Технологическая карта урока «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Технологическая карта урока «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mir_.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.: Кошелева Татьяна Сергеевна
Программа: Школа России
Предмет: Окружающий мир
Раздел: «Почему и зачем»
Место урока в изучаемой теме: 3 урок
Время реализации урока: 40 минут
Год: 2015/2016 уч. г.
Класс: 1«В»
Тема урока: «Причины возникновения дождя и ветра. Их значение.»
Цель: объяснить причины возникновения природных явлений.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;
- объяснить причины возникновения природных явлений;
- формировать опыт исследовательской работы;
- формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.
Развивающие:
- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Тип урока: Урок-исследование
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Здоровьесберегающие
- Игровые
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
-Исследовательские
Формы организации познавательной деятельности:
-Групповая
- Фронтальная
- Индивидуальная
Оборудование:
Для учителя:
- Учебник для первого класса «Окружающий мир» Плешаков А.А.
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией
-Чайник, зеркало, ватные диски, пинцет, стакан с водой, свеча, спички
Для учащихся:
- Учебник для первого класса «Окружающий мир» ПлешаковА.А.
-Рабочая тетрадь
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат,
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок,
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий,
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
-формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке совместно с учителем (на этапе введения в урок)
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- установление причинно-следственных связей;
-формировать умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;
Личностные
- самоопределение
- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;
- интерес к изучению предмета
-личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
- оценка, самооценка собственной деятельности на уроке
№ п/п | Этапы урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примеча-ние | Планируемые результаты |
1. | Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цель: Создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке | Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку -Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Метод: стимулиро-вание и мотивация учащихся | Личностные УУД: - самоопределение Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать предложения учителя, -стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. |
2. | Актуализация и пробное учебное действие (2 мин) Цель: Создание условий для активизации знаний | -Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье». (ЧИТАЕТ УЧЕНИК) Дождик, дождик, что ты льёшь? Льёшь и дни и ночи. Ждали мы тебя, но всё ж Надоел ты очень! В гнёздах птенчики пищат, Плачут окон стёкла, Невозможно выйти в сад – Вся земля промокла… Даже речка в берега Стала не вмещаться, По оврагам и лугам Стала разливаться… | Метод: словесный | Личностные УУД: - развивать познавательные интересы, учебные мотивы; | |
3. | Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, планирование работы | -Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или весёлое? -Почему грустное настроение? -А всегда ли дождь вызывает грустное настроение? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? -Мы сегодня на уроке будем исследователями. -А кто такие исследователи? | -Высказывают своё мнение -Ставят учебные задачи -Высказывают предположения | Метод постанов-ки учебной задачи: побуждающий от проблем-ной ситуации диалог, подводя-щий к теме диалог. | Познавательные УУД: - Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: - целеполагание -формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке совместно с учителем (на этапе введения в урок) Личностные УУД: - развивать познавательные интересы, учебные мотивы; |
4. 5. | Построение проекта выхода из затруднения и его реализация (15 мин) Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Формулирует задания -Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь? - Ответ на этот вопрос нам поможет найти опыт №1 - Что я делаю? (нагреваю воду) - А что в природе нагревает воду? (солнце) - Солнце - самый сильный источник тепла в природе. - Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим. - Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет) - Проверим, так ли это? (показываю) - Почему образовались капельки? -Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку. - А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.) - А теперь вы проведёте опыт. Перед вами лежит вата, пинцет и блюдце с водой. Опыт № 2 Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухнет от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом). Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. -Ребята, представьте, что в руках у вас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь. - Вот так появляется дождь. - По итогам наших проведённых опытов составьте текст в котором вы должны в правильной последовательности расставить предложения пронумеровав их од 1 до 5 1. Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода. 2.Вода превращается в пар. 3.Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды. 4. Капли воды собираются в облака, а затем в тучи. 5. Из тучи идёт дождь. - Сейчас я предлагаю вам стать весёлым дождиком.(хлопаем в ладоши) - Как называется такой дождь?( ливень) Говорят, что дождь льёт как из ведра. - А ещё в природе бывает дождь с названием косохлёст, ситничек.. - Ситничек – мелкий дождь, как из сита. - Косой дождь, или косохлёст. - Какие из названных дождей вы наблюдали? -Ребята, а сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрит рисунок в учебнике. Он поможет вам при сочинении. | Высказывают предположения Работают в группах, совещаются, высказывают предположения Работа в группах Проверка Работают по учебнику, составляют сказку | Метод: словесный, проблем-ный, наглядный, практичес-кий, исследовательский | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Личностные УУД: Личностная заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Предметные УУД: - освоение опыта по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно- познавательных и учебно- практических задач; |
Физкультминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Капля - раз, капля - два, | Выполняют движения | |||
6. 7. | Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, планирование работы Первичное закрепление Цель: закрепление знаний просмотром видеофильма | - Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? - Что такое ветер?( Это движущийся воздух.) -А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке. ОПЫТ №3. -Сейчас мы с вами «сделаем» ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? -А откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух.) -Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть. ОПЫТ №4 Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух. - Ребята давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.(Тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий. А тяжёлый, холодный воздух устремляется на его место.) -Какой же бывает ветер? Для ответа выберите слова, с помощью которых можно описать ветер. Работа в группах. сильный сладкий зелёный тёплый холодный пёстрый Сырой порывистый Слабый широкий - Направление ветра можно определить по флюгеру. -Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер. Просмотр видеофильма. | Высказывают предположения Проделывают опыт Делают вывод Работают в группах, проверяют Высказывают предположения. Смотрят видеофильм | Метод:организация учебно-познава-тельной деятельно-сти | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Коммуникативные УУД: - управление поведением партнера, коррекция действий партнера Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения -формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Личностные УУД: - самоопределение Предметные УУД: - овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического, алгоритмического мышления |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (4 мин) Цель: Создание условий для рефлексии | Подведение итогов. Рефлексия. - Вот подошёл к концу урок. А мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку в познании окружающего мира. -Закройте глаза и вспомните приятные моменты сегодняшнего урока. -Ваша душа сегодня ленилась или трудилась? -Какие открытия вы для себя сделали? -Нарисуйте каплю своего настроения и прикрепите её к облаку на доске. | Отвечают на вопросы -Самооценка | Личностные УУД: - оценка, самооценка собственной деятельности на уроке Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему:«Причины возникновения радуги, её цвета».
....
Технологическая карта урока Технология по теме: Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие «Флюгер
Конспект урока Технология по теме: Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие «Флюгер"...
Технологическая карта урока по технологии. Тема урока "Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование" УМК "Перспектива" (2 класс)
Дата: 04.05.2022Школа: Академический лицей №95Класс: 2-3Урок: 3Время: 9:50-10:30Кабинет: 111...
Технологическая карта урока технологии - "Использование ветра. Флюгер" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема урока: «Использование ветра. Флюгер» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: изготовление флюгера приёмом лепки из фольги...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...
Технологическая карта урока русского языка "Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением, умения обозначать суффиксы на письме.Задачи урока Дидактические: 1)...