технологическая карта урока «Весенний дождь»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Зимакова Татьяна Петровна

Формирование умения анализировать стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» и выразительно читать; развитие умения видеть образные средства языка, развитие внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_zimakova_t.p.1.docx473.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Зимаковой Татьяны Петровны, учителя начальных классов

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надым

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

Тип урока

 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Тема урока

А. Фет «Весенний дождь»

Цель урока

Формирование умения анализировать стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» и выразительно читать; развитие умения видеть образные средства языка, развитие внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Задачи урока

Образовательные:

познакомить обучающихся с жизнью и творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость поэзии А. А. Фета;

обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения;

сформировать умение работать над художественным образом слова.

Воспитательные:

формировать универсальные духовно-нравственные компетенции;

формировать нравственные качества личности, культуру.

Развивающие:

развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

развивать умение выделять образы-символы в поэтическом произведении;

развивать воображение учеников, выразительную речь; прививать любовь к родной природе, учить видеть прекрасное;

развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности.

Оборудование

Мультимедийное оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, анимированная заставка «Дождь», мобильный класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

Организационный момент 

Организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Почему это важно?

Выскажите своё мнение.

Проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Высказывают свои предположения о необходимости правильной организации рабочего места.

Формируются:

метапредметные УУД

Регулятивные УУД: Уметь осуществлять

самоконтроль; уметь прогнозировать.

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других; уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли; уметь вести диалог.

Контрольно-оценочная деятельность

Отметить детей, у которых на рабочем месте идеальный порядок.

Регулятивные УУД:

Уметь осуществлять самоконтроль.

Актуализация знаний и постановка проблемы Организация восприятия задания обучающимися.

А сейчас я предлагаю вам отгадать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Будем работать в группах. Данный слайд напомнит правила работы в группе.

Прочитайте текст, вставьте подходящее по смыслу слово.

Итак, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Групповая работа

Задания группам на компьютере:

1 группа:

Толковые словари Даля и Ожегова определяют его, как осадки в виде струй или капель. Все  … отличаются друг от друга: по-разному идут, вызывают различные чувства, эмоции и ассоциации; по-разному описываются и называются

В словаре синонимов можно найти более десятка слов с похожим значением:  ….., ситничек, слякоть, изморось, сеногной, дряпня, пепень и т. д.

2 группа:

Относительно происхождения этого слова имеется несколько версий. Одну из них приводят, в частности,  этимологические словари Крылова и Фасмера: слово «…..» родственно норвежскому слову «моросить» (dysja), норвежским и шведским «мелкий  ….» (соответственно dusk-regn и regn-dusk), древнеисландскому «пыль» (dust).

Считается, что образовано оно на основе одного из индоевропейских корней dheus, значение которого – «распыляться в воздухе».

3 группа:

Согласно толковым словарям, слово «……» в переносном значении может означать вообще что-либо, падающее или рассыпающееся во множестве, – не обязательно частицы влаги. Примеры употребления его в этой роли: ….. из огненных искр, ……. из золотых монет. Ежегодные потоки метеоритов, к примеру, августовские Персеиды или сентябрьские Леониды, также нередко называют «метеорным» или «звездным» ……, и не без оснований. Каждый, кто видел это романтическое, впечатляющее зрелище, никогда не забудет его: это действительно настоящий ……. – божественный, огненный, пронизывающий своими стрелами-струями темное небо.

Каждая группа представляет свои выводы.

 (О дожде)

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения

Познавательные УУД:

Уметь извлекать информацию из текста,

на основе анализа делать выводы.

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель урока;

уметь прогнозировать.

 

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

Подготовка к восприятию произведения

Анимированная заставка «Дождь»

Аудиозапись с презентацией

– Попадали ли вы под дождь?

– Где это было?

– Когда это было?

– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

– А как пахнет дождь?        

– На что похож шум дождя?

Дождевая капля – дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя.

 Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.

Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя.

Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.

Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов).

Фронтальная работа

Высказывания детей

Слушание музыки с презентацией.

 Словесное рисование дождя. (2-3 ученика)

Личностные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других

Личностные УУД:

Проявлять интерес к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Регулятивные УУД: Менять позиции слушателя,  читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Сообщение темы урока

Прочитайте имя поэта. Что вы о нем знаете?

– Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством поэта Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина). Стихотворения Фета очень напевные, мелодичные, музыкальные. Каждое его произведение звучит как песня, романс.

Но если внимательно прислушаться, то в музыке Фета мы почувствуем нотки грусти, печали, тоски и одиночества. Это связано с трудностями и несчастьями, которые были в жизни поэта. Поэт рано познал одиночество и печаль. И эти чувства нашли отражение в его поэзии.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.А. Фета «Дождь»

Ответы детей.

Познавательные УУД: Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. 

 

Первичное восприятие произведения 

Аудиозапись стихотворения А. Фета

Проверка первичного восприятия

Прослушивание аудиозаписи стихотворения А. Фета.

- Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

- Какого цвета это произведение?

- Какую картину рисует поэт: приближение дождя, его начало или дождь в самом разгаре?  

Индивидуальное прослушивание аудиозаписи на персональном компьютере

Фронтальная работа

Высказывания детей.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Физминутка

«ДОЖДИК»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Капля раз,

Капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

(Прыжок на носочках, руки на поясе.)

(Прыжок)

(4 прыжка)

(8 прыжков)

(Руки развести в стороны)

(Руки полукругом над головой.)

Анализ произведения 

Словарно-лексическая работа

Подготовка к выразительному чтению

Чтение и беседа по содержанию

– Объясните значение слов:

Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

– Подберите синоним к слову «сверкнув»

 – Подберите антоним к слову «спешу».

- Прочитайте.

- Найдите рифмы в стихотворении, выделите жёлтым цветом в тексте.

- Внизу текста выделите курсивом, как надо читать это стихотворение?

- Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

 I четверостишие.

- Откуда наблюдает поэт описываемую картину?

- Что мы видим?

- В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?

- Как вы понимаете  следующее выражение:

В разрыве облак солнце блещет?

 - Какая народная примета составляет содержание последнего двустишия?

   II четверостишие.

- Как меняется картина?

- В какой «золотой пыли» купается опушка леса?

Как вы понимаете выражение

Качаясь, движется завеса  

–  Найдите в Интернет – источниках или в словаре значение слова завеса.

III четверостишие.

– Что подошло к саду?

- Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?

– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.

– Изобразите, используя графический редактор ArtRage, образ этого таинственного существа?

Работа с текстом произведения на персональном компьютере (Word)

Как надо читать это стихотворение?

Задумчиво, печально

С тревогой в голосе

Радостно, бодро

Мечтательно, неторопливо

(«светло», «блещет», «солнце» - желто-золотой цвет).

Высказывания детей.

(«золотая пыль, которой скрыта опушка леса  - сравнение, рисует картину приближающегося в лучах солнца дождя).

Завеса –

1. (устаревшее) большая занавеска;

2. (переносное) то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь

(Олицетворение)

Индивидуальная работа

Работа с текстом произведения на персональном компьютере

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения

Познавательные УУД:

Уметь обобщать и классифицировать по признакам

Предметные УУД:

Составлять устные описания;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

Предметные УУД:

Уметь пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Контрольно-оценочная деятельность

Демонстрация работ обучающихся на экран

Регулятивные УУД:

Уметь давать оценку чужой деятельности.

- Прочитайте выразительно друг другу.

- Вам понравилось это стихотворение? Придумайте ему свое название

– Афанасий Фет описывает совершенно определённое явление природы – «дождь». Другое название этого стихотворения «Весенняя песня». Подумайте, почему?

– То, что поэт увидел, было настолько прекрасно и поэтично, что А. Фет назвал своё впечатление «Весенняя песня».

Выразительное чтение 1-2 ученика

 (Это название более поэтичное. Поэт увидел дождь как необыкновенное, ни на что не похожее явление. Это был слепой дождь, когда светит солнце, «будто в золотой пыли».)

Регулятивные УУД:

 Уметь высказывать своё предположение

Рефлексия деятельности на уроке

- Продолжите высказывание, используя функцию чата.

Я почувствовал(а)...»

«Я увидел(а)...»

«Я вспомнил(а)...»

«Я подумал(а)...»

«Я представил(а)...»

Ответы детей с демонстрацией на общей доске

Личностные УУД:

Уметь давать оценку своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Домашнее задание

 

 Выучить наизусть стихотворение А. Фета «Весенний дождь»; по желанию сделать фильм к этому произведению.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "А.А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе....

Технологическая карта урока «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»

Технологическая карта урока «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»...

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века»....

Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди. ( 3 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди. ( 3 класс)...

Технологическая карта урока ИЗО "Весенний пейзаж. Бегут ручьи. (Продолжение работы по подмалёвку весеннего неба и земли)", 2 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности, освоение техники работы гуашью при выполнении пейзажаЗадачи урока:Дидакт...