В. И. Белов «Малька провинилась».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Рачек Олеся Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v._i._belov_malka_provinilas.docx249.61 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                               «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №2»

                МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК»

                                              СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

216400 Смоленская область г. Десногорск, тел./факс (48153) 7-09-52 E-mail: School2Desn@mail.ru

Конкурс методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном процессе

Номинация: методическая разработка урока

литературного чтения в 3 классе

Тема урока:

                                          В. И. Белов «Малька провинилась».

                                                             Подготовила: учитель начальных классов

 Рачек Олеся Валерьевна

                                                   г. Десногорск

                                                            2018г.

            Тема урока: В.И. Белов « Малька провинилась»

         Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией В.И.Белова, формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

  Планируемые результаты изучения темы: уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа произведения.

   Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  умение прогнозировать текст;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • ориентирование в учебнике;
  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • установление причинно-следственных связей;
  • постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;
  • умение работать в паре, умение договориться.

  Тип урока: получение новых знаний.

  Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебники литературного чтения,  выставка книг с произведениями В.И. Белова, презентация, видиоролики, карточка с солнышком, словари Ожегова, справочник «Секреты литературы», звездочки.

    Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой. Организация рабочего места.

- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежит индивидуальный листок, в котором вы будете работать, карточка с солнышком, словарь Ожегова, справочник «Секреты литературы»

  1. Вступительное слово учителя.

                     «Дружок»

У нас во дворе появился щенок,

Мы дружно его называем Дружок.

Лохматые уши и маленький нос,

Наверное, вырастет преданный пес.

Играли мы в мяч и катались с горы,

Щенок наш лихачил до поздней поры.

 Забыв про игру, мастерили с утра

Ему конуру посредине двора.

И, наверняка, мы – не просто друзья,

Теперь у щенка появилась семья!

- Как вы думаете, почему  сегодняшний урок я начала именно с этого стихотворения?

Д: Сегодня речь пойдёт о собачке.

У: Правильно.

   III.    Формулировка темы урока и целей.

1.  Мозговой штурм. Индивидуальная работа

У: Выполните 1-е задание: определите тему  и название произведения. Объясните, как вы его прочитали. (Учащиеся работают на листах.  Приложение  №1.)

RVBGTВАHYСTYTИСRGЛREИGRЙGREИGTВWEАRERНYYОTUIВYUHИUJMЧGGF

BБVCSЕDCNЛHYUОYTFGВGHJ

МEАTЛUIOЬOPLKKJJАGGBПDFРCXОSDВFFИVVНHBBИDFFИGHHJJJKИJKЛBDCАVBСHWЬ

У: Впишите  фамилию автора в верхний  прямоугольник.

У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Тема:

Название:

Д: Тема урока « Василий Белов и его произведение «Малька провинилась».

У:  Используя опорные слова, поставьте цель  урока.

Цель:

 *  расширить знания о жизни и творчестве …  …;

*  познакомиться с произведением …  …  « …  …»;

*  учиться (что делать)  …   «  …      …».

Учащиеся отвечают:

*расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова;

*познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;

*учиться анализировать произведение «Малька провинилась».

     IV. Подготовительная работа. ( Презентация)

1.Просмотр видиоролика о В.И. Белове.

2.Дополнительная информация об авторе.  ( Слайд 2)

У: Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2 классе.  Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства  ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.

У отца имелась небольшая библиотечка. Все  книги из домашней библиотечки  Вася    изучил во время войны от корки до корки.  Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго  хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".

3. В гостях у В.И. Белова (Слайды 3-7)

У: Что нового узнали о В.И.Белове из моего рассказа и видио?  ( Приём «Солнышко».  Работа в парах.)

Запишите на лучах солнышка, что узнали об авторе. ( Опрос 2-3 пары)

C:\Users\admin\Desktop\16865366_10913nothumb650.jpg

У: Молодцы!

4. Словарная разминка.(Слайд 8)

У: Рассмотрите таблицу. Прочитайте слова. Объясните их значения. (Задание 3)

-Значение слов из словаря Ожегова нам прочитает тот, кто первым найдет их в словаре.

Шельма

Блудня, блудный 

Батявка, батенька 

Бессовестный 

Кутенок 

 

Шаромыжник

 

                                                                                   

5.Антиципация.

У: Учитывая название произведения, слово из него и иллюстрацию к нему в задании №4, предположите, о чем в нем пойдет речь? (Учитель открывает слайд 9)

 

2-3 ученика высказывают свои предположения.

       V. Первичное чтение . (Прослушивание аудиозаписи.)

У: Проверим наши предположения. Послушайте произведение Василия Белова «Малька провинилась» в исполнении Павла Беседина  (Учебники закрыты).

1.Проверка первичного восприятия.

У: Подтвердились ли ваши предположения?

      VI.  Вторичное чтение детьми.

У:  Давайте еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения.

Обоснуйте свой ответ. (Слайд 10)

Признаки рассказа

1.Повествование о реальных событиях.

2.Небольшой объём.

3.Немного действующих лиц.

4.Описание одного эпизода.

У: Определите тему рассказа.

(Д: Этот рассказ о животных).

   VII.  ФИЗМИНУТКА

Вот сидит наш пес Барбос.  (Имитация  движений)

В лапы спрятал черный нос.

Пёсик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

- Ну-ка пёс скорей вставай

И ребяток догоняй!

 VIII.  Чтение с дополнительным заданием

У: Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны.

У: Как вы понимаете значение словосочетания   заречная деревня? (Деревня, находящаяся за рекой)

У: Объясните  значение слова деловито. ( Толково, серьёзно, озабоченно)

У: Что значит « все впустую»? (Ничего не достигая, зря)

У: Проанализируем текст, выполнив задание 5 на листочках. Прочитаем его.

1.В чем провинилась Малька?

Д: Малька провинилась в том, что принесла кутят,  и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

2.Где стали жить котята?

Д: Где стали жить кутята?

У: Кому ты адресуешь свой вопрос?

Д: Одного кутенка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

У: Найдите этот отрывок в тексте. Зачитаем его.  («Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню».)

3.Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

У: При ответе вы можете пользоваться справочником «Секреты литературы» на странице 2.

Д: Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски и др.

4.Куда и зачем бегала Малька через день?

Д: Куда и зачем бегала Малька каждый день?

У: Кому ты адресуешь свой вопрос?

Д: Малька бегала в заречную деревню кормить своего щенка.

5.Какие препятствия встречались на её пути?

Д: Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два  километра в деревню и столько же обратно.

6.Какой увидел автор Мальку при встрече с ней?

Д: Какой увидел автор Мальку при встрече с ней?

Д: Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.

У: Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его.  («Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной  деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в  одно и то же время».)

Вывод учителя: Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться  о нем.

7.Какое открытие сделал автор?

Д: Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама.

У: Докажите это открытие словами из текста.   («Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.»)

- Как нужно читать эти строки?

8.Какие чувства испытал автор?

Д: Автор испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку.

9.Чему можно научиться у Мальки?

Д: У собаки Мальки можно научиться  преданности, верности, смелости, упорству и др.

10. Мы познакомились с двумя рассказами о Мальке. Что можно сказать о характере Мальки, если прочитать только рассказ «Верный и Малька»?

Д: Малька была злой, надоедливой, беспокойной собачкой.

11. Что можете сказать о главной героине после знакомства с рассказом «Малька провинилась»?

Д: Малька была доброй,  любящей, мужественной собакой.

У: Продолжим анализ рассказа.

У: Выполним задание 6 на листочках. Прочитайте слова. Рассмотрите иллюстрации. Сформулируйте задание.  (Слайд 11 )

смелая

                                                               злАя

      надоедЛивая

заботливая

силЬная

                                                             трусливая

                                                          беспоКойная

                                                         мужественная

упрямАя

любящая

Д: Мы выделим слова,  характеризующие Мальку  к иллюстрации рассказа «Малька провинилась».

У: Проверим, что у вас получилось.

У: Молодцы!

Обобщающее слово учителя: (слайд 12)

Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете «равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий  пыльный кустик у дороги», или собака, стремящаяся покормить свое дитятко, несмотря на  трудности и преграды.

img14

    IX.  Домашнее задание по выбору. (Слайд 13)

У: - Дома вы прочитаете рассказ еще раз и  выполните необычное задание.

1.Смоделировать обложку книги к прочитанному рассказу.

2.Найти в библиотеке и прочитать другие рассказы о Мальке.

3.Предположи, как изменится жизнь собаки через год. Подготовься рассказать об этом в классе.

     X.   Рефлексия. ( Слайд 14)

Работа в рабочих листах. 2-3 ученика зачитывают свой результат.

Пирамидная история

* 1 слово – имя героя

* 2 слова – описывающих героя

* 3 слова – описывающих местность

* 4 слова – описывающих проблему

* 5 слов – описывающих событие, что явилось причиной проблемы

 * 6 слов - второе событие ( что произойдёт с героем и его окружением по ходу сюжета)

*7 слов – третье событье ( что предпринято для решения проблемы)

 * 8 слов – описывающих решение проблемы

    XI.   Итог урока.

У: В заключении хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете равнодушны ко всему живому. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.

- Оцените свою работу на уроке.

На столах у вас лежат звездочки, если вам было интересно на уроке и вы усвоили материал, раскрасьте  в красный цвет, если было скучно и непонятно – в синий.

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. (Слайд 15)

                                                                                       

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения В.Белов "Малька провинилась"3 класс УМК "Школа России"

Урок литературногочтения по теме В.Белов "Малька провинилась"составлен с целенаправленным и систематическим использованием приема антиципации для усиления субъектной позиции младших школьников....

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"

Конспект к уроку литературного чтения В.Белов "Малька провинилась", "Еще раз про Мальку"  УМК "Школа России"...

УМК "Школа России" 3 класс. В.И. Белов " Малька провинилась", "Еще про Мальку"

quot; Малька провинилась"Цели деятельности учителя:- Учить осмысленному, выразительному чтению- Познакомить с творчеством В.Белова-  Развивать связную речь через пересказ текста и  отв...