Урок литературного чтения "Я начинаю любить Бибигона"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Старостина Наталья Александровна

Урок литературного чтения "Я  начинаю любить Бибигона". интересно и увлекательно о творчестве Корнея Чуковского. Удивительное знакомство с Бибигоном. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_bibigon.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Садитесь.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

  • На уроке мы работаем… (старательно)
  • Слушаем учителя… (внимательно)
  • Мы друг друга…(не перебиваем)
  • И если нужно другу…(помогаем)

2.  Мотивационный.

Ребята, давайте вспомним, какие умения нам необходимы на уроках литературного чтения?

-умение правильно и выразительно читать

- умение задавать вопросы и отвечать  на них

- умение ориентироваться в тексте.

-умение слушать друг друга и учителя.

- умение выражать свои мысли

Начнем, пожалуй, с речевой разминки.

На экране записаны отрывки из сказок, прочитайте их с заданной интонацией.

Прочитайте  с радостной интонацией:

«А у наших у ворот

Чудо-дерево растет!

Чудо, чудо, чудо,

Чудо расчудесное!»

(Чудо-дерево)

-Вспомните название сказки.

Прочитайте удивленно:

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

 (Путаница)

прочитайте с интонацией грусти:

"Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!" (Муха-Цокотуха)

прочитайте сердито:

«Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко скорей!

А не то, гляди, поймаю,

Пополам переломаю, -

Будешь ты, невежа, знать

Наше солнце воровать! (Краденое солнце) (5 минут)

 

- Мне очень понравилось, как вы справились с этим заданием. Молодцы.

Следующее задание для самых зорких глаз. На столе у вас лежит карточка с заданием, которое вы должны выполнить с товарищем по парте. Главное условие- работать дружно и не мешать другим! Все слова в таблице связаны с опорным словом. Соедините буквы в слова и узнаете, о чем мы будем говорить на уроке. Приступаем.

и

б

а

й

б

о

л

б

м

о

ы

р

Й

и

и

а

й

д

К

И

т

г

р

д

о

С

л

с

0

о

К

О

В

о

н

н

д

У

к  

к

о

л

ф

е

Ч

р

о

д

и

 (Для учеников)

Проверяем: (на экран)

и

б

а

й

б

о

л

б

м

о

ы

р

Й

и

и

а

й

д

К

И

т

г

р

д

о

С

л

о

0

о

К

О

В

с

н

н

д

У

к

к

о

л

ф

е

Ч

р

о

д

и

- Какие слова вы нашли? Как связаны эти слова? (Чуковский-фамилия

писателя, другие слова- имена литературных героев из его сказок. Кого вы нашли?

-А все ли герои сказок Чуковского в таблице  вам хорошо знакомы? Из каких они сказок? (Федорино горе, Краденое солнце, Телефон, Айболит,Мойдодыр)

(Переключить слайд)

- Ребята, а все ли нашли слово выделенное красным цветом? Как вы думаете, почему вы не смогли его найти?  (Мы не знаем кто такой или что такое  «Бибигон»).

3.Постановка учебной задачи.

  • Итак, какова же тема и цель нашего урока? (Тема: Творчество К.Чуковского.
  • Цель:  познакомиться с  жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского; узнать в какой сказке есть герой Бибигон, выяснить кто это такой»). (5 минут)

Опрос (Слайд с Чуковским)

-  Кто перед вами? Что вы уже знаете о Корнее Ивановиче Чуковском? Дома вы прочитали о нем статью  в учебнике.  (опрос)

- Кто подготовил дополнительные сведения об авторе:

  1. В детстве Корней Иванович Чуковский был Колей, а фамилия у него была Корнейчуков.

  1. Он был очень высокого роста,  дети ласково называли его великаном, дедушкой Чукошей.

  1. Он прожил 87 лет, а в этом году ему бы исполнилось 136 лет.

  1. У него было 4 детей. Большая часть его сказок адресована его младшей дочке Мурочке.

  1. Он был не только писателем, но и переводчиком. Именно он познакомил детей с приключениями Барона Мюнхгаузена, Тома Сойера, Робинзона Крузо. Произведения многих иностранных писателей он перевел на русский язык.

  1. Крокодил – первая сказка Корнея Чуковского. Многие его сказки печатались в журнале «Мурзилка», который существует и по сей день. В этом году журналу исполнится 94 года.

«Мурзилка»  — детский журнал с самым длительным сроком издания. В 2012 году журнал занесён в Книгу рекордов Гиннеса. А хотели бы вы увидеть самый первый журнал? Этот журнал есть и в нашей библиотеке, и если вы захотите, то сможете почитать его в читальном зале.

Кроме того, сейчас в интернете можно найти сайт этого журнала, Сказочные тропинки которого приведут вас в мир знаний и волшебства. Кто дома поделится с родителями этой информацией? Мурзилка вас ждет)))

Было у писателя одно очень любимое место, где он проводил много времени. И мы с вами, прямо сейчас отправимся туда на экскурсию.

(слайд с видео)

  • Что нового вы узнали об писателе? Каким он показан?
  • Кто поделится с нами своими впечатлениями?

(Слайд)

Посмотрите, в этой комнате,  рядом дедушкой Чукошей много детей. А рассказывает он им свою сказку.

Давайте и мы с вами ее послушаем.

 Итак, где происходит действие? (на даче, в переделкине). Что важного мы узнаем из рассказа?

  • Чтобы узнать продолжение сказки, откройте учебник на странице 32.
  • Как называется  сказка «Я начинаю любить Бибигона»?
  • Что это значит?
  • Бывает ли, что мы сразу начинаем любить человека? Или мы с начала лучше узнаем его, а потом начинаем любить или дружить с ним?
  • Давайте знакомиться с Бибигоном.

Первичное знакомство с текстом.

  • На какое слово в тексте нужно обратить внимание? А кто такие «лилипуты»? Где мы можем посмотреть значение слова? В конце учебника в толковом словарике. (Лилипут - человек неестественно маленького роста, карлик.)
  • Слушаем меня и моих помощников внимательно.

Первичный анализ.

  • Понравилось ли вам произведение? Чем? (Оно веселое и смешное.)
  • От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора.)
  • Как вы думаете, к какому жанру он относится , докажите)

 (Потому что в сказке есть приключения, что-то волшебное, необычное.)

  • Кто же главный герой этой сказки?( Лилипут  прикрепить на доску)
  • Какое приключение с ним произошло? (Он сразился со своим врагом – индюком. Впереди у нас большая работа, давайте отдохнем. (8 минут)

Музыкальная зарядка.

Повторное чтение и углубленный анализ.

  • Сейчас читать сказку будете вы ,1 ряд начинает парами, друг за другом громко и выразительно.

Анализ.

  • Как автор описывает Бибигона? Найди строчки из текста.

Тоненький он, 
Словно прутик, 
Маленький он 
Лилипутик. 

-Есть ли еще описания Бибигона?
Ростом, бедняга, не выше 
Вот этакой маленькой мыши.

Как же выглядит наш бибигон, какого он роста, подберите слово признак?                                                         

(Маленький на доску)

2 ряд прочитает нам по цепочке.

А он, поглядите, какой боевой: 
Бесстрашно и дерзко бросается в бой. 

Со всеми, со всеми 
Готов он сразиться 
И никогда 
Никого 
Не боится. 

Он весел и ловок, 
Он мал, да удал, 
Другого 
Такого 
Я век не видал. 

  • Что означает «мал, да удал»? (Это значит, что, несмотря на маленький рост, он очень сильный.) 

- Как автор описывает индюка.

( и вдруг перед ним – его бешеный враг,

Огромный и грозный индюк Брундуляк)

Зафыркал индюк, запыхтел он ужасно,

И нос у него стал от ярости красный.

И крикнул индюк:

_Юрундулю, Брундулю!

Сейчас я тебя загублю, задавлю!

  • А почему индюк говорит: «Брундулю! Брундулю!».
  • (Потому что его зовут Брундуляк.)
  • Вы бы испугались индюка на месте Бибигона? Почему?
  • Как вы понимаете выражение «смертельная гибель» в строчках:
    И всем показалось, 
    Что в эту минуту 
    Смертельная гибель 
    Грозит лилипуту.

(Это значит, что он чуть не погиб, сражаясь с индюком.)

_Что же происходило дальше?

Но он закричал индюку на скаку:

-Сейчас отсеку

Твою злую башку!

-Как повел себя Бибигон при встрече с врагом? (смело, отважно)  какие слова описывают действия, совершаемые главным героем?

Чем же закончилась их схватка. 3 ряд нам дочитает сказку.

  • Что же случилось с индюком? С кем сравнивает его автор?

И чудо свершилось: огромный индюк, 
Как мокрая курица, съёжился вдруг, 
Попятился к лесу, 
За пень зацепился 
И вниз головою 
В канаву свалился.

  • А почему свершилось чудо? (Потому что Бибигон победил индюка.)
  • Каким перед нами предстает Бибигон в конце сказки? (Храбрый)
  • Какая фраза  несет в себе особенный смысл, передающая восхищение героем. (Да здравствует он)
  • Как вы думаете, почему Чуковский написал эту сказку? О чем она заставила задуматься?
  • Итак, теперь мы хорошо знаем сюжет нашей сказки, и я предлагаю вам игру «Доскажи словечко», соберитесь в группы, капитаны 3 парты. На карточках у вас задания, вам нужно дополнить предложения из сказки. Работайте дружно и у вас все получится!

Игра  «Дополни предложение».

  1. Ростом бедняга, не выше
    Вот этакой маленькой…
    (мыши)

  1. Вы, помните, дети,

Что я почему-то

Вначале совсем не любил … (лилипута)

  1. А он, поглядите, какой боевой:
    Бесстрашно и дерзко бросается в…
    (бой)

  1. И каждая может ворона,

Шутя погубить ….(бибигона)

  1. И, шпагой взмахнувши своей боевою,
    На индюка он помчался…
    (стрелою)

  1. И все закричали:
    - Да здравствует он,
    Могучий и храбрый
    (Боец Бибигон!)
  2. Должно быть, люблю я его оттого,Что очень мне жалко смотреть … (На него)

-Молодцы, я рада, что вы справились с этим заданием. Расскажите, что вам помогло в вашей работе. Раскройте секретики.

- Вернитесь на свои места.

- Выразительное чтение одним учеником. Посмотрите на доску. В течение урока мы с вами собирали слова ключики. Кому они принадлежат? Бибигону

(прикрепить карточку) Бибигон. Прочитаем все вместе.

Перед вами ребята, литературный портрет гл. героя. Такая форма записи называется синквейн. Мы с вами впервые  выполняли такую работу,

От фр 5 строк

Лилипут.

Маленький, храбрый.

Бросается, готов сражаться, не боится.

Да здравствует он.

Бибигон.

Рефлексия.

  • С жизнью и творчеством, какого писателя ознакомились на уроке?
  • Что понравилось больше всего?
  • Кого следует похвалить?
  • Что у вас особенно хорошо получалось.
  • Кому захотелось прочитать всю книгу «Приключения Бибигона»?

Домашнее задание:

Выразительное чтение сказки «Бибигон и пчела» на странице 35-37,    составить синквейн про Брундуляка

Написать отзыв о нашем уроке «Я начинаю любить Бибигона».

1 команда.

Игра «Дополни предложение».

Найди описание внешности главного героя*

1.        Ростом бедняга, не выше

Вот этакой маленькой… …………………………………………..

2.        Вы, помните, дети,

Что я почему-то

Вначале совсем не любил …………………………………………..

3.        А он, поглядите, какой боевой:

Бесстрашно и дерзко бросается в…………………………………….

4.        И каждая может ворона,

Шутя погубить …………………………………………………………

5.        И, шпагой взмахнувши своей боевою,

На индюка он помчался………………………………………………..

6.        И все закричали:

- Да здравствует он,

Могучий и храбрый

Боец………………………………………….

7.        Должно быть, люблю я его оттого,

Что очень мне жалко смотреть …………………………………………

! мы справились                                                             ? у нас остались вопросы

2 команда.

Игра «Дополни предложение».

Найди описание характера главного героя*

1.        Ростом бедняга, не выше

Вот этакой маленькой… …………………………………………..

2.        Вы, помните, дети,

Что я почему-то

Вначале совсем не любил …………………………………………..

3.        А он, поглядите, какой боевой:

Бесстрашно и дерзко бросается в…………………………………….

4.        И каждая может ворона,

Шутя погубить …………………………………………………………

5.        И, шпагой взмахнувши своей боевою,

На индюка он помчался………………………………………………..

6.        И все закричали:

- Да здравствует он,

Могучий и храбрый

Боец………………………………………….

7.        Должно быть, люблю я его оттого,

Что очень мне жалко смотреть …………………………………………

! мы справились                                                             ? у нас остались вопросы

3 команда.

Игра «Дополни предложение».

Отношение автора к главному герою*

1.        Ростом бедняга, не выше

Вот этакой маленькой… …………………………………………..

2.        Вы, помните, дети,

Что я почему-то

Вначале совсем не любил …………………………………………..

3.        А он, поглядите, какой боевой:

Бесстрашно и дерзко бросается в…………………………………….

4.        И каждая может ворона,

Шутя погубить …………………………………………………………

5.        И, шпагой взмахнувши своей боевою,

На индюка он помчался………………………………………………..

6.        И все закричали:

- Да здравствует он,

Могучий и храбрый

Боец………………………………………….

7.        Должно быть, люблю я его оттого,

Что очень мне жалко смотреть …………………………………………

! мы справились                                                             ? у нас остались вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Чуковский. "Я начинаю любить Бибигона".

Урок по литературному чтению во втором классе по теме "К.Чуковский "Я начинаю любить Бибигона"....

Учебно - методический комплект. Литературное чтение. К.И. Чуковский "Я начинаю любить Бибигона",

Конспект и презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса по теме: КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. «Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ БИБИГОНА».

Урок литератрного чтения. 2 класс УМК "Перспектива". Тема "К.И.Чуковский "Я начинаю любить Бибигона"...

Корней Чуковский. Я начинаю любить Бибигона.

Урок по теме: Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги "Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона" Особенности литературной сказкиЦель урока: познакомить с творчеством К. Чуковск...

Конспект урока литературного чтения, УМК "Перспектива", 2 класс "Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»"

Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».Планируемые результатыПредметные:...

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. «Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ БИБИГОНА», «БИБИГОН И ПЧЕЛА».

Ехали медведиНа велосипеде.А за ними котЗадом наперёд.А за ним комарикиНа воздушном шарике.А за ними ракиНа хромой собаке....