Открытый урок по литературному чтению, 2 класс. Н.Носов "На горке".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

  Технологическая карта урока, на изучение темы - 1 час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl_nosov_na_gorke.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
на тему «Н.Носов "На  горке»

  1. Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Н.Носова "На горке".
  2. Задачи .  Обучающие:
  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
  • создать условия для выразительного чтения;
  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок

- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации.

Метапредметные умения:

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое  мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного  задания.

Личностные умения:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного    произведения

Тип урока изучение нового материала

  1. Формы работы учащихся фронтальная, групповая.
  2. Необходимое оборудование: компьютер,  интерактивная доска.
  3. Используемые технологии: ИКТ,  деятельностно-коммуникативная,  здоровьесберегающая,  личностно-ориентированная.

  1. Структура урока.

П\п

Ход урока

Формиру

емые УУД

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

1

2

Орг. момент.

Речевая разминка.

Создать эмоциональный настрой

Формировать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата.

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с людьми  веселыми, доброжелательными. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.  Индивид. Работа по карточкам (Найдите строки, которые соответсвуют рисункам стр. 55,56,58).

1.Чтобы грамотно и выразительно читать, проведем речевую разминку, подготовим голос для работы.

Ло-ло-ло – вновь на улице тепло.  (Слайд 1.)

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

Прочитайте глазами.

А теперь шепотом.

Немного громче.

Еще громче.

А теперь громко и внятно.

Читаем скоро и быстро.

2. Интонационная разминка.

Ребята строили горку.

-Прочитайте предложение.

-Кто строил снежную горку? (РЕБЯТА)

Прочитаем, выделяя слово «ребята»

- Что строили ребята? (ГОРКУ)

Прочитаем, выделяя слово «горку»

- Что делали ребята во дворе? (СТРОИЛИ)

Прочитаем, выделяя слово «строили».

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные:

обеспечение учащимся их учебной деятельности (коммуникативные)

Дети выполняют речевую разминку, читают предложения с разной интонацией и в разном темпе.

3.

Актуализация знаний.

Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организо-

вать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

- Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

Слайд2 .

Котька                  «В…-добрая душа»

Федора                   «В школу»

Петя                       «Федорино горе»

Вовка                      « На горке»

- Что их объединяет? (Герои, название произведения.)

- Установите соответствие между словами первого и второго столбика. ( Вовка - герой стихотворения "Вовка - добрая душа" и т.д.)

- Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока полностью. (Рассказ Н.Носова "На горке")

-Поставьте перед собой цели урока.(Будем читать рассказ Н.Носова  «На горке»., будем учиться находить главную мысль произведения и анализировать прочитанный  текст, составлять план  текста.( научимся понимать, в чем смысл рассказа, будем учиться рассказывать о героях произведения, выражать свое отношение к ним).(Вывесить на доске).

- Что для этого нам надо сделать? (План вывесить на доске). 1.Прочитать текст.  2.Ответить на вопросы к рассказу. 3.Определить, в чем заключается главная идея рассказа. 4.Составить план.

анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу

( познаватель

ные УУД)

Формулируют тему, цели урока, планируют учебную деятельность.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

1. Подготовка к первичному восприятию текста.

А) Работа над загадками.

-Угадайте, о каком времени года пойдет речь?

  • Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл,-

И вот сама  идет волшебница  …

- А зима не может быть без холодов и без…

  • Он пушистый, серебристый,

Белый-белый,

Чистый – чистый,

Ватой наземь лег.           (Снег)

- А если много снега, то есть чем  позабавиться детворе зимой. Угадайте, о каких зимних забавах детей идет речь?

  • Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги-

И по большим снегам беги.  (Лыжи).

  • Всё лето стояли, зимы ожидали,

Дождались  поры помчались с горы.  (Санки).

  • Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?  (Коньки).

-Давайте сделаем вывод, так  какие зимние забавы у малышей?

- Сегодня  ознакомимся с рассказом Н.Н.Носова «На горке».

-Как вы думаете, о чем пойдет  речь в этом рассказе?

Б)Словарная работа. Слайд.

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ  (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

Фанерка-тонкая дощечка.

2)Чтение текста учащимися. Ответьте на вопрос после прочтения: Можно ли Котьку Чижова назвать хорошим мальчиком? (Мнения разделились). Ответим на этот вопрос после  анализа произведения.

. 3) Проверка первичного восприятия текста. Самостоятельная работа (графический диктант, если ответ верный, ставим +, если неверный, ставим -).

- Ребята во дворе строили горку.

- Главного героя звали Мишка Чижов.

- Мальчик не мог забраться на горку, т.к. она была скользкая.

- Чтобы не падать, он посыпал её солью.

- Ребятам пришлось снова заливать горку.

- Котька сделал ступеньки.

Проверка выполнения диктанта. (+ - + - + +)

4.Эмоционально-оценочная беседа

-Понравился ли вам рассказ?

– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

5.  Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья).
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились? 
– Почему же он не вышел? 
(Не хотел трудиться, но хотел кататься).
– Как он  поступил? (
Хитро)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (
Он не мог на нее взобраться).
Что из этого вышло? Прочитайте.                                Работа в группах:
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? 
(Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (
Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (
Его товарищи)

-Можно ли считать Котьку хорошим мальчиком? (Оцениваем не человека, а его поступки).
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: (работа в парах):

  • Друзья познаются в беде.
  • Умел ошибиться – умей и исправиться .
  • Делу время – потехе час.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы ошибались?

.6. Работа в парах. Чтение по ролям (с. 64 №4)

-Найдите диалог Котьки с мальчиками. Подумайте, как вы прочитаете слова ребят: выразите досаду, недовольство, обиду, возмущение?

Как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно?

7. Деление текста на части, составление плана.  

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их на с.65     
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку. 
– Давайте вставим рисунок на с. 61 в наш план.
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

 А в тексте найдем начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации

( познаватель

ные  и коммуникативныеУУД).

Выполняют словарную работу.

Дворницкая – помещение, где хранятся ведра, лопаты, песок.

Котька – ласковое от имени Константин.

обсудите поступок Котьки, выразите ваше отношение к нему.

   

План

  • Строительство горки ребятами.
  • Хитрец на скользкой горке.
  • Котька посыпает горку песком.
  • Ребята заставили товарища работать.
  • Котьке понравилось трудиться.

Примерный план

(вариант 2) 

  • 1. Строительство горки.
  • 2. Хитрый Котька.
  • 3. Горка засыпана песком.
  • 4. Ребята заставили Котьку работать.
  • 5. Котьке понравилось работать.

5

Физкульт

минутка

- Покажите движениями, как 

-ребята строили снежную горку во дворе;

-Котька посыпал горку песком.

- Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.

Формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД)

6.

Введение изучаемого материала  в систему ранее усвоенных знаний и умений.

Организовать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организовать соотнесение с эталоном для самопроверки

1. Исследовательская работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах. Каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию.

1-я группа. Найдите строчки из текста, которые подходят к рисункам на страницах 61, 63.

2-я группа . С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке».            Выберите верные ответы. 

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

3-я группа.  Выберите и подчеркните слова, характеризующие главного героя:

хитрый честный

справедливый ленивый

сообразительный заботливый

Подтвердите свои высказывания строчками из текста.

4-я группа. Найдите ошибки в предложениях.

  • А Котьке работать не понравилось
  • Думал, думал и придумал: «Вот сейчас ступеньки сделаю и заберусь на неё».
  • А когда ребята ушли, он медленно оделся, взял лыжи и выскочил во двор.
  • Ребята посыпали горку снегом, а Котька снова водой полил

5-я группа.  Подготовьтесь и прочитайте диалог между Котькой и ребятами  со слов «Это кто здесь напортил?»

6 группа: составление синквейна на Котьку.

1. Название (1 существительное)

2. Описание (2 прилагательных)

3. Действие (3 глагола)

4. Отношение (фраза из 4 слов)

5. Повторение сути (синоним из одного слова)

2.Проверка выполненного задания (по 1 ученику от группы).

                                             Синквейн

                                       Котька

  Ленивый, хитрый.

Прятался, испортил, трудился.

Понравилось Котьке работать.

Ошибся - исправь.

Учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения

(коммуникативные УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации

(познавательные  и коммуникативныеУУД).

 Учащиеся  выполняют работу в группах.

7

Дифференцированное домашнее задание . Итог.

Организовать обсуждение домашнего задания  и подвести итог урока.

Для чего мы составили план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

- Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:

Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята…11)

-С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?

- Чему научил вас рассказ Носова «На горке» ? 

Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу сможете простить и помочь ему впредь такое не совершать.

- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Носова?

- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке? 

Постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу

(познавательные  и регулятивныеУУД).

Записывают д/з.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организовать самооценку деятельности на уроке.

-  Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, просигнальте зеленой карточкой.. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите желтую карточку.. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, -красную.

-Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, веселые, забавные  истории, читайте книги Н.Н.Носова. Спасибо за активную работу на уроке.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

(регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок о литературному чтению Н.Н.Носов " На горке"

Учащиеся знакомятся с Носовым....

Конспект урока по литературному чтению " Н.Н.Носов "На горке""

Конспект урока " Н.Н.Носов "На горке" "  2 класс (Школа России)...

Урок литературного чтения Н. Н. Носов «На горке»

Тема урока: Н. Н. Носов «На горке»Цели:Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова  «На горке».Развивающая: развивать  мышление...

Технологическая карта урока литературного чтения Н. Н. Носов На горке, 2 класс

Тип урока: комбинированный.Задачи: Образовательные: развивать умение бегло и выразительно  читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; наход...