Конспект открытого урока по литературному чтению "Про все на свете"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Плотникова Олеся Александровна

Конспект открытого урока по литературному чтению "Про все на свете" для 1 класса. УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с. Хобот-Богоявленское

Конспект открытого урока по литературному чтению

на тему: «Про все на свете»

Подготовила и провела:

Плотникова О.А.,

учитель начальных классов

2017 г.

Цель: познакомить с содержанием и тематикой детской энциклопедической литературы.

Формируемые УУД: читать тексты из энциклопедической литературы и извлекать из них нужную информацию; упражняться в плавном чтении слов и предложений; четко и последовательно излагать свои мысли; работать в группах.

Оборудование: презентация, выставка энциклопедической литературы, разноцветные кружочки для самооценки.

Ход урока:

I. Организационный момент

– Приготовьте свои ушки и глазки, 
Чтобы они могли всё видеть, 
Слышать и запоминать.

II. Актуализация знаний

Мы изучили все буквы алфавита.

– Скажите, ребята, а чем отличаются звуки от букв?  (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме.)

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

На какие буквы делится алфавит? (Гласные и согласные.)

Какие буквы не дают звуков? (Мягкий знак и твердый знак.)

III. Мотивационно целевой этап

(В классе организована выставка энциклопедической литературы.)

Что вы видите на выставке? (Книги.)

Какие это книги? (Это детские энциклопедии.)

Для чего они нужны? (Детские энциклопедии позволяют получить сведения о любом вопросе или проблеме.)

Как правильно пользоваться этими книгами, как найти в них информацию?

(Мы не знаем, как пользоваться детскими энциклопедиями.)

Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться пользоваться энциклопедической литературой.)

IV. Работа по теме урока

Прочитайте пословицы о книге. Объясните их смысл.

 «Книга не самолёт — а за тридевять земель уносит». (Пословица означает, что читая книгу, человек мысленно путешествует вместе с героями книги и с помощью книги узнает много нового о том, чего никогда не видел.)

 «Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает». (Неграмотный куда не заглянет, ничего не поймет.)

«Книгу читаешь — как на крыльях летаешь». (Чтение дает волю нашему воображению.)

– Без книг и других источников информации современное образование невозможно. Значит невозможно оно и без библиотеки. История развития человеческого разума связана с библиотеками. Библиотека берет свое начало в древнегреческом языке. Происходит оно от «biblion» – книга и «theke» –место хранения. Жизнь заставляет человека получать все новую информацию, накапливать ее и двигаться вперед, добиваться новых знаний, делать новые открытия. В этом помогает справочная литература, энциклопедии. Надо только умело всем пользоваться. Сегодня предлагаю вам подробнее познакомиться с такими источниками информации, как энциклопедии. Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему понять все». Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1967 году в двух томах. Ее название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополнительными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).

Прочитайте название раздела. («Про все на свете».)

Подумайте, о чём вы узнаете в этом разделе. (Обо всем интересном, что окружает нас в мире.)

Сегодня на уроке мы встретимся с замечательным детским писателем С.Я. Маршаком, которого все вы очень хорошо знаете.

(Показ презентации.)

–  Вглядитесь в его портрет. Каким вы себе представили этого человека в жизни? (Выслушиваются ответы.)

Я хотела бы дополнить ваши ответы.

Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж, в еврейской семье. Его отец работал на мыловаренном заводе; мать была домохозяйкой. Фамилия «Маршак» в переводе с еврейского означает «Наш учитель». В школьные годы, во время обучения в гимназии Самуил считался вундеркиндом. Свое обучение мальчик продолжил в Петербурге. Первое стихотворение было опубликовано, когда Маршаку было 20 лет.  Любимыми авторами его были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Чехов. Самуил Маршак много путешествовал – посетил Турцию, Грецию, Сирию, Палестину. Эти страны он посетил в качестве корреспондента петербургских газет. После этой поездки он отправился учиться в Лондон и много путешествовал по Англии пешком. После возвращения в Россию Самуил Яковлевич Маршак создает детский театр в Екатеринодаре (сейчас город Краснодар) и пишет для пьесы. Во время Великой Отечественной войны его можно было часто увидеть выступающим со своими стихами перед фронтовиками. Самуил Яковлевич Маршак умер в возрасте 76 лет в Москве. Именем Самуила Маршака названы улицы В Москве, Воронеже, Чебоксарах, Киеве, Донецке и Ялте.

Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Зачем их выделил художник? Что означают выделенные буквы? (Выделенные буквы составляют алфавит; каждой букве алфавита писатель посвятил стихи.)

(Работа в группах. У каждой группы энциклопедия о животных.)

Прочитайте две верхние строчки выразительно.

О ком эти строчки? (Об аисте.)

Что вы о нем узнали? (Он прожил лето с нами, а зимой где-то гостил.)

Кто такой аист? (Птица.)

Что еще вы знаете об этой птице? (Ответы детей.)

Где можно прочитать об аисте? (В энциклопедии.)

В какой энциклопедии? (О животных.)

А как вы думаете, в каком разделе находится интересующая нас информация? («Птицы».)

Откройте раздел «Птицы». Посмотрите, какой он большой. Неужели нам придется пролистать его весь, чтобы найти сведения об аисте? Может быть, кто-то из вас подскажет более легкий путь? (Ответы детей.)

Все слова в энциклопедии расположены в алфавитном порядке так, как идут буквы азбуки, по алфавиту, как записаны ваши фамилии в классном журнале – от А до Я.Поэтому их удобно искать. На какую букву нужно искать слово аист? (На букву а.)

Посмотрим содержание. Буква А - на странице 8. На этой странице перечислены все рассказы на букву А, которые есть в книге. Находим Аист. Рядом указан номер страницы – 107.  Открываем ее. Здесь вы найдете рассказ об аисте.

Что нового вам удалось узнать об этой птице? (Ответы детей.)

(Чтение стихотворных строк о бегемоте.)

Подберите слово в рифму и дополните предложение. (Бегемот.)

Прочитайте строки выразительно еще раз.

Что вы знаете о бегемоте? (Ответы детей.)

(Работа с энциклопедией. Учащиеся пробуют самостоятельно найти информацию о бегемоте, учитель оказывает индивидуальную помощь.)

Зеленева Дарья, найди нам, пожалуйста, в детской энциклопедии рассказ про бегемота. (Ответ ребенка.)

Молодец!

Кто еще хочет попробовать?

Ну что же, механизм поиска мы с вами изучили, и даже потренировались немного. Но знакомство с энциклопедиями только начинается. Помните, что с помощью энциклопедии вы сможете ответить на самый сложный вопрос!

V. Физкультминутка

А теперь отдохнем, встаньте и повторяйте за мной движения.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

VI. Продолжение работы по теме урока

(Далее выразительное чтение вслух оставшихся двустиший С. Маршака.)

Каких букв нет? (Е, и, к, л, н, о, т, у, ф, ц, ч, э, ю, ш, щ, ъ, ь.)

Только ли о буквах рассказал нам автор? (Ответы детей.)

Писатель не только дал возможность лучше запомнить буквы, но и рассказал обо всём интересном, что окружает нас в мире. Именно буквы, алфавит открывают нам дорогу к книгам, которые могут раскрыть многие тайны природы, научить нас думать о ней, любить и беречь окружающий мир.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

Оцените свою работу на уроке.

Зеленый круг – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.

Желтый круг – на уроке возникали сложности, не все задания было легко выполнять.

Красный круг – было сложно, тему не понял, нужна помощь учителя.

VIII. Подведение итогов урока

Чему вы научились сегодня на уроке? (Пользоваться энциклопедической литературой.)

Интересно ли вам было работать с энциклопедией? (Ответы детей.)

Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....

КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...