Урок литературного чтения 4 класс. С.Есенин "Лебёдушка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок по требованиям ФГОС с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.esenin_lebyodushka.docx47.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4классе

Учитель Субарь В.Ф.

Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка»

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Оборудование урока:

- портрет С. Есенина, фотографии родителей и родного дома поэта;

- фотографии с видом с. Константинова;

- иллюстрации с изображением лебедя, орла;

- музыка к стихам С.Есенина (“Над окошком месяц”);

- портреты композиторов Сен-Санса, П.И.Чайковского;

- музыкальный фрагмент произведения Сен-Санса «Лебедь»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вхождение в день.

-Как называется раздел который мы изучаем? (Поэтич тетр)

-В каком жанре собраны произведения в Поэтич тетр (стихотворения)

- Какой темой объеденены стихотворения в этом разделе? (Родная природа поэтов)

- В каждом  стихотворении авторы передают своё настроение вы это почувствовали?  Вам передалось это настроение?

-Д-з прочитать наизусть понравившееся произведение.

2. Вступительная беседа и актуализация опорных знаний 

Я прочитаю вам несколько строк а вы мне скажите о ком они

В этом имени — слово «осень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских

песен —

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности и чистоты... (Сергей Есенин)

Только скажут:

Сергей Есенин —

Всей России встают черты

Как думаете, кто этот поэт? (СЕ)

Душа поэта – тонкая струна, 
Дотронешься – и зазвучит она! 
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями

 Сергея Александровича Есенина (слайд).

-Что вы знаете из его жизни

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году 3 октября. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.

Учитель: Какие стихи Есенина вы знаете? (“Черемуха”, “Белая береза”, “Пороша”)

О чем они? Что объединяет эти стихи?

(Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека)

Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Пейзажная лирика – вид литературного произведения, где поэт воспевает картины природы.

3. Мотивация, для чего?

Сегодня мы будем знакомиться с новым стихотворением С.Есенина “Лебедушка” (рисунок на слайде)

Предположите, о ком будет идти речь? Что знаете об этих птицах?

Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушкой.(Можно воспользоваться Атласом определителем)

В каком произведении недавно встречались с этой гордой птицей?Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться?

4. Настрой на слушание стихотворения.

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи (фото на слайде).

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

5. Первоначальное чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Анализ произведения.

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Что чувствовали, когда я читала это стихотворение?

Что напоминает вам это стихотворение? (Сказку)

Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.

Прочитаем 1, 2, 3 строфы.

Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?

(Подымалась красна зорюшка, загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши перешептывались).

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен сравнениями, олицетворениями эпитетами

Составим кластер из эпитетов

Гладь зеркальная                            колечки изумрудные

   Красна зорюшка  -Природа-росинки серебристые

         Роса жемчужная                       лебёдушка белоснежная

Затон молчаливый                          ручейки тихозвонные

Трава шёлковая

Есенин показал прекрасный мир раннего утра, а оживил это утро олицетворениями (назовите их) (перешёптывались лилии, камыши шепталися, подымалась зорюшка)

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.

Прочитаем с 4 по 11 строфы.

Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале

- тихая заводь - небольш. залив в реке с замедл. течением

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки

- трава шелковая - нежная

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро

- цветы лазоревые - светло-синий тон

- волны пряные - издающие запах

Где встречались с такими эпитетами? (В сказках, в былинах)

Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.

Прочитаем 12, 13, 14 строфы.

Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла).

Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали 
Это деревья в лесу. 
Вниз опустили и увидали - 
Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.

Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы).

Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?

Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.

Замените слово “доблестный” синонимом (отважный, храбрый, воинственный)

Птица была отважной, смелой, храброй.

Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)

Как она себя вела? (23 строфа). Как защищала своих детей?

Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы). Самым трагическим?

Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении? (Образ мамы)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (Она их любит, дети – частичка ее самой)

Как вы относитесь к Лебедушке?

Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

6. Работа над цветописью и звукописью.

Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)

Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.

Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)

С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук<р>. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук <р>.

7. Работа над выразительностью чтения.

Как я читала стихи? (Нараспев)

В каких жанрах встречались с таким чтением? (В былинах)

Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.

А сейчас поработаем над выразительностью чтения.

Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к присходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Звуковая разминка.

Скажи погромче слово гром, 
Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.

(1 и 2 строчки – громко, 3 и 4 – тихо)

Вернемся к стихотворению.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

8Творческая мастерская “Если бы я был волшебником”.

Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.

Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?

9. Вывод по уроку.

В чем же сила есенинской лирики и стихотворения “Лебедушка”? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?

- Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.

А что же мы? Что мы можем сделать? (не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)

- Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.

Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебедушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников.

Слайд. Французский композитор Шарль - Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется “Лебедь”.

Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету “Лебединое озеро”.

Великие балерины мира изобразили красоту птицы на сцене.

Послушаем музыку. Показ слайда балета “Лебединое озеро”.

10. Рефлексия.

Что дал вам этот урок? О чем заставил задуматься? Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Подведем итоги. Заполните, пожалуйста, карточки настроения.

11. Домашнее задание – выразительно читать стихотворение, в тетради по литературному чтению выполнить задание на стр. 47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...