Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода.
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме
Научить ребенка читать правильно, эффективно и продуктивно – важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода к обучению воспитание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_produktivnogo_chteniya_v_ramkah_deyatelnostnogo_podhoda.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода.
Л. Н. Перова,
учитель начальных классов
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает организацию учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода. В учительской практике активно используется технология продуктивного чтения, применение которой способствует достижению результатов, определенных ФГОС НОО. Названная технология разработана профессором Н. Н. Светловской и активно используется учителями начальных классов на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Научить ребенка читать правильно, эффективно и продуктивно – важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода к обучению воспитание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Чем же традиционный урок отличается
от продуктивного чтения
Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.
Традиционный урок:
До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»
Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.
После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.
Продуктивное чтение:
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Анализ литературного произведения
(как обязательный этап работы с текстом)
Структура урока
I Этап – Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательный опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II Этап – Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III Этап – Работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны бать однообразны по своей структуре и организации.
Например, при изучении произведения В. П. Астафьева «Капалуха», работая с текстом до чтения, развивать у детей такое читательское умение, как антиципация (догадка, мысленное предвосхищение, «забегание вперед»). Главная задача этапа – вызвать у ребенка желание прочитать книгу, сформировать положительную мотивацию к процессу чтения. Можно предложить карточки с опорными словами, иллюстрацией и биографией автора. Учащиеся по предложенному материалу определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют его героев. На этом этапе учитель может узнать, насколько учащиеся определили героев и направленность текста. Работа с текстом до чтения завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения. С целью понимания текста и создания его читательской интерпритации, а главное – для обеспечения полноценного восприятия текста проводится «диалог с автором». Этот эффективный прием дает детям возможность увидеть автора в тексте, понять его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» в ходе вдумчивого аналитического, изучающего, медленного чтения. При обучении учащихся «диалогу с автором» необходимо учить учащихся видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; «включать» их в творческое воображение: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ученики прогнозируют, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться конкретный эпизод или все произведение.
Важно научить школьников задавать по ходу чтения автору свои вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но не в явной, скрытой форме. Такие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу чтения.
На третьем – заключительном – этапе предполагается работа с текстом после чтения. Цель этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом, а главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста. Здесь эффективны, во-первых, смысловая беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, в процессе чего происходит соотнесение читательских интерпретаций (толкований, оценок) произведения авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Во-вторых, важно организовать знакомство с писателем в ходе рассказа о писателе. Беседу о личности писателя лучше проводить после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения информация попадет на подготовленную почву: учение сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. В-третьих, необходима разработка и использование творческих заданий, опирающихся на опыт читательской деятельности учащихся, и эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы. Интересный прием, который используется на этом этапе, - составление синквейна.
Имя сущ. | Капалуха |
Два имени прилагательного | Заботливая, самоотверженная |
Три глагола | Высиживала, слетела, защищала |
Предложение | Каждую каплю своего тепла отдала зарождающимся детям. |
Синоним к имени существительному | Мама |
Процесс работы над произведением - это обобщение, поиски, и открытия истин, сотрудничество по схеме «ученики – учитель – автор». Ученик не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощенные и эмоционально отзывчивые дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Список литературы.
- Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2014..
- Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе. М., 1997.
- Светловская Н. Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М. 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы на этапе самоопределения к деятельности, в рамках деятельностного подхода.
Эти приёмы помогают детям настроиться на учебную деятельность. Могут использоваться на уроках по любому предмету....
Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО
Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...
Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – методологическая основа Стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть ор...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода
Формирование читательской компетенции школьника,развитие интереса у учащихся к самому процессу чтения,потребности читать...
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»
Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....