технологическая карта урока «Весенний дождь»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Формирование умения анализировать стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» и выразительно читать; развитие умения видеть образные средства языка, развитие внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_zimakova_t.p.1.docx | 473.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Зимаковой Татьяны Петровны, учителя начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надым
Учебный предмет | Литературное чтение | |||
Класс | 3в | |||
Тип урока | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. | |||
Тема урока | А. Фет «Весенний дождь» | |||
Цель урока | Формирование умения анализировать стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь» и выразительно читать; развитие умения видеть образные средства языка, развитие внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. | |||
Задачи урока | Образовательные: познакомить обучающихся с жизнью и творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость поэзии А. А. Фета; обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения; сформировать умение работать над художественным образом слова. Воспитательные: формировать универсальные духовно-нравственные компетенции; формировать нравственные качества личности, культуру. Развивающие: развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать умение выделять образы-символы в поэтическом произведении; развивать воображение учеников, выразительную речь; прививать любовь к родной природе, учить видеть прекрасное; развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности. | |||
Оборудование | Мультимедийное оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, анимированная заставка «Дождь», мобильный класс. | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат | |
Организационный момент Организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Почему это важно? Выскажите своё мнение. | Проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Высказывают свои предположения о необходимости правильной организации рабочего места. | Формируются: метапредметные УУД Регулятивные УУД: Уметь осуществлять самоконтроль; уметь прогнозировать. Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли; уметь вести диалог. | |
Контрольно-оценочная деятельность | Отметить детей, у которых на рабочем месте идеальный порядок. | Регулятивные УУД: Уметь осуществлять самоконтроль. | ||
Актуализация знаний и постановка проблемы Организация восприятия задания обучающимися. | А сейчас я предлагаю вам отгадать, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Будем работать в группах. Данный слайд напомнит правила работы в группе. Прочитайте текст, вставьте подходящее по смыслу слово. Итак, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? | Групповая работа Задания группам на компьютере: 1 группа: Толковые словари Даля и Ожегова определяют его, как осадки в виде струй или капель. Все … отличаются друг от друга: по-разному идут, вызывают различные чувства, эмоции и ассоциации; по-разному описываются и называются В словаре синонимов можно найти более десятка слов с похожим значением: ….., ситничек, слякоть, изморось, сеногной, дряпня, пепень и т. д. 2 группа: Относительно происхождения этого слова имеется несколько версий. Одну из них приводят, в частности, этимологические словари Крылова и Фасмера: слово «…..» родственно норвежскому слову «моросить» (dysja), норвежским и шведским «мелкий ….» (соответственно dusk-regn и regn-dusk), древнеисландскому «пыль» (dust). Считается, что образовано оно на основе одного из индоевропейских корней dheus, значение которого – «распыляться в воздухе». 3 группа: Согласно толковым словарям, слово «……» в переносном значении может означать вообще что-либо, падающее или рассыпающееся во множестве, – не обязательно частицы влаги. Примеры употребления его в этой роли: ….. из огненных искр, ……. из золотых монет. Ежегодные потоки метеоритов, к примеру, августовские Персеиды или сентябрьские Леониды, также нередко называют «метеорным» или «звездным» ……, и не без оснований. Каждый, кто видел это романтическое, впечатляющее зрелище, никогда не забудет его: это действительно настоящий ……. – божественный, огненный, пронизывающий своими стрелами-струями темное небо. Каждая группа представляет свои выводы. (О дожде) | Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения Познавательные УУД: Уметь извлекать информацию из текста, на основе анализа делать выводы. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель урока; уметь прогнозировать.
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. | |
Подготовка к восприятию произведения Анимированная заставка «Дождь» Аудиозапись с презентацией | – Попадали ли вы под дождь? – Где это было? – Когда это было? – Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали? – А как пахнет дождь? – На что похож шум дождя? Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам свое видение дождя. Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь. – Как вы видите, у каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При помощи слов). | Фронтальная работа Высказывания детей Слушание музыки с презентацией. Словесное рисование дождя. (2-3 ученика) | Личностные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других Личностные УУД: Проявлять интерес к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте. Регулятивные УУД: Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи. | |
Сообщение темы урока | Прочитайте имя поэта. Что вы о нем знаете? – Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством поэта Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина). Стихотворения Фета очень напевные, мелодичные, музыкальные. Каждое его произведение звучит как песня, романс. Но если внимательно прислушаться, то в музыке Фета мы почувствуем нотки грусти, печали, тоски и одиночества. Это связано с трудностями и несчастьями, которые были в жизни поэта. Поэт рано познал одиночество и печаль. И эти чувства нашли отражение в его поэзии. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.А. Фета «Дождь» | Ответы детей. | Познавательные УУД: Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
| |
Первичное восприятие произведения Аудиозапись стихотворения А. Фета Проверка первичного восприятия | Прослушивание аудиозаписи стихотворения А. Фета. - Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? - Какого цвета это произведение? - Какую картину рисует поэт: приближение дождя, его начало или дождь в самом разгаре? | Индивидуальное прослушивание аудиозаписи на персональном компьютере Фронтальная работа Высказывания детей. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме | |
Физминутка | «ДОЖДИК» Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи Капля раз, Капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. | (Прыжок на носочках, руки на поясе.) (Прыжок) (4 прыжка) (8 прыжков) (Руки развести в стороны) (Руки полукругом над головой.) | ||
Анализ произведения Словарно-лексическая работа Подготовка к выразительному чтению Чтение и беседа по содержанию | – Объясните значение слов: Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет. Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. – Подберите синоним к слову «сверкнув» – Подберите антоним к слову «спешу». - Прочитайте. - Найдите рифмы в стихотворении, выделите жёлтым цветом в тексте. - Внизу текста выделите курсивом, как надо читать это стихотворение? - Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? I четверостишие. - Откуда наблюдает поэт описываемую картину? - Что мы видим? - В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы? - Как вы понимаете следующее выражение: В разрыве облак солнце блещет? - Какая народная примета составляет содержание последнего двустишия? II четверостишие. - Как меняется картина? - В какой «золотой пыли» купается опушка леса? Как вы понимаете выражение Качаясь, движется завеса – Найдите в Интернет – источниках или в словаре значение слова завеса. III четверостишие. – Что подошло к саду? - Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям? – Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя. – Изобразите, используя графический редактор ArtRage, образ этого таинственного существа? | Работа с текстом произведения на персональном компьютере (Word) Как надо читать это стихотворение? Задумчиво, печально С тревогой в голосе Радостно, бодро Мечтательно, неторопливо («светло», «блещет», «солнце» - желто-золотой цвет). Высказывания детей. («золотая пыль, которой скрыта опушка леса - сравнение, рисует картину приближающегося в лучах солнца дождя). Завеса – 1. (устаревшее) большая занавеска; 2. (переносное) то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь (Олицетворение) Индивидуальная работа Работа с текстом произведения на персональном компьютере | Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения Познавательные УУД: Уметь обобщать и классифицировать по признакам Предметные УУД: Составлять устные описания; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) Предметные УУД: Уметь пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Контрольно-оценочная деятельность | Демонстрация работ обучающихся на экран | Регулятивные УУД: Уметь давать оценку чужой деятельности. | ||
- Прочитайте выразительно друг другу. - Вам понравилось это стихотворение? Придумайте ему свое название – Афанасий Фет описывает совершенно определённое явление природы – «дождь». Другое название этого стихотворения «Весенняя песня». Подумайте, почему? – То, что поэт увидел, было настолько прекрасно и поэтично, что А. Фет назвал своё впечатление «Весенняя песня». | Выразительное чтение 1-2 ученика (Это название более поэтичное. Поэт увидел дождь как необыкновенное, ни на что не похожее явление. Это был слепой дождь, когда светит солнце, «будто в золотой пыли».) | Регулятивные УУД: Уметь высказывать своё предположение | ||
Рефлексия деятельности на уроке | - Продолжите высказывание, используя функцию чата. Я почувствовал(а)...» «Я увидел(а)...» «Я вспомнил(а)...» «Я подумал(а)...» «Я представил(а)...» | Ответы детей с демонстрацией на общей доске | Личностные УУД: Уметь давать оценку своей деятельности. Регулятивные УУД: Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
Домашнее задание
| Выучить наизусть стихотворение А. Фета «Весенний дождь»; по желанию сделать фильм к этому произведению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме: "А.А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка"
Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе....
Технологическая карта урока «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»
Технологическая карта урока «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»...
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века»....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Дождь и ветер"
с презентацией...
Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди. ( 3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди. ( 3 класс)...
Технологическая карта урока ИЗО "Весенний пейзаж. Бегут ручьи. (Продолжение работы по подмалёвку весеннего неба и земли)", 2 класс, УМК "Школа России"
Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности, освоение техники работы гуашью при выполнении пейзажаЗадачи урока:Дидакт...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
Открытый урок по литературному чтению 4 класс....