Тема урока:К.И.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона».
Тип урока: освоение нового материала
Цель: Создать условия для ознакомления с биографией и творчеством К.Чуковского, его произведением «Я начинаю любить Бибигона».
Задачи: Обучающие: знакомить с творчеством К. И. Чуковского; формировать правильное, осознанное и выразительное чтение; формировать умение понимать прочитанное; учить работать с толковым словарём; учить анализу литературного произведения; формировать умение определять жанр и тему произведения.
• Развивающие: формировать и развивать устную речь; формировать и развивать память, воображение, мышление, умение думать, анализировать, обобщать.
• Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению; воспитывать нравственные качества; воспитывать умения общаться и слушать.
Личностные УУД:
-проявление познавательных интересов и активности на уроке;
-оценка поступка героя с точки зрения общечеловеческих норм;
-формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции;
Регулятивные УУД:
- формирование умения составлять план работы по решению учебной задачи урока;
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
-формирование умения осуществлять самооценку;
Познавательные УУД:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для создания личной траектории изучения поэтического произведения;
-умение ставить и находить ответы на вопросы;
-анализ, сравнение различных явлений и фактов.
Коммуникативные УУД:
-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
-чтение вслух и про себя стихотворного текста, понимание прочитанного;
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
-отстаивать свою точку зрения ,соблюдая правила речевого этикета;
-критично относиться к своему мнению;
-понимать точку зрения другого человека.
Образовательные ресурсы: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка., презентация, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» авт. Л.Ф.Климанова, 2 класс.
| Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия |
1.Организация начала урока. |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Сегодня у нас урок необычный, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей, настроимся на урок. Впереди нас ждет встреча с замечательным детским писателем, автором замечательных стихов. | Сообщают о готовности к уроку. |
| Взаимодействие с учителем во время приветствия. | Слушать в соответствии с целевой установкой. | Самостоятельно организовывают рабочее место (самоконтроль) | Следовать режиму организации учебной деятельности |
2. Актуализация опорных знаний. |
1.Организует речевую разминку, развивающую технику чтения и осознание читаемого текста. -Для чтения стихотворения нам надо хорошо подготовиться.Прочитайте стихотворение на доске. Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя.
- Да узнали. Это написал К.Чуковский.Кто знает об этом писателе?
Выступления детей. (Сложный уровень), выставка работ (слабый уровень)
- Ответы детей | Выделять информацию.
| Взаимодействие с учителем во время опроса | Слушать собеседника.Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответа учащихся | Уметь слушать, дополнять и уточнять высказанные мнения. |
- прочитайте про себя - прочитайте шепотом - прочитайте весело - прочитайте сердито - прочитайте с ускорением - прочитайте выразительно - Замечательно размялись! А кто узнал автора?
2. Организует беседу «Биография К.Чуковского» с опорой на знания учащихся. Вот какой одарённый и близкий к детям человек – К.И.Чуковский! 3.Проверка домашнего задания:Сложный уровень: рассказ о жизни и творчестве К.И. Чуковского; Слабый уровень: рисунки к произведениям К.И. Чуковского. Учитель дополняет знания учащихся См. приложение 1. Вывод: Что нового узнали о Чуковском? Что больше всего понравилось из его жизни. - спасибо нашим ребятам, которые очень хорошо подготовили дом.задание. |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
|
|
|
|
3. Сообщение темы урока. Определение целей урока. |
1.Работа по выдвижению предположения о теме урока. Сегодня мы познакомимся с его новым произведением, но прежде, чем его прочитать, обратимся к иллюстрации и попробуем отгадать, о чем это произведение? Может быть даже определим жанр этого произведения. - Что вы видите на рисунке? Может ли быть такое на самом деле? Как вы думаете о чем пойдет речь в этом произведении? Оно, по вашему мнению, веселое или грустное? -Как вы думаете к какому жанру можно предварительно отнести это произведение? - Откройте учебники на стр. 32.Прочитайте тему урока. 2. Определение целей урока. Определите цель урока.
3.Давайте наметим план наших действий. На доске: -Познакомиться с произведением - Составить модель обложки -Узнать новое -Научиться читать выразительно В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему автор полюбил Бибигона?»? (на доске) - Что мы уже с вами сделали? | Выдвигают предположения о теме урока. Слушают и отвечают на вопросы учителя.
- Ответы детей (прогнозирование)
Определяют тему, цель урока. Будем учиться выразительному чтению, высказывать свое мнение, учиться ставить вопросы.
1. Прочитать или прослушать стихотворение. 2. Сделать модель обложки. 3.Поработать над содержанием 4. Подготовить выразительное чтение. 5. Оценить свою работу на уроке
- Определили тему, поставили цели и запланировали. | Выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Строят речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого фронтально. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответа учащихся
Самоконтроль | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.Дополнять, уточнять высказанные мнения
Составление плана и последовательности действий |
4. Работа над содержанием текста. |
1.Организует работу по первичному ознакомлению с текстом. - Какова наша первая цель? - Прослушайте текст в исполнении наших учащихся. (Заранее подготовленные) Ангелика. 2.Организует беседу по содержанию. Какие предположения оказались верными? Почему это сказка. Докажите. Понравилось ли вам произведение? Чем? Оно грустное или весёлое? От чьего лица ведется рассказ? Кто главный герой? Понравился он вам?
3. Какой следующий пункт плана наших действий? Я предлагаю вам поработать в группах (повторение правил работы в группах) - Давайте проверим, что у вас получилось? Вывод.( это авторская сказка)
- Сравните модель обложки с той, с которой мы работали в начале урока. |
- Познакомиться с текстом. Прослушивание стихотворения. Чтение подготовленных учащихся. (средний уровень)
Ответы детей.
Составить модель обложки
Работа в группах Выступление представителей каждой группы с доказательством (называние признаков жанра, определение темы, автора, заголовка) Вывод: чтение правильной модели обложки | Выделять существенную информацию из текста. Строят речевое высказывание в устной форме.
Выделять информацию, представить в знаковой форме. Представление информации. Анализ, сравнение. | Весь класс слушает текст стихотворения.
Участвуют в обсуждении содержания текста.
Работают в группе.
| Понимать на слух текст стихотворения
Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение. Уметь использовать речь
Умение сотрудничать, договариваться , выполнять различные роли в группе. |
В ходе заслушивания ответов осуществлять самоконтроль понимания текста сихотворения.
Контролирует правильность проведенной работы. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль.
Осуществлять самоконтроль.
Планировать свои действия в работе
|
5. Повторное чтение и анализ произведения. |
1.Организует повторное чтение. - Какой следующий пункт плана?
2.Организация физминутки. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела! 3. Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали? (пометить на доске) - Какая 2 цель?
Работая над содержанием сказки, не забывайте про поставленный перед вами проблемный вопрос. - Какие непонятные слова встретились вам в этой сказке? Лилипут, вперегонки, дерзкий, съёжился. - Кто может объяснить значения этих слов? - А если мы не знаем значение слова, как нам поступить? 4. Организует обсуждение содержания произведения. - Придумайте свои вопросы по содержанию стихотворения. - вопросы должны быть четкие, а ответы – полными. Внимательно слушаем. - Опишите маленького человечка. - Перечитайте эпизод сражения Бибигона с индюком. Прислушайтесь к ритму стихотворения. Помогает ли он нам представить бесстрашного Бибигона? Если бы вы превратились в маленького человечка , смогли бы преодолеть трудности в которые попадает Бибигон? Какое отношение было сперва у автора к Бибигону? Почему он начал любить его? Ответили ли мы на главный вопрос? -Как вы думаете, почему Чуковский написал эту сказку? О чем она заставила задуматься? - Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали? (пометить на доске)
| - Перечитать сказку. Самостоятельное чтение .
Ответы детей. Познакомились со сказкой - Узнать что – то новое
Высказывание детей. Работают с толковым словарем.
Участвуют в беседе по сюжету стихотворения.
-да - Она смешная. Оказывается ,что есть маленькие люди и им бывает трудно. Всем надо быть внимательным друг к другу, надо помогать. Надо полюбить как автор. - Узнали много нового |
Поиск информации.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Читают про себя.
Участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения фронтально |
Понимать на слух ответы других. Уметь формулировать собственное мнение.
| Самоконтроль.
В ходе заслушивания ответов – самоконтроль понимания текста. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. |
6.Формирование первичных умений на основе самоконтроля |
Какова наша последняя цель?
- Что значит прочитать выразительно? - Найдите из текста, где надо читать жалобно и с лаской. - Где строки, показывающие гордость за Бибигона. - Тревогу. - С какой интонацией надо прочитать слова индюка? Начинаем подготовку. Выразительное чтение. Прогнозирование своего чтения на листах самооценки. Какие критерии выберем для самооценки? Чтение текста по цепочке.. - Встаньте те, у кого совпали? - Встаньте те, у кого выше? - Встаньте те, у кого ниже? Какую важную работу мы с вами проделали? (пометка на доске) | - Научиться читать выразительно - Работа с алгоритмом Участвуют в беседе по обсуждению. Находят необходимую информацию из текста -
Выразительность, соблюдение интонации, правильное ударение.
- Учились читать выразительно по ролям | Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
| Строить монологическое высказывание. | Оценка правильности ответов | Осуществлять взаимоконтроль, самооценку. |
7. Итог урока. |
1.Оценивает результаты. выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. - Закончите предложения . Сегодня на уроке мы познакомились…. Узнали… Научились… Мне понравилось… У меня получилось… Ответили ли мы на самый главный вопрос? Оцените свою работу на листах самооценки. Скажем Чуковскому спасибо за замечательное произведение! А вам всем спасибо за урок!
| Участвуют в в беседе по обсуждению итогов. | Обосновывать свое мнение. |
| Рефлекция своих действий. Понимать на слух ответы других. | Самооценка на основе критерия успешности. | Осуществлять самооценку. |
8.Домашнее задание. |
Домашнее задание А вы знаете что будет дальше? Какие еще приключения ждут Бибигона? Что надо сделать, чтобы узнать? Режиссеры- запишите на диктофон.
| Найти и прочитать книгу «Приключения Бибигона» |
|
|
|
|
|
Приложение 1.
1. Послушайте его голос.
- По вашему мнению он какой? (добрый взгляд, мягкий голос, искренняя улыбка)
Он предлагает нам полистать его книги, написанные для вас, детей. Первая книга К.Чуковского называется «От двух до пяти».
Корней Иванович Чуковский (псевдоним) родился 31 марта 1882 года. Что такое псевдоним? (работа с толковым словарем). Запишите это слово. Настоящая фамилия его – Корнейчуков Николай Васильевич. Родился в Петербурге.
- Его детство прошло в Одессе. Он очень много занимался, сам себя учил разным наукам, самостоятельно изучал английский язык.
- В 24 года он уже начал печатать статьи.
- У К.И.Чуковского 2 детей: сын Николай и дочь Лидия. Оба они писатели.
- А как вы думаете для кого же он сперва сочинил сказки? ( да, для своих детей). Первой сказкой была сказка «Цыпленок».
Детским поэтом и сказочником он стал совершенно случайно, заболел его сынишка. К.Чуковский вез сынишку в ночном поезде. Мальчик все время плакал и капризничал. И чтобы его успокоить он стал рассказывать сказку.
Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
И его сын перестал плакать и стал слушать. А утром он снова попросил рассказать эту сказку.
Потом появились другие знаменитые сказки «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха –Цохотуха», «Федорино горе», «Телефон».С этими сказками выросли не только вы, но и ваши бабушки , мамы, папы, в т.ч. и я.
- Однажды когда он сидел и работал в своем кабинете, он услышал как плачет его дочка. Она громко плакала, не хотела мыться в ванной. Тогда К.Чуковский взял её на руки и совершенно неожиданно сказал дочке.
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам – стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок..!»
Узнали, какая сказка родилась ? «Мойдодыр»
.
Приложение 2.
Лист самооценки _________________
Понял (а) значение словарных слов |
|
Сделал(а) описание главного героя |
|
Прочитал(а) выразительно |
|
Понял(а) тему и мысль текста |
|
Составлял(а) вопросы |
|
Работа в группе: - активно - не активно |
|
Оценка за урок |
|