Конспект урока по литературному чтению. Бунин. Листопад
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

На уроке происходит знакомство с репродукциями картин разных художников из серии "Золотая осень".Звучит музыка Чайковского "Октябрь". После такого эмоционального настроя  учеников осуществляется разбор стихотворения и работа над выразительностью  его чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bunin_listopad.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок  Литературного чтения  

                                    Тема :  И. Бунин  «Листопад»

Цели урока:

образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.

Ход урока

I.Оргмомент.

Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

Да это лес.Посмотрите картинку.А какой это лес?Если вы видите хвойные с березами. – смешаный.А какое время года на картинке?

 Осенью восхищались и посвящали ей свои картины художники,она привлекала  крупных мастеров пейзажной живописи.Что такое пейзаж?

Перед вами репродукции картин разных художников:

И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана

– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?

Все художники дали названия своим картинам “Золотая осень”.

Осень изображали не только художники,но и композиторы.

Устройтесь по удобнее, можно закрыть глаза и послушайте музыку, но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь “увидеть” музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь

Поделитесь своими впечатлениями (Заслушиваются ответы детей).

Впечатления от прослушанной музыки, “увиденные” вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени.

– Как еще можно представить образ осени?

2.Сообщение темы и цели урока.

Как вы, думаете о чём мы будем говорить, читать на уроке?

- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

3. Проверка домашнего задания.

- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи.  Вот вам и дома нужно было подготовить чтение наизусть стихотворение Некрасова.

-  Не наскучило ли вам это занятие?

- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)

- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?

- Почему? (мы не всегда замечаем красивое, в окружающей нас природе)

- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)

4. Работа над стихотворением.

4.1. Вступительная часть.

Не читая стихотворения, по названию, мы можем определить, о чем пойдет речь?

- Так о чём это стихотворение? (о природе, об осени в лесу, о том, как природа готовится к осеннему сну)

4.2. Первичное восприятие.

- Кто из вас хотел бы вновь побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин?

- Какие чувства вы испытали?

Запись чтения стихотворения актером.

4.3.  чтение про себя и  по частям

Анализ первой части отрывка.

- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.

- Каким автор изобразил лес?

- Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой)

- Подчеркните их.

- Есть ли непонятные слова? (лиловый - фиолетовый, багряный – красный, лазурь – светло синий)

Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова.

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.

- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)

- Как называются такие слова в художественной литературе?

 (эпитеты - на доске)

- Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)

- Подчеркните их.

- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину)

- Что же особенно удивило Бунина?

- Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной)

- Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?

- Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси

- Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)

- Подчеркните его.

- Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.

- Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.

- Почему лес стоит стеной?

- А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)

- Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой)

- Объясните это выражение.

- Что автор пишет о ёлочках?

- Как называется этот приём? (сравнение)

- Подчеркните сравнение.

- Почему автор использует такое сравнение?

- На что похожи ёлочки? (на башни терема)

- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)

- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)

- Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?

- Что заметили? Какой прием использует автор? (автор использует сравнение)

- Почему появились эти оконца?

- Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

- Как называет автор окна? (оконца)

- О каком качестве поэта это говорит?

- Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)

- Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)

- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?

- Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?

- Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

1) "лес, точно терем расписной"

Что делает Бунин?

он удивляется, восхищается

2) "оконца", "ёлочки"

он любуется, любит то, о чём пишет

3) "весёлой, пёстрою толпой"

он радуется, ему весело:

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

 Вывод по 1 части.

- В каком образе предстала осень?

4.4. Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем парке листопад.

4.5 Анализ 2 части отрывка.

- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.

- Какова здесь осень? (грустная)

- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой)

Грустят вдовы, грустит и осень

- Какое средство художественной выразительности использует автор?

(олицетворение)

- О чём грустит осень?

-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

- Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится)

- Случайно ли это?

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)

- Подчеркните их.

- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток) Подчеркните их.

- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)

- Как он пишет о тишине?

- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)

- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)

- Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает)

- Докажите. (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье:)

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)

- Такой приём в художественной литературе называют"АЛЛИТЕРАЦИЯ" 

- Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила)

Мы  говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?

здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?

"молчанье" - ч ;

"вышине" - ш ;

"можно" - ж ;

"тишине" - ш ;

"расслышать" - ш ;

"шуршанье" - ш .

- Как же будете читать эти строчки? Почему?

Попробуем прочитать так, чтобы зашуршали листики.

- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю)

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине?

- Какое оно?

- Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк)

- В каком образе выступает осень в этой части?

5. Работа над выразительностью.

Работа в парах.

- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Темп чтения. Тон чтения. Логические ударения. Паузы.

Просмотр клипа.

Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.

- Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)

6. Творческая  разноуровневая работа в группах.

1 группа.

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над светлою поляной.

Лес, точно терем расписной,

Березы желтою резьбой

Веселой, пестрою стеной

Как вышки, елочки темнеют,

 Блестят в лазури  голубой,

То там, то здесь в листве сквозной

А между кленами синеют

Просветы в небо, что оконца.

Задание. Собери стихотворение

(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)

2 группа.

Задание. Проталинки.

(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)

Лес, точно терем _________

Лиловый, ___________, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою _________

Березы _________резьбой

Блестят в лазури ___________

Как вышки, __________темнеют,

А между кленами ___________

То там, то здесь в листве сквозной

__________в небо, что оконца.

3 группа

Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?

7. Домашнее задание. (по выбору)

1 Выразительно читать.

2. Сочинить сказку "Осень в лесу"

4. Прочитать другие стихи Бунина.

8. Итог урока

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

(осень воспевают и художники, и поэты, и музыканты)

- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?

- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?

- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?

9. Рефлексия.

- Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.

10. Заключительное слово учителя.

- Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)

- Что происходит в этом месяце? (наступает зима)

- Да.

"В полночь дождь перестал,

И как белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок:"

- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.

- Урок окончен. Спасибо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"

Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через  рассматр...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...

План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"

Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...

Конспект урока по литературному чтению Бунин "Осень"

Конспект урока по литературному чтению по произведению Бунина "Осень"...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина

Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....