Литературное чтение 3 класс. К.Паустовский "Мой дом"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
- РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА (РАССКАЗ), ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, НАХОДИТЬ В ТЕКСТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА (ОВЛАДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЧТЕНИЯ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация к учебной деятельности.
- Введение в тему урока.
- Как называется раздел, в котором мы сейчас читаем произведения?
Слайд: «Глухая пора листопада»
- Почему эти слова взяты в кавычки?
- Объясните смысл названия раздела.
Многие поэты описали осень в своих произведениях. Осень она такая разная.
- Как вы думаете, а есть ли об осени произведения в прозе?
Красоту в природе, чувства, которые она вызывает, можно писать и в прозе. У К. Паустовского есть такие произведения. Сегодня мы с вами будем работать над таким произведением. Вам уже знаком этот человек.
Слайд: портрет К. Паустовского
- Что вы уже знаете об этом человеке, о его ранее прочитанных произведениях?
3. Анализ текста «Мой дом».
а) Работа с текстом до чтения.
Рассказ называется «Мой дом». Как вы думаете, почему он оказался в этом разделе?
-Рассмотрите иллюстрацию к тексту, еще раз обратите внимание на название текста. О чем будет идти речь в этом произведении?
(предположения детей)
б) Первичное восприятие текста. (читает учитель)
- Подтвердились ли наши предположения о содержании текста, о его героях?
(работа в группах)
Физкультминутка.
Мы подробно проанализируем текст.
в) чтение 1 части по цепочке, анализ.
- Прочитайте описание дома.
- Объясните значение слова частокол с точки зрения русского языка. Объяснение этого слова спрятано в тексте, найдите и прочитайте.
- Прочитайте описание котов. Кого напоминают коты, осаждающие дом? (кота - ворюгу)
- Что делают коты? Подберите синоним к слову шныряют.
г) Толкование слова кукан.
- Кто может объяснить значение слова кукан?
- А теперь посмотрим, какое объяснение слова дано в толковом словаре.
(работа в группах)
- Посмотрите на экран, там картинки с изображением кукана.
Слайд: картинка с куканом
Гимнастика для глаз.
д) чтение про себя (2,3,4 абзацы)
- Расскажите, как обычно охотятся коты за рыбой?
- Как вы поняли: цепляются мертвой хваткой, застигнутые врасплох?
-Почему Паустовский, описывая дом, так много внимания уделяет описанию котов?
- Что интересного заметили при чтении 4 абзаца? (трещат печи (олицетворение), трещат синицы)
- Как трещат синицы?
Слайд: треск синицы
- Какие запахи чувствует Паустовский?
Физкультминутка.
е) чтение по абзацам 2 части, анализ.
- Расскажите, о чем идет речь в 1 абзаце.
- Какие краски осенней листвы увидел автор? Какие эпитеты он для этого использует?
- Что чувствует автор, находясь в беседке?
-Найдите олицетворение. (Солнце бьет сквозь листву)
-Прочитайте, что делают воробьи в беседке?
- Их смертельно занимают часы. Объясните. (Очень сильно, что они даже не боятся присутствия человека, не обращают внимания на опасность)
- Найдите в 3 абзаце эпитет.
- Найдите в 3 абзаце сравнение. (Ночная бабочка – комок шелка сырца)
Слайд: картинка: шелк-сырец
4 и 5 абзацы.
-Какие звуки слышит Паустовский? (туман шуршит – олицетворение)
- Что создает это шуршание?
- Объясните: заводит свою песню сверчок.
6 абзац.
- Докажите словами текста, что Паустовский описывает рассвет.
- Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив. Объясните. ( так Паустовский представляет себе наступление утра, когда все просыпается и оживает)
7 абзац.
- Какой эпитет использует автор для описания сентябрьского дня?
- Почему Паустовский счастлив? ( уплывает дальше на лодке по озеру, остается наедине с природой, отдыхает в природе, ему нравится природа даже в пустынный сентябрьский день)
4. Самостоятельное применение знаний.
- К какому жанру относится прочитанное произведение?
- Почему Паустовский назвал свое произведение «Мой дом»? Что он понимал под этим выражением «мой дом»?
(работа в группах)
Все до мелочей дорого Паустовскому в своем доме, для него настоящее счастье жить в этом доме, который находится в дорогом для него Мещерском крае. Это его малая родина, которой он очень дорожит.
Слайд : Ничто не обогатило меня, как этот скромный и тихий край.
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен.
- Чему мы должны поучиться у Паустовского? Нам тоже хотелось бы сказать словами Паустовского: я люблю свой Раменский край за то, что он прекрасен.
5. Итог урока.
Оценка собственной и коллективной работы с помощью сигнальных кругов.
(Работа в группах)
Слайд: Спасибо за уроК!
ТЕМА УРОКА: К. Г. ПАУСТОВСКИЙ «МОЙ ДОМ»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА (РАССКАЗ), ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, НАХОДИТЬ В ТЕКСТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА (ОВЛАДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЧТЕНИЯ)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: УЧИТЬ ОСНОВАМ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗ); РАЗВИВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ (СЛОВАРЬ)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: СТАВИТЬ НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С УЧИТЕЛЕМ; СОХРАНИТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: СОТРУДНИЧАТЬ В СОВМЕСТНОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ (ПРИ РАБОТЕ В ГРУППАХ), ФОРМУЛИРОВАТЬ И ИЗЛАГАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ И АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И ОЦЕНКУ СОБЫТИЙ
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ФОРМЕ ОСОЗНАНИЯ «Я КАК ГРАЖДАНИН МАЛОЙ РОДИНЫ»
2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, УМЕНИЕ ИЗБЕГАТЬ КОНФЛИКТОВ И НАХОДИТЬ ВЫХОДЫ ИЗ СПОРНЫХ СИТУАЦИЙ ( ПРИ РАБОТЕ В ГРУППАХ)
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧТЕНИЮ
ОБОРУДОВАНИЕ: УЧЕБНИК «В ОДНОМ СЧАСТЛИВОМ ДЕТСТВЕ» Р.Н.БУНЕЕВ,Е.В. БУНЕЕВА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СИГНАЛЬНЫЕ КРУЖКИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....