Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников
статья по чтению на тему
Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. - Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. - Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. - Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения или формирование типпа правильной читательской деятельности.
Выступление перед учителями и воспитателями детских садов на тему "Технология продуктивного чтения"...

Практические советы по формированию самостоятельной читательской деятельности младших школьников
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно, сознательно, волнует многих учителей. В статье раскрывается значение самостоятельной читательской деятельности младших школьников, при...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников
Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Технология продуктивного чтения как средства формирования правильной читательской деятельности
Обобщение опыта работы...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются методы и приёмы работы с текстом в классах с ОВЗ...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимани...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...