Задание "Древние кремли"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Задание направлено на формирование навыков смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnie_kremli_.docx | 57.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Овладение способами смыслового чтения как условие повышения качества образования обучающихся
I .6 класс
II. Предметы: литература, математика.
III. Прочитайте текст о Древних Кремлях и выполните задания.
Древние Кремли
Кремль (первоначальное название до 14-го века — детинец) — городское укрепление в древней Руси. Город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.
В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные укрепления. Нередко кремль путают с крепостью. Славяне стали возводить крепости для защиты своих земель от врагов . К сожалению, в XVIII—XIX веках часть кремлёвских крепостей, лишившись военного значения, были уничтожены.Так, например, не сохранилось — даже частично — ни одного деревянного кремля (если, конечно, не считать считанных острожных башен в зауральских землях).
В дальнейшем многие кремли перестраивались и укреплялились. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят Московский Кремль, Новгородский детинец, Казанский и Суздальский кремли
Кремль – это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Обширные и небольшие, величественные и скромные, изысканные и суровые кремли были неизменной частью десятков городов России.
Слово «кремль» применительно к Москве впервые встречается в первой трети ХIV века: «В лето 1331 мая 3 бысть пожар на Москве, погорел город Кремль», - говорит летопись.
Кирпичные стены Московского кремля возводились с 1485 по 1495 год. В других городах строительство кремлей длилось: в Великом Новгороде – с 1484 по 1500 год, в Нижнем Новгороде – с 1500 по 1511, в Туле – с 1507 по 1520, в Коломне – с 1525 по 1531, в Зарайске с 1528 по 1531 год. Во второй половине ХVI века сооружаются кремли в Казани (1556 – 1568) и Астрахани (1582 – 1589). Ростовский кремль построен в 1670-х годах за 5 лет. Последний русский каменный кремль возведен в Тобольске (1712 – 1717).
Крепостные стены кремлей обычно располагавшихся на высоких местах. Имели разную длину и высоту, разное количество башен, отличались своими очертаниями.
Толщина стен старинных кремлей составляла от 46 до 115 вершков.(см. таблицу «Старинные русские меры длины»)
Самые длинные стены имеет Московский Кремль – 2 версты 705 футов. Немногим уступают ему Коломенский и Нижегородский, длина стен, которых около 938 саженей. Самые короткие стены у кремля в Тобольске – 2028 футов. Самые высокие стены, около 960 дюймов, имеет Коломенский кремль.
Кремлевские стены, как правило, повторяли очертания места постройки. Форму, близкую к треугольной (форма мыса при слиянии рек), имеют крепости Москвы, Пскова и Астрахани. В Коломне, Нижнем Новгороде, Тобольске и Казани кремли представляют собой неправильные многоугольники. Новгородский кремль – единственный, имеющий овальную форму. Особняком стоят строго прямоугольные кремли Тулы и Зарайска.
Новгородский кремль стоит на высоком берегу реки Волхов. Протяженность его стен 469 саженей 1461 фут. С севера, запада и юга кремль окружает глубокий ров. Толщина крепостных стен в разных местах не одинакова – от 92 до 161 вершка. Высота стен изменяется от 24 до 45 футов. Стены кремля Великого Новгорода раньше соединяли 14 башен, трех из них уже нет.
Протяженность крепостных сооружений Астраханского кремля составляет 1 версту 1500 футов. Высота стен достигает 33 футов, а толщина у основания – 115 вершков. Этот кремль имеет форму многоугольника с 10 башнями.
Зарайский кремль расположен в месте слияния рек Мерея и Осетр. Он имеет 7 башен, 3 из них квадратные (воротные башни) и 4 двенадцатигранные (угловые башни). Толщина стен 69 вершков, высота 27 футов.
Высокие кирпичные стены с 11 башнями (5 круглых и 6 четырехугольных) окружают Ростовский кремль. На стенах построены крытые переходы, ведущие от одного сооружения к другому. Толщина стен 46 вершков, а высота от 30 до 36 футов. На плане Ростовский кремль представляет собой вытянутый с юга на север прямоугольник.
Протяженность крепостных стен Смоленского кремля составляет около 6 верст. Из 38 его башен сохранилось только 16. Толщина стен составляет от 115 до 138 вершков, высота - от 39 до 57 футов.
Задание 1. Используя таблицу « Старинные меры длины»
внеси данные из текста в таблицу «Характеристики кремлей».
Старинные русские меры длины
Старинная единица измерения длины | Современная единица измерения длины |
1 верста | 1 км |
469 саженей | 1км |
3 фута | 1м |
23 вершка | 1 м |
4 дюйма | 1 дм |
4 линии | 1 см |
Характеристика кремлей
Город | Время постройки | Протяженность, м | Высота стен, м | Толщина стен, м | Количество башен |
Москва | |||||
Великий Новгород | |||||
Нижний Новгород | |||||
Тула | |||||
Коломна | |||||
Зарайск | |||||
Казань | |||||
Астрахань | |||||
Ростов | |||||
Тобольск | |||||
Смоленск |
Задание 2. Выбери один из предложенных ответов и обведи букву , стоящую рядом с тем ответом, который ты считаешь верным.
- Какой из кремлей строили дольше всех?
Тебе нужно определить продолжительность строительства каждого из кремлей. Для этого из года окончания строительства вычти год начала строительства и добавь один год. Например, если Коломенский кремль строился с 1525 года по 1531 год, то продолжительность строительства 7 лет (1531-1525+1= 7лет).
а) кремль в Туле
б) кремль в Зарайске
в) кремль в Великом Новгороде
г) кремль в Коломне
- Какой из кремлей имеет овальную форму?
а) Новгородский кремль
б) Московский кремль
в) Ростовский кремль
г) Тобольский кремль
- В каком абзаце идёт упоминание о расположении кремля на высоком берегу реки Волхов?
а) в 4
б) в 6
в) во 2
г) в 10
- Первоначальное название кремля.
а) детёныш
б) детище
в) детинец
г) детина
- Какой из кремлей не входит в список ЮНЕСКО?
а) Суздальский
б) Московский
в) Казанский
г) Тобольский
Задание 3.
Используя данную информацию, расскажите о значении кремлей в древние времена.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Планируемые результаты:
Метапредметные : освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Литература
·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
Математика
Выполнят деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Деление на числа 10,100,1000.
- выполнят устно и письменно арифметические действия с числами; найдут неизвестный компонент арифметического действия; составят числовое выражение и найдут его значение;
- ·приобретут в ходе работы с таблицами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц , заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Автор задания
Шейерман Светлана Владимировна – учитель литературы 6 класса МБОУ «Маяковская СШ»
Пример выполнения
Характеристика кремлей
Город | Время Постройки | Протяженность, м | Высота стен, м | Толщина стен, м | Количество башен |
Москва | 1485-1495 | 2 235м | |||
Великий Новгород | 1484-1500 | 1487м | 8-15 | 4-7 | 14 |
Нижний Новгород | 1500-1511 | 2000м | |||
Тула | 1507-1520 | ||||
Коломна | 1525-1531 | 2000м | 24 | ||
Зарайск | 1528-1531 | 9 | 3 | 7 | |
Казань | 1556-1568 | ||||
Астрахань | 1582-1589 | 1500м | 11 | 5 | 10 |
Ростов | 1670(5 лет) | 10-12 | 2 | 11 | |
Тобольск | 1712-1717 | 676м | |||
Смоленск | 6000м | 13-19 | 5-6 |
Задание 2
1.- в
2.- а
3.- г
4.- в
5.- г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».
Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....
Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс
Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...
Московский Кремль. Краеведение. Зарайский кремль.
Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению раздела "Родная страна-Россия". Формы урока -путешествие, творческая проектная деятельность, тестовый самоконтроль, ИКТ....
Конспект урока по теме"Кремль. Башни Кремля."
Конспектт урока "Кремль. Башни Кремля"...
Стены древнего кремля конспект урока математики
Данный урок математики в 3 классе обеспечивает формирование умения практического использования навыков арифметических действий над многозначными числами и величинами и повышает интерес к истории...
Интегрированное занятие. Московский Кремль. Башни Кремля. (Виртуальная экскурсия)
Данное мероприятие – это виртуальная экскурсия в Московский Кремль. Мероприятие является интегрированным: внеурочная деятельность(РПС – развитие познавательных способностей), технология и окружа...
Проект Тульский кремль - гордость Тулы. Прошлое и настоящее. К 500-летию создания Тульского кремля
Коллективный проект Тульский кремль - гордость Тулы. Прошлое и настоящее к 500-летию создания Тульского кремля...