3. Постановка учебной задачи и ее решение. Словес.: ответы на вопросы
Словес.: ответы на вопросы
Словес.: обобщение
Практич.: работа со словарем
Практич.: заполнение таблицы
Практич.: слушание и чтение Т
Практич.: анализ Т | ~ 2 мин
~ 2 мин
~ 5 – 7 мин | Изучение нового материала. - Что вы знаете о Корнее Ивановиче Чуковском?
- А какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы уже знаете?
- В детстве Корней Иванович Чуковский был Колей, а фамилия у него была Корнейчуков. Хотя семья жила очень бедно, матери все же удалось отдать детей в гимназию. Но из пятого класса гимназии Николай был исключен, потому что раньше дети из бедных семей не могли получать образование. Образование получали только дети из богатых семей. Ему пришлось перепробовать много профессий: он помогал рыбакам чинить сети, клеил на перекрестках афиши, помогал малярам красить крыши. Но каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка». Ребята, запоем значит читать без остановки.
Дети, которые его знали, считали его великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот какой одарённый и близкий к детям человек – Корней Иванович Чуковский! - Что вы запомнили? (Ответы детей.)
- Откройте учебник на странице 32 и прочитайте название про себя.
- Что необычного в этом названии?
- Как вы думаете, о чем это произведение?
- Кто такой Бибигон?
- А почему называется «Я начинаю любить Бибигона»? Получается, что автор не любил его раньше?
- Бывает ли, что мы сразу начинаем любить человека? Или мы с начала лучше узнаем его, а потом начинаем любить или дружить с ним?
- Итак, кто может сформулировать тему и цель нашего урока? (Тема: «Я начинаю любить Бибигона», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского; познакомиться с произведением «Я начинаю любить Бибигона»).
Первичное знакомство с текстом. - А кто такие «лилипуты»? (Лилипут - человек неестественно маленького роста, карлик.)
- Возьмите карточки на своих столах и запишите определение слова «лилипут».
- Давайте прочитаем отрывок из произведения К.И. Чуковского «Я начинаю любить Бибигона», и проверим наши предположения. Я читаю, а вы следите по тексту.
- Сбылись наши предположения? В чём?
- Какие чувства вы испытали при чтении?
- Какие слова и выражения вам были не понятны?
Первичный анализ. - О чем это произведение? (О Бибигоне.)
- Понравилось ли вам произведение? Чем? (Оно веселое и смешное.)
- Какое настроение в этом произведении? (Веселое.)
- От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора.)
- Как вы думаете, к какому жанру оно относится? (Сказка.)
- Почему это сказка? Докажите. (Потому что в сказке есть приключения, что-то волшебное, необычное.)
- Кто главный герой? (Бибигон.)
- Какое приключение с ним произошло? (Он сразился со своим бешеным врагом – индюком.)
- Как его звали? (Брундуляк.)
| Слушать учителя. Отвечать на вопросы.
Слушать рассказ учителя.
Отвечать на вопросы.
Работать со словарем.
Слушать чтение.
Отвечать на вопросы.
Отвечать на вопросы. | П.: строят речевое высказывание.
П.: строят речевое высказывание.
П.: осмысленно читают худож. Т
П.: строят речевое высказывание.
П.: строят речевое высказывание.
|
5. Решение частных задач на основе анализа текста. Практич.: словарно - орфоэпическая работа
Практич.: слушание и чтение Т Практич.: выборочное чтение
Словес.: ответы на вопросы
Практич.: игра «Дополни предложение»
Практич.: анализ Т
Практич.: выборочное чтение
Практич.: выразительное чтение
| ~ 5 – 7 мин
~ 10 мин
~ 3 мин
~ 3 мин
| Повторное чтение и углубленный анализ. - Сейчас мы поработаем со сложными словами в тексте.
- Первое слово изменилось (честное, вперегонки, Брундуляк, зафыркал, смертельная, взмахнувши, свершилось). Прочитайте его по слогам.
- Теперь произнесите, выделяя ударный слог. Произнесите слово так, как оно пишется. А теперь произнесите его, так как мы говорим обычно.
- Молодцы! Мы хорошо поработали со словами и можем работать дальше.
- Сейчас вы будете самостоятельно читать сказку, по цепочке. Я буду останавливать.
Анализ. - Как выглядит Бибигон? Докажите свои слова строчками из текста.
Тоненький он, Словно прутик, Маленький он Лилипутик.
Ростом, бедняга, не выше Вот этакой маленькой мыши. - А какой у него характер? Докажите.
А он, поглядите, какой боевой: Бесстрашно и дерзко бросается в бой.
Со всеми, со всеми Готов он сразиться И никогда Никого Не боится.
Он весел и ловок, Он мал, да удал, Другого Такого Я век не видал. - Посмотрите, на экран, выберите черты характера, которые подходят Бибигону? ( Бибигон: хвастливый, весёлый, добрый, капризный, злой, храбрый, умный, могучий.)
- Что означает «мал, да удал»? (Это значит, что, несмотря на маленький рост, он очень сильный.)
- А почему индюк говорит: «Брундулю! Брундулю!». (Потому что его зовут Брундуляк.)
- Перечитайте эпизод сражения Бибигона с индюком. Помогает ли он нам представить бесстрашного Бибигона?
- Если бы вы превратились в маленького человечка, смогли бы преодолеть трудности, в которые попадает Бибигон?
- Вы бы испугались индюка? Почему?
- Как вы понимаете «смертельная гибель» в строчках:
И всем показалось, Что в эту минуту Смертельная гибель Грозит лилипуту.
(Это значит, что он чуть не погиб, сражаясь с индюком.) - А что случилось с индюком? С кем сравнивает его автор?
И чудо свершилось: огромный индюк, Как мокрая курица, съёжился вдруг,
Попятился к лесу, За пень зацепился И вниз головою В канаву свалился.
- А почему свершилось чудо? (Потому что Бибигон победил индюка.)
- С какой интонацией надо прочитать слово съёжился?
- Какое отношение было сперва у автора к Бибигону? (Вначале совсем не любил лилипута.)
- Почему он начал любить его? Подтвердите свои слова, прочитав отрывок из текста. (Должно быть, люблю я его оттого: что очень мне жалко глядеть на него.)
- Как вы думаете, почему Чуковский написал эту сказку? О чем она заставила задуматься? (Она смешная. Оказывается, что есть маленькие люди и им бывает трудно. Всем надо быть внимательным друг к другу, надо помогать.)
- Итак, теперь мы хорошо знаем сюжет нашей сказки, и я предлагаю вам выполнить задание по карточкам. Вам нужно дополнить предложения из сказки, при выполнении задания вы можете пользоваться учебником.
- Работать вы будите в группах по 4 человека. Вам даётся 5 минут.
Игра «Дополни предложение».
- Ростом бедняга, не выше
Вот этакой маленькой… (мыши) - А он, поглядите, какой боевой:
Бесстрашно и дерзко бросается в… (бой) - Зафыркал индюк, запыхтел он ужасно,
И нос у него стал от ярости… (красный) - И, шпагой взмахнувши своей боевою,
На индюка он помчался…(стрелою) - И все закричали:
- Да здравствует он, Могучий и храбрый … (Боец Бибигон!)
- Посмотрите на слайд и проверьте, всё ли вы выполнили правильно. У кого также, поставьте «+», у кого были ошибки «?».
Выразительное чтение.
- Что значит прочитать выразительно? (Это значит «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.)
- Найдите из текста, где надо читать жалобно и с лаской.
Тоненький он, Словно прутик, Маленький он Лилипутик.
Ростом, бедняга, не выше Вот этакой маленькой мыши.
И каждая может ворона Шутя погубить Бибигона. - Где строки, показывающие гордость за Бибигона.
И, шпагой взмахнувши своей боевою, На индюка он помчался стрелою.
И все закричали: - Да здравствует он, Могучий и храбрый Боец Бибигон! - А где строки, показывающие тревогу?
И всем показалось, Что в эту минуту Смертельная гибель Грозит лилипуту. - С какой интонацией надо прочитать слова индюка?
- Сейчас вы будете выразительно читать в парах друг другу. Сначала один прочитает, потом другой. Ребята, читать будете в полголоса, чтобы не мешать остальным. Можете начинать.
- Кто хочет выразительно прочитать всему классу?
|
Выразительно читать.
Отвечать на вопросы.
Проводить анализ чтения. Характеризовать героя. Отвечать на вопросы.
Строить предположения.
Понимать отношения автора.
Понимать отношения автора.
Активно участвовать в игре.
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.
Проверять по эталону.
Отвечать на вопросы.
Читать выборочно.
Выразительно читать.
|
П.: осмысленно читают текст; П.: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; Р.: принимают и сохраняют уч. задачу.
К.: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Р.: Оценивать правильность выполнения задания.
П.: строят речевое высказывание.
|