урок литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема урока: народная сказка "Два Мороза", УМК "Школа России", авторы учебника Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 485.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская народная сказка « Два Мороза»
Класс: 2
Учитель : Ляпина Нина Егоровна
Цель урока: учить вдумчивому чтению через приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
научатся:
- осознанно читать с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
будут учиться:
- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;
Метапредметные:
познавательные УУД
-научатся:
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий в различных источниках;
- самостоятельно делать умозаключения и выводы в словесной форме;
- производить логические и мыслительные операции для решения учебной задачи;
коммуникативные УУД
-научатся:
- слушать и вступать в диалог;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- будут учиться:
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем;
- регулятивные УУД
научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
будут учиться:
- оценивать свою работу на уроке;
- адекватно воспринимать информацию учителя и одноклассников;
- личностные
будут учиться:
- различать общечеловеческие ценности;
- формировать мотивационную основу учебной деятельности;
- соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Оборудование:
учебник
карточки для парной работы
мультимедийная презентация
ноутбуки
Дмитрий Тарасов, http:/ videouroki.net Электронная тетрадь. Литературное чтение 2 класс.
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Дорогу осилит идущий.
-Как понимаете смысл пословицы?
2.Актуализация знаний.
Прочтите четверостишие:
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
- О каком литературном жанре говорится в отрывке? (о сказке)
- С произведением какого жанра познакомимся на уроке? (со сказкой)
- Что вы знаете о сказках? (бывают народные и литературные (авторские); волшебные, бытовые, о животных)
- Прочитайте медленно, ответьте на вопросы:
-Где гуляют сказки?
- Где они бродят?
-Где живут?
- О каком времени суток явно упоминается в стихотворении? (о ночи)
- Какое слово даёт косвенную подсказку о времени суток? (зорька: бывает вечерняя, бывает утренняя).
- Прочитайте быстро.
- Прочитайте шёпотом.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
_ Разгадайте кроссворд и по ключевому слову узнайте о ком будем читать.
1.Завывает за окошком,
Ледяною сыпет крошкой.
Снегом мягкую постель
Стелет по полям ... (метель)
2.Шуба нова, на подоле дыра (прорубь).
3.Едва повеяло зимой,
Они всегда уже с тобой,
Лежат в твоих карманчиках,
Помогут согреть пальчики. (Варежки)
4.Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся.(сугроб)
5.Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
м | е | т | е | л | ь | ||||
п | р | о | р | у | б | ь | |||
в | а | р | е | ж | к | и | |||
с | у | г | р | о | б | ||||
з | и | м | а |
-Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза– Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.
- Как вы думаете, почему слова «Мороз» написаны с заглавной буквы?
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»
- Определим цели нашего урока, пользуясь ключевыми словами:
Познакомимся… (со сказкой «Два Мороза»)
Научимся… (определять главную мысль сказки)
Будем учиться …. (выделять главное в прочитанном произведении, понимать смысл прочитанного произведения.)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 199, 201.
-Предположите, о чём нам расскажет сказка? (высказывания детей)
3.Изучение нового (совместная деятельность по достижению цели)
1.Словарная работа.
-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов в толковом словаре.
• Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
• Дровосек – человек, рубящий дрова;
• Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
• Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2.Чтение сказки учителем.
- Понравилась сказка?
- Оправдались ли наши предположения?
Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного? (Морозы представлены в сказке, как живые существа, но только наделенные волшебной силой).
- Это сказка русская народная, бытовая, так как есть слова и выражения, типичные для русской сказки. («По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули, щёлкнули, побежали». Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «Бил – бил», «Колотил – колотил», «Шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи».)
4.Закрепление нового.( Работа с текстом после чтения).
Перед чтением мы с вами потренируемся в чтении сложных слов. (слайд )
проезжая дорога
свистнули
ко-ло-коль-чик
вы-ко-ла-чи-вать
по-за - ба-вить-ся
Чтение по частям (читают учащиеся самостоятельно)
1 часть (с. 199 до слов «А к вечеру…»
- Выполните задания из «Электронной тетради…»
Прошу обратить внимание на два следующих слова (слайд):
ПОМОРОЗИТЬ
ПОДМОРОЗИТЬ
- Как вы думаете, одинаковы ли слова по значению? (Высказываются предположения детей).
-Найдите ответ в толковом словаре (дети зачитывают объяснение)
Поморозить- подвергнуть действию мороза в течение некоторого времени.
Подморозить- слегка заморозить.
Выполни задания из «Электронной тетради»
-Как понимаете «Шапка худая»?
-Похожи или различны герои сказки? (различны)
-Как вы думаете, почему сказку написали о совершенно разных героях? (чтобы смогли сравнить их жизнь и поступки)
- Почему младший брат Мороз Красный нос побежал за дровосеком? (решил, что он плохо одет, поэтому его легче заморозить)
Чтение второй части ( с. 199 «А к вечеру… до конца)
Выполните задания из «Электронной тетради»
- Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно? ( Бежит, дерево рубит, топором машет, скинул полушубок, снял шапку да рукавицы, бьёт, колотит.
- Зачем он так сделал? (чтобы согреться от работы)
- Заморозил ли дровосека Мороз -Красный нос?
-Почему?
- Как Мороз – Синий нос заморозил купца?
- Как вел себя купец?
Характеристика Морозов:
- Знал ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, так как его брату не справиться с дровосеком? (Знал).
- Из чего это следует? (Сразу согласился с его решением, при встрече в бороду посмеивался, был доволен.)
- Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?
(Хотел проучить его на собственных ошибках. Мороз Красный Нос совета не спрашивал, он был молод).
Молодость хороша сама по себе, но не имеет опыта, поэтому не нужно пренебрегать советами старших.
Работа в парах.
Распределите карточки: Мороз- Красный нос, Мороз- Синий нос.
опытный молодой
рассудительный поспешный
мудрый глупый
довольный растерянный
Выполните задание из «Электронной тетради»:
-Подходит ли смысл пословицы к сказке «Два Мороза»?
- Какое предложение выражает основную мысль сказки?
(Топор лучше шубы греет)
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Выбери и продолжи любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Больше всего мне запомнилось…
Домашнее задание: читать сказку по ролям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....