Конспект урока по литературному чтению. Бунин. Листопад
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
На уроке происходит знакомство с репродукциями картин разных художников из серии "Золотая осень".Звучит музыка Чайковского "Октябрь". После такого эмоционального настроя учеников осуществляется разбор стихотворения и работа над выразительностью его чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bunin_listopad.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Литературного чтения
Тема : И. Бунин «Листопад»
Цели урока:
образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.
Ход урока
I.Оргмомент.
Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
Да это лес.Посмотрите картинку.А какой это лес?Если вы видите хвойные с березами. – смешаный.А какое время года на картинке?
Осенью восхищались и посвящали ей свои картины художники,она привлекала крупных мастеров пейзажной живописи.Что такое пейзаж?
Перед вами репродукции картин разных художников:
И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана
– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?
Все художники дали названия своим картинам “Золотая осень”.
Осень изображали не только художники,но и композиторы.
Устройтесь по удобнее, можно закрыть глаза и послушайте музыку, но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь “увидеть” музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь
Поделитесь своими впечатлениями (Заслушиваются ответы детей).
Впечатления от прослушанной музыки, “увиденные” вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени.
– Как еще можно представить образ осени?
2.Сообщение темы и цели урока.
Как вы, думаете о чём мы будем говорить, читать на уроке?
- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
3. Проверка домашнего задания.
- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Вот вам и дома нужно было подготовить чтение наизусть стихотворение Некрасова.
- Не наскучило ли вам это занятие?
- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?
- Почему? (мы не всегда замечаем красивое, в окружающей нас природе)
- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)
4. Работа над стихотворением.
4.1. Вступительная часть.
Не читая стихотворения, по названию, мы можем определить, о чем пойдет речь?
- Так о чём это стихотворение? (о природе, об осени в лесу, о том, как природа готовится к осеннему сну)
4.2. Первичное восприятие.
- Кто из вас хотел бы вновь побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин?
- Какие чувства вы испытали?
Запись чтения стихотворения актером.
4.3. чтение про себя и по частям
Анализ первой части отрывка.
- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.
- Каким автор изобразил лес?
- Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой)
- Подчеркните их.
- Есть ли непонятные слова? (лиловый - фиолетовый, багряный – красный, лазурь – светло синий)
Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова.
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)
- Как называются такие слова в художественной литературе?
(эпитеты - на доске)
- Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)
- Подчеркните их.
- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину)
- Что же особенно удивило Бунина?
- Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной)
- Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?
- Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси
- Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)
- Подчеркните его.
- Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.
- Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.
- Почему лес стоит стеной?
- А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)
- Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой)
- Объясните это выражение.
- Что автор пишет о ёлочках?
- Как называется этот приём? (сравнение)
- Подчеркните сравнение.
- Почему автор использует такое сравнение?
- На что похожи ёлочки? (на башни терема)
- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)
- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)
- Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?
- Что заметили? Какой прием использует автор? (автор использует сравнение)
- Почему появились эти оконца?
- Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
- Как называет автор окна? (оконца)
- О каком качестве поэта это говорит?
- Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)
- Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?
- Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?
- Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
1) "лес, точно терем расписной"
Что делает Бунин?
он удивляется, восхищается
2) "оконца", "ёлочки"
он любуется, любит то, о чём пишет
3) "весёлой, пёстрою толпой"
он радуется, ему весело:
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
Вывод по 1 части.
- В каком образе предстала осень?
4.4. Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем парке листопад.
4.5 Анализ 2 части отрывка.
- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.
- Какова здесь осень? (грустная)
- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой)
Грустят вдовы, грустит и осень
- Какое средство художественной выразительности использует автор?
(олицетворение)
- О чём грустит осень?
-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
- Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится)
- Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)
- Подчеркните их.
- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток) Подчеркните их.
- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)
- Как он пишет о тишине?
- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)
- Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает)
- Докажите. (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье:)
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)
- Такой приём в художественной литературе называют"АЛЛИТЕРАЦИЯ"
- Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила)
Мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?
здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?
"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
Попробуем прочитать так, чтобы зашуршали листики.
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю)
- А можно ли судить о настроении автора по этой картине?
- Какое оно?
- Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк)
- В каком образе выступает осень в этой части?
5. Работа над выразительностью.
Работа в парах.
- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Темп чтения. Тон чтения. Логические ударения. Паузы.
Просмотр клипа.
Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.
- Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.
Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)
6. Творческая разноуровневая работа в группах.
1 группа.
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над светлою поляной.
Лес, точно терем расписной,
Березы желтою резьбой
Веселой, пестрою стеной
Как вышки, елочки темнеют,
Блестят в лазури голубой,
То там, то здесь в листве сквозной
А между кленами синеют
Просветы в небо, что оконца.
Задание. Собери стихотворение
(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)
2 группа.
Задание. Проталинки.
(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)
Лес, точно терем _________
Лиловый, ___________, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою _________
Березы _________резьбой
Блестят в лазури ___________
Как вышки, __________темнеют,
А между кленами ___________
То там, то здесь в листве сквозной
__________в небо, что оконца.
3 группа
Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?
7. Домашнее задание. (по выбору)
1 Выразительно читать.
2. Сочинить сказку "Осень в лесу"
4. Прочитать другие стихи Бунина.
8. Итог урока
- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
(осень воспевают и художники, и поэты, и музыканты)
- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?
- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?
- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?
9. Рефлексия.
- Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.
10. Заключительное слово учителя.
- Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)
- Что происходит в этом месяце? (наступает зима)
- Да.
"В полночь дождь перестал,
И как белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок:"
- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.
- Урок окончен. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"
Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматр...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...
План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"
Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....
конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...
Конспект урока по литературному чтению Бунин "Осень"
Конспект урока по литературному чтению по произведению Бунина "Осень"...
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина
Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....