И.В. Крылов «Лебедь, Рак, Щука»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Предмет | Литературное чтение |
УМК | Школа России |
Класс | 2 |
Тема урока | И.В. Крылов «Лебедь, Рак, Щука» |
Тип учебного занятия | Изучение нового материала |
Цель урока | Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова, формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы, способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся, расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса. |
Оборудования урока | Учебник В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Сели прямо! Ножки вместе! Ручки палочкой на стол! Начинаем разговор! | |
|
- Выразительное чтение “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. - Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. - Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Слова-ответы на вопросы записаны на доске.) ЗОЛОТАЯ РЫБКА | - Золотая рыбка, старик, старуха - Невод |
| - Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку. Третья буква в слове “рыбка” Б Третья буква в слове “старик” А Первая буква в слове “старуха” С Первая буква в слове “невод” Н Седьмая буква в слове “золотая” Я - Какое получилось слово? Над каким жанром литературы мы будем сегодня работать? - Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений. - Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (Слайд 1.) “Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов. - Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.) - Давайте прочитаем текст на стр.102 учебника. Что нового узнали о баснописце? - Каким он был человеком? - Что удивило вас в этом сообщении? (Слайды 2-4.) - Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов. - Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник? (Слайд 5.) - Что такое басня? (Слайд 6.) - На какой жанр литературы похожа басня? - Что у них общего, чем отличаются? - Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов. КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (Слайд 7.) - Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение. - Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Слайд 8.) - Чтение учителем. - Понравилась ли вам басня? - Что заставило вас улыбнуться? - Каким был ваш смех? - Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов? - Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение. (Слайд 9.) 1. Выборочное чтение. - Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни. (Слайд 10.)
- (Слайд 11.). Посмотрите на следующий слайд и подумайте:
| - басня - Трудолюбивым, любил учиться - Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве - Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни - На сказку - Рак, Щука, Лебедь - Они живут в воде - Герои не смогли сдвинуть воз - Добрым, не злым - Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне - Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. - Из кожи лезут вон - А возу всё нет ходу - “Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело - Товарищи, поклажа легка |
VI. Закрепление материала | Физкультминутка. Петушочек встрепенулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Крыльями похлопал, Ножками потопал, Шею вытянул, согнул И по улице шагнул. 1. Словарная работа. - (Слайд 12). Замените своими словами выражения из басни: “Из кожи лезут вон” – очень стараются. “А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте. “А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места. 2. Выразительное чтение басни. - Давайте прочитаем басню выразительно. - С каким настроением вы будете читать басню? - Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? - Как автор относится к своим героям? - Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? 3. Работа над моралью басни. - Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Слайд 13.) - Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым? - Когда так говорят? 4. Викторина по басням И.А.Крылова “Крылатые слова”. (Слайды 14-16.) - Многие выражения из басен дедушки Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и назовите басни, из которых взяты эти строчки. “У сильного всегда бессильный виноват” (Волк и Ягнёнок) “Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса) “А Васька слушает да ест” (Кот и Повар) “Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград) “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет) “Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак) - Приведите примеры из жизни, которые соответствуют данным выражениям. - (Слайды 17-18.) В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова. | - выполнение физкультминутки - Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз - Он сожалеет, что в товарищах нет согласья - Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках - Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет - Да только воз и ныне там. |
VI. Итог урок. Рефлексия. | - С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились? - Что такое басня? - Для чего и зачем нужно изучать басни? (Слайд 19.) - Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? | Учащиеся отвечают на вопросы. - чтобы избавляться от своих пороков - глупость, лень и т.д. |
VII.Домашнее задание. | - Самостоятельно прочитать басню “Лебедь, Рак, Щука”. | - записывают д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс
Цели:1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...
Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...
И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной...
И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"
Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...
Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне....
Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Урок литературного чтения во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...