Московский Кремль. Краеведение. Зарайский кремль.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению раздела "Родная страна-Россия". Формы урока -путешествие,  творческая проектная деятельность, тестовый самоконтроль, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_mosk._kreml.doc667.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Московский Кремль. Краеведение. Зарайский кремль.»

Цель урока: углубление знаний учащихся о Москве

 Задачи урока:

Предметные: Познакомить с историей возникновения Москвы. Сформировать элементарные представления о Москве, как столице нашей страны, крупнейшего города Европы.

Развивать диалогическую, монологическую  речь. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, обыгрывать ситуации.

Метапредметные

Регулятивные: • Контролирование и коррекция своей деятельности.

 • Учиться применять эффективные стратегии по собственной инициативе и самостоятельно.

Познавательные: • Помочь учащимся самостоятельно подобрать способы решения проблем творческого и поискового характера.

• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Развивать умение работать с разными видами информации.

Коммуникативные:  •  Развитие речевой деятельности: помочь ребенку в аргументации своего мнения, формирование навыков сотрудничества: учитель+ученик, ученик+ученик

Личностные:• Сформировать  положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Следовать установке  любви к своему краю, народу,  Родине.

• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской творческой деятельности.
• Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (авт. Трафимов),  карточки для работы в группе, компьютерная презентация Microsoft Power Point , музыкальные клипы.

 Технические средства:  компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Ход урока

1. Организационный момент

 На уроке мы опять

Все поработаем на пять.

Будем отвечать активно,

           Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

2. Актуализация изученного.  

Звучат стихи учащихся о Зарайске. СЛАЙД1

                                   Зарайский край, ты песенному слову

                                   Внимаешь вместе с Осетром-рекой.

                                   Тут после ливней радугу-подкову

                                   Потрогать можно каждому рукой.

                                     Еще хочу ту радугу-подкову

                                   Однажды снять с ветвей заречных верб

                                   И, повинуясь песенному слову,

                                  Прибить ее на твой старинный герб.

                                                                                Леонид Быков

Учитель: -Какую большую тему мы изучаем? Изучение родного края.      

-Вспомнить то, что узнали о родном городе, поможет викторина.

  1. Викторина  (На доске- картинки  и даты)
  1. Сколько лет Зарайску? (865 лет)
  2. Первое упоминание о Зарайске?  (Село Красное в летописях 1224г. упоминание о городе на Осетре относится к 1146 г.)
  3. Как еще упоминался в летописях наш город? (Новогородок-на-Осетре, Заразский город.)
  4.  На берегу, какой реки стоит  город Зарайск? (река Осетр)

           

Молодцы!      За отличные ответы  - призы вам.

- Следующий вопрос вам зададут ребята:

1 ученик.

 Седой, украшен куполами

Ты здесь стоишь века.

Обросший густо тополями,

Ты виден всем издалека.

2 ученик

 Познал не раз набеги вражьи,

Свидетель славной старины.

Здесь в битвах яростных отважно

Стояли родины сыны.

- О чем  идет речь в стихотворении?

Учитель: Какие слова навели вас на мысль о том, что речь идёт о Кремле?

- Верно. Наш земляк, поэт Валентин Романов  так говорит о Зарайском Кремле. Стихи  можно почитать в книге «Град на Осетре».  Выставка книг

 

            2. Проверка д.з. Групповой проект «Зарайский кремль».

- После нашей экскурсии в Зарайский кремль  ребята заинтересовались историей кремля и выполнили исследовательскую  работу.  Предлагаем выступить с защитой своей работы, вам слово.

(ребята показывают макет кремля,  рассказывают о нем по плану

  1. почему их заинтересовала эта работа
  2. какие цели и задачи ставили
  3. что узнали из истории кремля
  4. какими источниками пользовались)

- Молодцы! Вам «отлично» и подарок.

3. Постановка проблемы.   СЛАЙД

1. Побуждающий диалог.

-Ребята, прочитайте слова? Родина, родина. Как вы понимаете значение этих слов? Что заметили?

2.Поиск решения проблемы.

(одно слово пишется с заглавной буквы, а другое со строчной). Почему?

-Мы с вами много говорили о родном городе Зарайске  – это малая родина. Место, где мы с вами родились, где ваш дом, где ваши друзья, где ваша школа – это малая родина и писать это слово нужно со строчной буквы. Пословица гласит: Каждому мила своя родная сторона.

 А слово Родина в значении Отечество, родная страна мы пишем с заглавной буквы. Человек без Родины -что соловей без песни -говорится в пословице

3. Формулирование темы и цели урока.

- Родина,  Отечество, родная страна - что представляется вам, когда вы говорите, слышите эти слова? СЛАЙД

                 Конечно. Самый главный  город нашей страны, столица нашей Родины – Москва. Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? А кто сможет сформулировать цель нашего путешествия?    –  Москва по праву считается одним из самых красивых городов мира, центр общественной жизни, культуры, науки. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Ведь город большой, а хочется увидеть в нем как можно больше интересного и ничего не пропустить.

Как называется профессия людей, которые помогают таким путешественникам?

– Сегодня мы попробуем стать экскурсоводами, проведем заочную экскурсию по городу. Помощниками  нам в этом будут русские пословицы, появившиеся несколько столетий назад  и до сих пор актуальные в нашей жизни.

Игра «Доскажи пословицу»        (На доске -  как план)

И Москва не сразу                                                    строилась.

      Москва – всем  городам                                      мать.

Начинается земля, как известно,                       от Кремля...

Кто в Москве не бывал,                                     красоты не видал. 

- Это план, который поможет нам узнать много интересного о Москве.

Физпауза

4. Знакомство с новым материалом.

А)   – Как понимаете пословицу «И Москва не сразу строилась».

1 экскурсовод.   СЛАЙД

Более 850 лет назад, из богатого и славного города Суздаля прискакал с

дружиной князь  Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм в том месте, где узенькая лесная речка Неглинная сливалась с Москвой – рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской. Место было тихое, глухое, водное, рыбное, охотницкое. Обнесли воины холм  валом, забором,  поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров.

Учитель:  - Кто догадался,  как была названа крепость? Это первое упоминание о Москве.     

Б)    Работа с учебником. (Выборочное чтение)    Учащиеся читают отрывок из статьи «История возникновения Кремля»    стр. 99

В)   - Давайте проверим, что запомнили. Объединитесь в группы по 4 человека. Перед вами тест. Вам нужно выбрать один правильный ответ на вопрос. Когда закончите выполнять задание, дайте мне знать, взявшись за руки. На эту работу я вам даю 1 минуту.

Мини-тест в группе

 

Проверка: поднять геометрическую фигуру, соответствующую варианту ответа.

Г)  - Первая крепость - Кремль (от древнерусского «кром» – так называлась центральная часть древних городов) был деревянным. Но у дерева есть опасный враг. Какой? (Огонь.)

2 экскурсовод.   СЛАЙД

Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее. Земли вокруг Москвы расширялись. Новый правитель  Иван Калита приказал построить взамен старых новые крепостные стены из прочного дуба.

Учитель: И стали на Руси говорить:  «Москва – всем  городам мать»? Как понимаете пословицу? А ну-ка ,что нам скажет экскурсовод.

                                           

3 экскурсовод  СЛАЙД

Спустя несколько лет князем Москвы стал Дмитрий Иванович Донской. Он заменил дубовые стены белокаменными. Так был построен Кремль из белого камня. Москву стали называть белокаменной. Москва упрочила свои позиции на Руси, стала играть руководящую роль,  за что ее и прозвали матерью русских городов. Необходимо было  обеспечить  такому  городу  прочную  оборону.  

4 экскурсовод   СЛАЙД

Когда все признали Москву столицей, московским князем уже был Иван III и приказал на Москве-реке выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Протяженность стен  более 2 километров, толщина от 3,5 до 6,5 метров, а высота от 5 до 19 метров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль. Добро пожаловать!

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Под песню «А я, иду, шагаю по Москве» учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Учитель: Начинается земля, как известно, от Кремля...

– Нельзя не любоваться башнями Кремля. Невольно хочется поговорить с ними, спросить их: «Какая из вас, башен, старейшая?».

Д)  Учащиеся-экскурсоводы озвучивают   диалог башен Кремля.  (Показ иллюстраций башен)

«– Я старейшая Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и еще один тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было...

Учитель – А самая молодая?

– Конечно же, я – Царская башня, мне ещё и 300 лет нет.

Учитель – А самая высокая?

– Я – Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров.

Учитель – А самая маленькая?

– Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Я – сторожевая башня.

                             Звучит бой курантов.

– Узнали меня? Я - Спасская башня. Чем я отличаюсь от других башен? Имею часы. Это  главные  часы  государства – Кремлевские куранты. По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм курантов весит 25 тонн, длина минутной  стрелки  3 метра  28  сантиметров,  часовой – 2 метра 97 сантиметров.

-Мы - самые высокие башни – Спасская, Троицкая, Никольская, Боровицкая и Водовзводная – нас украшают огромные пятиконечные рубиновые звёзды. Расстояние между концами лучей – от 3 до 3,75 метров.

    Учитель – Сколько же всего вас, башен?

– Нас 20 сестёр. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо и своя история...»

Учитель: Спасибо! Как много могли бы ещё рассказать о себе башни Кремля!

Е) Опять тест. Проверяем свои знания.

Мини-тест в группе

Проверка: поднять геометрическую фигуру, соответствующую варианту ответа.

- Кто в Москве не бывал, красоты не видал. 

Много прекрасного в Кремле – за год, пожалуй, обо всём не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля.

А столько еще интересного впереди. Это темы наших следующих уроков.

5. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что нового о Москве вы узнали?

Из путешествия нам всегда хочется привезти сувенир на память. Пожалуйста вам сувениры за хорошую работу.

Домашнее задание: По выбору: с. 98–101, отвечать на вопросы,  Подготовить рассказ о других достопримечательностях Кремля и  Красной площади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Развивать умение читать план карту. Дать наглядное представление  о Московском Кремле. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, размышлять, высказывать предположения. ...

Урок окружающего мира (доп. материал)Архитектура Московского Кремля

Дополнительный материал к урокам Окружающего мира...

Презентация "Московский Кремль". Автор Ломскова Л.В., МБОУ СОШ № 21 муниципального образования Темрюкский район

Презентация ознакомит учащихся с достопримечательностями Московского Кремля, его историей....

Интегрированное занятие. Московский Кремль. Башни Кремля. (Виртуальная экскурсия)

Данное мероприятие – это виртуальная экскурсия в Московский Кремль. Мероприятие  является интегрированным: внеурочная деятельность(РПС – развитие познавательных способностей), технология и окружа...

Проект "Зарайский Кремль"

Проект  посвящен Зарайскому Кремлю, который в 2013 г. вместе с Коломенским Кремлем занял 1 место на Всероссийском конкурсе "Святыня Подмосковья". В настоящее время — Зарайский Крем...

Классный час "Зарайский Кремль"

Путешествие по Зарайскому Кремлю...