крылова?
7) Где родился Крылов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для промежуточной аттестации обучающихся 2 класса
Назначение работы – определение уровня предметной подготовки учеников начальной школы по литературному чтению....
Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по литературному чтению за курс 3 класса
Назначение итоговой работы. Итоговая работа позволяет установить фактический уровень освоения Основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению в 3 к...
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по литературному чтению за курс 4 класса
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по литературному чтению за курс 4 класса....
Промежуточная итоговая аттестация по образовательной программе начального общего образования по литературному чтению за курс 4 класса.
Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений — воспринимать и вып...
Промежуточная аттестация по литературному чтению за курс 4 класса
Методическая разработка. Промежуточная аттестация по литературному чтению за курс 4 класса...
Анализ тестовой работы по литературному чтению на промежуточной аттестации 2018-2019 уч.г.
Анализ предметных результатов(предметный результат, уровень(базовый, повышенный), количество обучающихся , %) и анализ ошибок...