Конспект открытого урока по литературному чтению "Про все на свете"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект открытого урока по литературному чтению "Про все на свете" для 1 класса. УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское
Конспект открытого урока по литературному чтению
на тему: «Про все на свете»
Подготовила и провела:
Плотникова О.А.,
учитель начальных классов
2017 г.
Цель: познакомить с содержанием и тематикой детской энциклопедической литературы.
Формируемые УУД: читать тексты из энциклопедической литературы и извлекать из них нужную информацию; упражняться в плавном чтении слов и предложений; четко и последовательно излагать свои мысли; работать в группах.
Оборудование: презентация, выставка энциклопедической литературы, разноцветные кружочки для самооценки.
Ход урока:
I. Организационный момент
– Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.
II. Актуализация знаний
– Мы изучили все буквы алфавита.
– Скажите, ребята, а чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме.)
– Сколько букв в русском алфавите? (33.)
– На какие буквы делится алфавит? (Гласные и согласные.)
– Какие буквы не дают звуков? (Мягкий знак и твердый знак.)
III. Мотивационно – целевой этап
(В классе организована выставка энциклопедической литературы.)
– Что вы видите на выставке? (Книги.)
– Какие это книги? (Это детские энциклопедии.)
– Для чего они нужны? (Детские энциклопедии позволяют получить сведения о любом вопросе или проблеме.)
– Как правильно пользоваться этими книгами, как найти в них информацию?
(Мы не знаем, как пользоваться детскими энциклопедиями.)
– Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться пользоваться энциклопедической литературой.)
IV. Работа по теме урока
– Прочитайте пословицы о книге. Объясните их смысл.
«Книга не самолёт — а за тридевять земель уносит». (Пословица означает, что читая книгу, человек мысленно путешествует вместе с героями книги и с помощью книги узнает много нового о том, чего никогда не видел.)
«Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает». (Неграмотный куда не заглянет, ничего не поймет.)
«Книгу читаешь — как на крыльях летаешь». (Чтение дает волю нашему воображению.)
– Без книг и других источников информации современное образование невозможно. Значит невозможно оно и без библиотеки. История развития человеческого разума связана с библиотеками. Библиотека берет свое начало в древнегреческом языке. Происходит оно от «biblion» – книга и «theke» –место хранения. Жизнь заставляет человека получать все новую информацию, накапливать ее и двигаться вперед, добиваться новых знаний, делать новые открытия. В этом помогает справочная литература, энциклопедии. Надо только умело всем пользоваться. Сегодня предлагаю вам подробнее познакомиться с такими источниками информации, как энциклопедии. Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему понять все». Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1967 году в двух томах. Ее название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополнительными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).
– Прочитайте название раздела. («Про все на свете».)
– Подумайте, о чём вы узнаете в этом разделе. (Обо всем интересном, что окружает нас в мире.)
– Сегодня на уроке мы встретимся с замечательным детским писателем С.Я. Маршаком, которого все вы очень хорошо знаете.
(Показ презентации.)
– Вглядитесь в его портрет. Каким вы себе представили этого человека в жизни? (Выслушиваются ответы.)
– Я хотела бы дополнить ваши ответы.
– Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж, в еврейской семье. Его отец работал на мыловаренном заводе; мать была домохозяйкой. Фамилия «Маршак» в переводе с еврейского означает «Наш учитель». В школьные годы, во время обучения в гимназии Самуил считался вундеркиндом. Свое обучение мальчик продолжил в Петербурге. Первое стихотворение было опубликовано, когда Маршаку было 20 лет. Любимыми авторами его были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Чехов. Самуил Маршак много путешествовал – посетил Турцию, Грецию, Сирию, Палестину. Эти страны он посетил в качестве корреспондента петербургских газет. После этой поездки он отправился учиться в Лондон и много путешествовал по Англии пешком. После возвращения в Россию Самуил Яковлевич Маршак создает детский театр в Екатеринодаре (сейчас город Краснодар) и пишет для пьесы. Во время Великой Отечественной войны его можно было часто увидеть выступающим со своими стихами перед фронтовиками. Самуил Яковлевич Маршак умер в возрасте 76 лет в Москве. Именем Самуила Маршака названы улицы В Москве, Воронеже, Чебоксарах, Киеве, Донецке и Ялте.
– Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Зачем их выделил художник? Что означают выделенные буквы? (Выделенные буквы составляют алфавит; каждой букве алфавита писатель посвятил стихи.)
(Работа в группах. У каждой группы энциклопедия о животных.)
– Прочитайте две верхние строчки выразительно.
– О ком эти строчки? (Об аисте.)
– Что вы о нем узнали? (Он прожил лето с нами, а зимой где-то гостил.)
– Кто такой аист? (Птица.)
– Что еще вы знаете об этой птице? (Ответы детей.)
– Где можно прочитать об аисте? (В энциклопедии.)
– В какой энциклопедии? (О животных.)
– А как вы думаете, в каком разделе находится интересующая нас информация? («Птицы».)
– Откройте раздел «Птицы». Посмотрите, какой он большой. Неужели нам придется пролистать его весь, чтобы найти сведения об аисте? Может быть, кто-то из вас подскажет более легкий путь? (Ответы детей.)
– Все слова в энциклопедии расположены в алфавитном порядке так, как идут буквы азбуки, по алфавиту, как записаны ваши фамилии в классном журнале – от А до Я.Поэтому их удобно искать. На какую букву нужно искать слово аист? (На букву а.)
– Посмотрим содержание. Буква А - на странице 8. На этой странице перечислены все рассказы на букву А, которые есть в книге. Находим Аист. Рядом указан номер страницы – 107. Открываем ее. Здесь вы найдете рассказ об аисте.
– Что нового вам удалось узнать об этой птице? (Ответы детей.)
(Чтение стихотворных строк о бегемоте.)
– Подберите слово в рифму и дополните предложение. (Бегемот.)
– Прочитайте строки выразительно еще раз.
– Что вы знаете о бегемоте? (Ответы детей.)
(Работа с энциклопедией. Учащиеся пробуют самостоятельно найти информацию о бегемоте, учитель оказывает индивидуальную помощь.)
– Зеленева Дарья, найди нам, пожалуйста, в детской энциклопедии рассказ про бегемота. (Ответ ребенка.)
– Молодец!
– Кто еще хочет попробовать?
– Ну что же, механизм поиска мы с вами изучили, и даже потренировались немного. Но знакомство с энциклопедиями только начинается. Помните, что с помощью энциклопедии вы сможете ответить на самый сложный вопрос!
V. Физкультминутка
– А теперь отдохнем, встаньте и повторяйте за мной движения.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
VI. Продолжение работы по теме урока
(Далее выразительное чтение вслух оставшихся двустиший С. Маршака.)
– Каких букв нет? (Е, и, к, л, н, о, т, у, ф, ц, ч, э, ю, ш, щ, ъ, ь.)
– Только ли о буквах рассказал нам автор? (Ответы детей.)
– Писатель не только дал возможность лучше запомнить буквы, но и рассказал обо всём интересном, что окружает нас в мире. Именно буквы, алфавит открывают нам дорогу к книгам, которые могут раскрыть многие тайны природы, научить нас думать о ней, любить и беречь окружающий мир.
VII. Рефлексивно-оценочный этап
– Оцените свою работу на уроке.
Зеленый круг – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.
Желтый круг – на уроке возникали сложности, не все задания было легко выполнять.
Красный круг – было сложно, тему не понял, нужна помощь учителя.
VIII. Подведение итогов урока
– Чему вы научились сегодня на уроке? (Пользоваться энциклопедической литературой.)
– Интересно ли вам было работать с энциклопедией? (Ответы детей.)
– Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»
Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе
Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....
КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...