Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta._literat._chtenie._3_klass.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шелковская Лилия Николаевна,

учитель начальных классов высшей категории

Технологическая карта урока

  1. Педагогическое обоснование урока

Предмет, класс

Литературное чтение. 3 класс

Тема

К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

Тип учебного занятия

Усвоение новых знаний

Дидактическая цель

Ознакомление с содержанием произведения К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди», создание условий для формирования умения работать с текстом, совершенствования навыков чтения.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов;
  • овладение навыками смыслового чтения текста;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные результаты:

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении;
  • овладение техникой чтения вслух и про себя, приёмами анализа текста с использованием литературоведческих понятий;
  • умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Структура занятия        

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основные понятия

Описание, олицетворение, сравнение, эпитет.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник «Литературное чтение» ч. 2, авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.,

рабочая тетрадь № 2.

ПК

Мультимедийный проектор

Microsoft PowerPoint

Карточки с заданиями.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

Словарь синонимов, этимологический словарь, словообразовательный словарь Тихонова.

Организация пространства

(работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах)

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

2.Содержание урока и деятельности участников образовательного процесса

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

1.Организационный этап

Создание позитивного эмоционального настроя на урок.

Начинают урок с пожелания «Я желаю тебе сегодня добра».
Приветствуют друг друга, соприкасаясь ладонями.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Участвуют в подводящем к теме диалоге.
Обмениваются мнениями, вносят дополнения.

(Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях.)

Работают в группах. Работают со словарём Ожегова, Интернетом, словарем синонимов, этимологическим словарём, словообразовательным словарем. Зачитывают статьи.


Определяют тему урока и формулируют  цель с помощью учителя.

Организует подводящий к теме диалог, постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Учитель:
- Посмотрите внимательно на репродукцию картины. (Слайд 1)

Учитель:

- Предположите, как она называется?

Учитель:

- Да, это картина «Дождь в дубовом лесу», её написал известный русский художник Иван Иванович Шишкин. 

Учитель:

(Включается  запись шума дождя).

- Какие звуки вы слышите?

- Ребята, так о чём же сегодня мы будем говорить?

Учитель:

- А что такое дождь?

Учитель:
- Каким он бывает, вы знаете? 
Говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь.

- Почему о дожде говорят по - разному?

- Вам это интересно?

 - Произведения, какого автора мы изучаем?
- Тема сегодняшнего урока: К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди?» (Слайд 2)

Учитель: 

- Что предстоит узнать на уроке?

 - Давайте подумаем, какие цели урока мы можем поставить и как сможем их добиться?

Расширение кругозора учащихся (П),  развитие навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной информации (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К).
Уметь ориентироваться в  системе знаний; осуществлять анализ объектов (П).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Р).

3.Актуализация знаний.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Демонстрируют свободное владение пройденным материалом.
Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Учитель: 

- Сегодня мы не только почитаем и поговорим о дожде, но и познакомимся с новым жанром литературного чтения - с научно-познавательным текстом.
- Как, вы, это понимаете, научно-познавательный текст?
- На каком уроке мы чаще всего встречаемся с таким видом текста?
- Представьте себе, что вы уже взрослые, и вам необходимо написать статью про дождь.

(Прогнозирование)
- Какие вопросы возникают?
- Где и в каких произведениях встречается это слово?

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (П).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К).
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Р)
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(П).

4. Первичное усвоение новых знаний.

Организация работы с текстом художественного произведения.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Работа с презентацией. Работа с текстом произведения «Какие бывают дожди?»  Самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка предположений о содержании текста.

Моделирование

Работа в тетради (с.60, №1). Заполнение модели обложки самостоятельно.

(Работа в парах). Проведение взаимопроверки выполненной работы.

Работа с незнакомыми словами.

По ходу чтения проводится словарная работа, выясняется в толковом словаре смысл непонятных слов (голосят, прядь, крапать).

Работа в группах.

Каждая группа готовит описание дождя и выступление.

Преобразование прочитанного текста в таблицу

(заполняется таблица на Индивидуальная работа по карточкам. (Заполнение таблицы)

Учитель: 

- Перед вами портрет К.Г. Паустовского, автора сказки «Теплый хлеб», с которой мы познакомились на прошлом занятии. (Слайд 3).

- Какие ещё произведения писателя вы читали?

- О чём они? («Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот – ворюга»). Паустовский умел слушать и понимать прекрасное. Давайте и мы вслушаемся в звуки, представим красоту описанной природы.

Первичное чтение. Учебник с. 92-95 (самостоятельная работа).
- Сейчас вы самостоятельно прочитаете произведение.

Работа с  художественными приёмами произведения (олицетворением, сравнением, эпитетом).
- С какими приёмами описания вы знакомы?
Напомним ребятам об этих приёмах (олицетворение, сравнение, эпитет).

- Давайте найдём в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения (эпитеты: маленькая чаша; сравнение: туманная прядь, похожа на жемчуг, дождь с царевной и ее слезами; олицетворение: солнце садится, дым припадает дыхание влаги, капля выбивает, дождь шепчет, возится, трогает)

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. О чём она вам рассказала?

- Каков жанр произведения, тема произведения? (Рассказ о природе)

Повторное чтение. Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста.

Работа с текстом после чтения. 

- Что необычного в этом рассказе? (рассказ о разных дождях).
- Какие бывают дожди? (Спорый дождь, грибной дождь, слепой дождь).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать полученные знания (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К)

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П)

Физминутка

Физминутка «Про дождь и рожь»

https://www.youtube.com/watch?v=-2WMb01Hfx8

5. Первичная проверка понимания

Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Соотносят  текст с иллюстрациями, сопоставляют свой взгляд на прочитанное со взглядом художника.

Выполняют задания самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах.

- Что нового вы узнали из данного произведения? (про виды дождей)
- Что вам пригодится для дальнейшего наблюдения за природой? (приметы надвигающегося дождя)
- Прочитайте 1-й абзац самостоятельно. - Назовите приметы, которые запомнили.
Прочитайте ещё раз и расскажите товарищу более подробно (работа в парах).
- Какие дожди приходилось видеть вам? (учащиеся делятся жизненным опытом).
- Почему нам легко представить любой дождь из рассказа Паустовского?
(автор описывает не только внешнюю сторону дождя, но и описывает запахи земли, травы, пыльной дороги и различные звуки дождя)

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
- Обратимся снова к иллюстрациям в учебнике. 
- Найдите и прочитайте те строки из текста, которые соответствовали бы данным иллюстрациям.
- Почему любой дождь называют ласково – «дождик»? (оживляет природу, даёт всему живому влагу, освежает воздух и т.д.)
- Какой дождик вы любите?

Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П). Расширение кругозора учащихся (П). Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы (Р)

6. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Решение учебных задач повышенной трудности

Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения.

Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Организует самостоятельную работу учащихся.
- Учитель:

Поработав с описанием дождей, я думаю, теперь вы узнаете любой дождь. Сейчас проверим. Посмотрите на слайд (Слайд 4)

- Какого вида дождя  здесь нет? 
Льёт отвесно, сильно, всегда приближается с набегающим шумом. Если на реке, то слышен звон капель.
Грибной
Сонно сыплет из низких туч. Лужи тёплые. Он не звенит, а шепчет.
Стеной
Сплошной и напряжённый гул.
(Нет слепого дождя.)

Поиск и выделение необходимой информации (Р); умение структурировать полученные знания (Р). Овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся (П). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(Слайд 5)

(По выбору учащихся)

  1. Выучить наизусть абзац о грибном дожде. (Памятка № 2)
  2. Придумать рассказ «Мой любимый дождик»

1.Учащиеся знакомятся с домашним заданием

1.Учитель просит познакомиться с домашним заданием. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома.

Способность к самооценке (Л)

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Работа с листом самооценки.

Организует самооценку учебной деятельности
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что трудно?

- Кто доволен своей работой?

- Договорите предложение (Слайд 6)

На уроке я повторил…

Я учился…

На уроке мне было…

Я понял, что…

Я радовался …

Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р). Умение формулировать своё мнение (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Целью  данного урока является знакомство с героями рассказа  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...