Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._literat._chtenie._3_klass.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шелковская Лилия Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории
Технологическая карта урока
- Педагогическое обоснование урока
Предмет, класс | Литературное чтение. 3 класс |
Тема | К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» |
Тип учебного занятия | Усвоение новых знаний |
Дидактическая цель | Ознакомление с содержанием произведения К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди», создание условий для формирования умения работать с текстом, совершенствования навыков чтения. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
|
Структура занятия | Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Основные понятия | Описание, олицетворение, сравнение, эпитет. |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир. |
Ресурсы: основные дополнительные | Учебник «Литературное чтение» ч. 2, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., рабочая тетрадь № 2. ПК Мультимедийный проектор Microsoft PowerPoint Карточки с заданиями. Словарь синонимов, этимологический словарь, словообразовательный словарь Тихонова. |
Организация пространства (работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах) | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
2.Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД | |
1.Организационный этап | Создание позитивного эмоционального настроя на урок. | Начинают урок с пожелания «Я желаю тебе сегодня добра». | Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Участвуют в подводящем к теме диалоге. (Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях.) Работают в группах. Работают со словарём Ожегова, Интернетом, словарем синонимов, этимологическим словарём, словообразовательным словарем. Зачитывают статьи.
| Организует подводящий к теме диалог, постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Учитель: Учитель: - Предположите, как она называется? Учитель: - Да, это картина «Дождь в дубовом лесу», её написал известный русский художник Иван Иванович Шишкин. Учитель: (Включается запись шума дождя). - Какие звуки вы слышите? - Ребята, так о чём же сегодня мы будем говорить? Учитель: - А что такое дождь? Учитель: - Почему о дожде говорят по - разному? - Вам это интересно? - Произведения, какого автора мы изучаем? Учитель: - Что предстоит узнать на уроке? - Давайте подумаем, какие цели урока мы можем поставить и как сможем их добиться? | Расширение кругозора учащихся (П), развитие навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации (Р) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Р). | |
3.Актуализация знаний. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. | Демонстрируют свободное владение пройденным материалом. | Учитель: - Сегодня мы не только почитаем и поговорим о дожде, но и познакомимся с новым жанром литературного чтения - с научно-познавательным текстом. (Прогнозирование) | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (П). | |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Организация работы с текстом художественного произведения. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) | Работа с презентацией. Работа с текстом произведения «Какие бывают дожди?» Самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка предположений о содержании текста. Моделирование Работа в тетради (с.60, №1). Заполнение модели обложки самостоятельно. (Работа в парах). Проведение взаимопроверки выполненной работы. Работа с незнакомыми словами. По ходу чтения проводится словарная работа, выясняется в толковом словаре смысл непонятных слов (голосят, прядь, крапать). Работа в группах. Каждая группа готовит описание дождя и выступление. Преобразование прочитанного текста в таблицу (заполняется таблица на Индивидуальная работа по карточкам. (Заполнение таблицы) | Учитель: - Перед вами портрет К.Г. Паустовского, автора сказки «Теплый хлеб», с которой мы познакомились на прошлом занятии. (Слайд 3). - Какие ещё произведения писателя вы читали? - О чём они? («Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот – ворюга»). Паустовский умел слушать и понимать прекрасное. Давайте и мы вслушаемся в звуки, представим красоту описанной природы. Первичное чтение. Учебник с. 92-95 (самостоятельная работа). Работа с художественными приёмами произведения (олицетворением, сравнением, эпитетом). - Давайте найдём в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения (эпитеты: маленькая чаша; сравнение: туманная прядь, похожа на жемчуг, дождь с царевной и ее слезами; олицетворение: солнце садится, дым припадает дыхание влаги, капля выбивает, дождь шепчет, возится, трогает) - Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чём она вам рассказала? - Каков жанр произведения, тема произведения? (Рассказ о природе) Повторное чтение. Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста. Работа с текстом после чтения. - Что необычного в этом рассказе? (рассказ о разных дождях). | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать полученные знания (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К) Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П) | |
Физминутка | Физминутка «Про дождь и рожь» https://www.youtube.com/watch?v=-2WMb01Hfx8 | ||||
5. Первичная проверка понимания | Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Соотносят текст с иллюстрациями, сопоставляют свой взгляд на прочитанное со взглядом художника. Выполняют задания самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах. | - Что нового вы узнали из данного произведения? (про виды дождей) Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. | Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П). Расширение кругозора учащихся (П). Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы (Р) | ||
6. Первичное закрепление. | Самостоятельная работа. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Решение учебных задач повышенной трудности | Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения. | Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. Поработав с описанием дождей, я думаю, теперь вы узнаете любой дождь. Сейчас проверим. Посмотрите на слайд (Слайд 4) - Какого вида дождя здесь нет? | Поиск и выделение необходимой информации (Р); умение структурировать полученные знания (Р). Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К) | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | (Слайд 5) (По выбору учащихся)
| 1.Учащиеся знакомятся с домашним заданием | 1.Учитель просит познакомиться с домашним заданием. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома. | Способность к самооценке (Л) | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели | Работа с листом самооценки. | Организует самооценку учебной деятельности - Что нового узнали на уроке? - Что было интересно? - Что трудно? - Кто доволен своей работой? - Договорите предложение (Слайд 6) На уроке я повторил… Я учился… На уроке мне было… Я понял, что… Я радовался … | Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р). Умение формулировать своё мнение (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс
Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Целью данного урока является знакомство с героями рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)
Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
Открытый урок по литературному чтению 4 класс....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...