Литературное чтение 3 класс. К.Паустовский "Мой дом"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

  1. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА (РАССКАЗ), ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, НАХОДИТЬ В ТЕКСТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
  2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА (ОВЛАДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЧТЕНИЯ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3_klass.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Введение в тему урока.

- Как называется раздел, в котором мы сейчас читаем произведения?

Слайд: «Глухая пора листопада»

- Почему эти слова взяты в кавычки?

- Объясните смысл названия раздела.

 Многие поэты  описали осень в своих произведениях. Осень она такая разная.

- Как вы думаете, а есть ли об осени произведения в прозе?

Красоту в природе, чувства, которые она вызывает, можно писать и в прозе. У К. Паустовского есть такие произведения. Сегодня мы с вами будем работать над таким произведением. Вам уже знаком этот человек.

Слайд: портрет К. Паустовского

- Что вы уже знаете об этом человеке, о его ранее прочитанных произведениях?

3.  Анализ текста «Мой дом».

а) Работа с текстом до чтения.

Рассказ называется «Мой дом». Как  вы думаете, почему он оказался в этом разделе?

-Рассмотрите иллюстрацию к тексту, еще раз обратите внимание на название текста. О чем будет идти речь в этом произведении?

(предположения детей)

б)  Первичное восприятие текста. (читает учитель)

- Подтвердились ли наши предположения о содержании текста, о его героях?

(работа в группах)

Физкультминутка.

Мы подробно проанализируем текст.

в) чтение 1 части по цепочке, анализ.

- Прочитайте описание дома.

- Объясните значение слова частокол с точки зрения русского языка. Объяснение этого слова спрятано в тексте, найдите и прочитайте.

- Прочитайте описание котов. Кого напоминают коты, осаждающие дом? (кота - ворюгу)

- Что делают коты?  Подберите  синоним к слову шныряют.

г) Толкование слова кукан.

- Кто может объяснить значение слова кукан?

- А теперь посмотрим, какое объяснение слова дано в  толковом словаре.

(работа в группах)

- Посмотрите на экран, там картинки с изображением кукана.

Слайд: картинка с куканом

Гимнастика для глаз.

д)  чтение про себя (2,3,4 абзацы)

- Расскажите, как обычно охотятся коты за рыбой?

- Как вы поняли: цепляются мертвой хваткой, застигнутые врасплох?

-Почему Паустовский, описывая дом, так много внимания уделяет описанию котов?

- Что интересного заметили при чтении 4 абзаца? (трещат печи (олицетворение), трещат синицы)

- Как трещат синицы?

Слайд: треск синицы

- Какие запахи чувствует Паустовский?

Физкультминутка.

е) чтение по абзацам 2 части, анализ.

- Расскажите, о чем идет речь в 1 абзаце.

- Какие краски осенней листвы увидел автор? Какие эпитеты он для этого использует?

- Что чувствует автор, находясь в беседке?

-Найдите олицетворение. (Солнце бьет сквозь листву)

-Прочитайте, что делают воробьи в беседке?

- Их смертельно занимают часы. Объясните. (Очень сильно, что они даже не  боятся присутствия человека, не обращают внимания на опасность)

- Найдите в 3 абзаце эпитет.

- Найдите в 3 абзаце сравнение. (Ночная бабочка – комок шелка сырца)

Слайд: картинка: шелк-сырец

4 и 5 абзацы.

-Какие звуки слышит Паустовский? (туман шуршит – олицетворение)

- Что создает это шуршание?

- Объясните: заводит свою песню сверчок.

6 абзац.

- Докажите словами текста, что Паустовский описывает рассвет.

- Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив. Объясните. ( так Паустовский представляет себе наступление утра, когда все просыпается и оживает)

7 абзац.

- Какой эпитет использует автор для описания сентябрьского дня?

- Почему Паустовский счастлив? ( уплывает дальше на лодке по озеру, остается наедине с природой, отдыхает в природе, ему нравится природа даже в пустынный сентябрьский день)

4. Самостоятельное  применение знаний.

- К какому жанру относится прочитанное произведение?

- Почему Паустовский назвал свое произведение «Мой дом»? Что он понимал под этим выражением «мой дом»?

(работа в группах)

Все до мелочей дорого Паустовскому в своем доме, для него настоящее счастье жить в этом доме, который находится в дорогом для него Мещерском крае. Это его малая родина, которой он очень дорожит.

Слайд : Ничто не обогатило меня, как этот скромный и тихий край.

        Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен.

- Чему мы должны поучиться у Паустовского? Нам тоже хотелось бы сказать словами Паустовского: я люблю свой Раменский край за то, что он прекрасен.

5. Итог урока.

Оценка собственной и коллективной работы с помощью сигнальных кругов.

(Работа в группах)

Слайд: Спасибо за уроК!

ТЕМА УРОКА: К. Г. ПАУСТОВСКИЙ «МОЙ ДОМ»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА (РАССКАЗ), ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, НАХОДИТЬ В ТЕКСТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
  2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА (ОВЛАДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЧТЕНИЯ)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: УЧИТЬ ОСНОВАМ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗ); РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ (СЛОВАРЬ)


РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: СТАВИТЬ НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С УЧИТЕЛЕМ; СОХРАНИТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: СОТРУДНИЧАТЬ В СОВМЕСТНОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ (ПРИ РАБОТЕ В ГРУППАХ), ФОРМУЛИРОВАТЬ И ИЗЛАГАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ И АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И ОЦЕНКУ СОБЫТИЙ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ФОРМЕ ОСОЗНАНИЯ «Я КАК ГРАЖДАНИН МАЛОЙ РОДИНЫ»
2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, УМЕНИЕ ИЗБЕГАТЬ КОНФЛИКТОВ И НАХОДИТЬ ВЫХОДЫ ИЗ СПОРНЫХ СИТУАЦИЙ ( ПРИ РАБОТЕ В ГРУППАХ)
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧТЕНИЮ


ОБОРУДОВАНИЕ: УЧЕБНИК «В ОДНОМ СЧАСТЛИВОМ ДЕТСТВЕ» Р.Н.БУНЕЕВ,Е.В. БУНЕЕВА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СИГНАЛЬНЫЕ КРУЖКИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...