Применение технологии продуктивного чтения
статья по чтению на тему
Описана технология продуктивного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии продуктивного чтения для формирования
читательской грамотности младших школьников
Демченко Оксана Валерьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Ойская СОШ»
Ермаковского района
Красноярского края
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы. Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской.
Технология продуктивного чтения, работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения, приёмы работы, виды упражнений, фрагмент урока, достоинства технологии, недостатки технологии.
Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на трёх этапах работы с текстом: на этапах до чтения, во время чтения и после чтения текста.
Рассмотрим подробно последовательность этапов работы с художественным текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Цель этапа – развитие антиципации - умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
На этом этапе происходит пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом;
актуализация личного опыта учащихся путём привлечения знаний из других образовательных областей; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.
Приёмы работы на данном этапе: выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа); составление вопросов к теме; высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала; организация проблемной ситуации и др.
Виды упражнений:
-прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте;
-прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте;
-прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу;
-прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события;
-прочтите текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.
2 этап. Работа во время чтения.
Цель этапа- понимание текста и создание читательской интерпретации.
На этом этапе происходит понимание основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск главной информации; установление логико - смысловых связей; поиск дополнительной, уточняющей информации.
Приёмы работы: чтение текста «с карандашом»; определение основных понятий (без чтения всего текста); составление таблиц (выборочное чтение); составление плана текста (для пересказа); поиск пропущенных слов.
Виды упражнений:
-прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них;
-прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части;
-прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
-скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста;
-расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку;
- прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа- достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
На этом этапе происходит использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Приёмы работы: постановка концептуального вопроса (почему?); повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям; выполнение творческих заданий.
Виды упражнений:
- опираясь на содержание прочитанного текста, закончи предложения, используя предлагаемые варианты;
- объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… ;
- выразите своё отношение к прочитанному;
- прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной;
- сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста;
- скажите, какие из прочитанных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
Рассмотрим фрагмент урока литературного чтения в 1 классе, где представлены все этапы работы над художественным текстом.
Учебник : Азбука 1 класс В.Г. Горецкий, с. 122 «Подарки к празднику».
Фрагмент урока составлен автором статьи.
Этапы работы с текстом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1 этап Работа с текстом до чтения. мотивация к чтению | Откройте учебник на с 122 Прочитайте название текста. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте? Рассмотрите картинки к тексту. Как вы думаете, что это изображено? Как вы думаете, кто будет делать подарки? Кому можно подарить эти подарки? Давайте проверим наши предположения и прочитаем текст. | открывают учебник читают название «Подарки к празднику» о подарках различные подарки, сделанные своими руками высказывают предположения | Познавательные : - формируем умение извлекать информацию из заголовка, иллюстраций. Регулятивные: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2 этап Работа с текстом во время чтения читательская интерпретация текста | Чтение текста цепочкой, хорошо читающими детьми. Текст Первоклассники приготовили подарки для ребят из детского садика. Кто делал подарки? Для кого ребята делали подарки? Текст Катя и Галя склеили домик. Света сплела коврик. Дима и Аня вырезали из бумаги и картона солдатиков. Что сделали Катя и Галя? Что сделали Дима и Аня? Что сделала Света? Текст Вова и Гена вылепили из пластилина Буратино. Вера и Ваня нарисовали клоуна и раскрасили его. Ребята из детского садика будут рады подаркам. Из чего Вова и Гена сделали Буратино? Что нарисовали Вера и Ваня? | следят по учебнику первоклассники для детского сада домик солдатиков коврик из пластилина клоуна | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3 этап Работа с текстом после чтения уточнение позиции | Перед чтением мы предполагали, о чём пойдёт речь в тексте. Подтвердились ли наши предположения. А вам было бы приятно получить такие подарки? Хотели бы вы сделать подарки ребятам детского сада. Работа в паре. Обсудите, какие подарки сделаете вы. Выступление. Я думаю, ваши подарки бы очень понравились ребятам детского сада. Давайте на уроке технологии сделаем ваши задуманные поделки | отвечают обсуждают в паре описывают свою поделку | Личностные : -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Достоинства технологии продуктивного чтения:
-учащиеся самостоятельно добывают знания;
-становятся активными участниками образовательного процесса;
-способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.
Недостатки технологии продуктивного чтения:
-занимает много времени на уроке.
Библиографический список:
1.Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.
2.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. -№1. – С. 11-18.
3.Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»/ Монография/ О.В.Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.
4.Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519514-1415425351.jpg)
Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников
Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519514-1415425351.jpg)
Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников
Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/14/picture-410085-1705254909.jpg)
Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода.
Научить ребенка читать правильно, эффективно и продуктивно – важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода к обучению воспитание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприя...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/04/picture-921123-1501830377.jpg)
Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода
Формирование читательской компетенции школьника,развитие интереса у учащихся к самому процессу чтения,потребности читать...
«Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до ч...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-1389686-1645615681.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....