Открытый урок по литературному чтению "В.В. Бианки "СОВА"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема: «В. В. Бианки. «Сова»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым материалом – произведением В. В. Бианки «Сова», с творчеством В. В. Бианки;
Воспитательные:
•воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, чувство ответственности за «братьев наших меньших».
- содействовать формированию причинно-следственных связей между явлениями;
- содействовать эстетическому воспитанию учащихся;
- обеспечивать профилактику физической утомляемости учащихся.
Развивающие:
- развивать навыки выразительного, беглого чтения;
- продолжить формирование навыков работы с книгой.
- развивать умение выделять главное, существенное в излагаемом материале, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
- развивать умение анализировать поступки литературных героев;
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности на уроке, используя для этого проблемные ситуации;
- развивать эмоции учащихся, создавая на уроках ситуации удивления, радости, занимательности; использование ярких иллюстраций. Воздействие на чувства учеников;
- развивать познавательный интерес учащихся, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающем мире;
- обогащать словарный запас учащихся.
• показать взаимосвязь живой и неживой природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.v.bianki_sova.docx | 250.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Тема: «В. В. Бианки. «Сова»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым материалом – произведением В. В. Бианки «Сова», с творчеством В. В. Бианки;
Воспитательные:
• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, чувство ответственности за «братьев наших меньших».
- содействовать формированию причинно-следственных связей между явлениями;
- содействовать эстетическому воспитанию учащихся;
- обеспечивать профилактику физической утомляемости учащихся.
Развивающие:
- развивать навыки выразительного, беглого чтения;
- продолжить формирование навыков работы с книгой.
- развивать умение выделять главное, существенное в излагаемом материале, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
- развивать умение анализировать поступки литературных героев;
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности на уроке, используя для этого проблемные ситуации;
- развивать эмоции учащихся, создавая на уроках ситуации удивления, радости, занимательности; использование ярких иллюстраций. Воздействие на чувства учеников;
- развивать познавательный интерес учащихся, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающем мире;
- обогащать словарный запас учащихся.
• показать взаимосвязь живой и неживой природы
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедиа-проектор, экран;
- выставка книг В.Бианки;
- презентация;
- карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
Ход урока:
1 СЛАЙД
- Организационный момент. Создание психологической обстановки.
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
- Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.)
Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Работать мы будем дружно. Девизом нашего урока будут следующие слова (прочитайте про себя, запись на доске)
УПУСТИШЬ МИНУТУ – ПОТЕРЯЕШЬ ЧАС ( А теперь все дружно хором читаем)
Я желаю, ребята, вам сегодня на уроке не упустить ни одной минуты, чтобы каждая минута на уроке была для вас полезной.
Сегодня предлагаю отправиться за новыми открытиями. Вы готовы?
И, как всегда, начинаем урок с речевой разминки.
2. Речевая разминка.
-Для чего проводим? (Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)
Работа со скороговоркой.
Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее.
Читаем быстро.
2 СЛАЙД Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.
- О ком говорится в скороговорке?
3. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним название раздела, над которым мы работаем: («О братьях наших меньших»).
- С какими друзьями мы уже встречались на страницах учебника? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь).
4. Проверка домашнего задания.
С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (Бианки)
- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?
3 СЛАЙД
1894 год, Петербург, семья ученого, Петербургский университет, путешествовал, произведения о природе, герои – птицы, животные, растения, бережно любить.
-Используя эти слова, расскажите биографию автора. (Портрет писателя на доске)
Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее).
- Оцените рассказ.
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
4 СЛАЙД
Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».
-Объясните, почему автор дал своему рассказу такое название.
5 СЛАЙД
- Что объединяет все произведения В.В.Бианки?
Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал В.В.Бианки в следующем своем произведении.
5. Постановка учебной задачи.
- Какое же животное сегодня нас встречает?
Днем слепа, ночью зряча,
мышей ловит, а не кот.( Сова).
6 СЛАЙД
- Что знаете о сове?
(Сова – ночная хищная птица. Живёт чаще в смешанных и хвойных лесах. Днём спит, охотится ночами, преимущественно, на мышей,лягушек, насекомых. Гнездится в брошенных гнёздах других птиц, например ворон.)
- Что помогает им охотиться?
а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.
- Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?
7 СЛАЙД
6. Подготовка к восприятию нового материала.
Перед тем, как приступить к чтению произведения, давайте потренируемся в чтении труднопроизносимых слов, которые нам встретятся в произведении. (Читаем по слогам потом целыми словами. Читаем хором)
8 СЛАЙД
- от-ча-ян-ная – отчаянная;
- хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
- сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
- рас-сер-ди-лась – рассердилась;
- пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
- за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
- стар – старик – стариковом.
9 СЛАЙД
7. Первичное чтение текста.( Текст читают подготовленные ученики).
10, 11, 12, 13, 14, 15 СЛАЙДЫ
- Понравилось вам произведение?
- С каким настроением вы его слушали?
- Назовите главных героев.
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
- Можно ли ему дать другое название? Какое?
-Ребята, скажите, это рассказ или сказка?
- Почему это сказка? ( Потому что животные разговаривают, как называется этот приём (олицетворение, когда автор животных наделяет человеческими качествами, даром речи, способностью мыслить и чувствовать).
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки.
- А какая это сказка? (Литературная, авторская).
А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
16 СЛАЙД
8. Физкультурная минутка «Сова».
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
9. Работа с текстом во время повторного чтения.
- А теперь, ребят, мы с вами будем читать сказку, и для более осознанного чтения текста мы будем делать остановки и отвечать на вопросы. Откройте учебник на стр.146
Чтение 1 части.
- Как обратилась Сова к старику? (друг)
- А что Старик ответил ей? (прочитайте)
- Почему Старик не считал Сову своим другом?
- Что значит "утекай пока цела"
Чтение 2 части.
- Что стали делать мыши?
- Почему шмели нужны лугу?
- Что произошло с клевером на лугу?
- Кому был необходим клевер? Почему?
- Что произошло с коровой?
- Что же пришлось сделать старику?
Чтение 3 части(самостоятельно)
- Простила старика сова?
- Как всё восстановилось в природе?
10. Работа над усвоением смысла прочитанного
-Какая связь между совой и чаем старика?
-Закончи предложение.
17 СЛАЙД-
-Старик обидел … .
-Сова перестала ловить… .
-Мыши начали разорять гнезда у …. .
-Шмели перестали опылять … .
-Без клевера похудела … .
-Корова стала мало давать... .
-Нечем стало забеливать чай … .
Получился круг.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)
- На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
Попробуем восстановить эту цепочку(дети работают в парах). Перед вами картинки. Составьте правильную цепочку( дети объясняют).
18 СЛАЙД(проверка).
Обобщение учителя. Все в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.
19 СЛАЙД
16. Подведение итогов урока.
- Над каким произведением работали?
- Какого жанра?
- Какова главная мысль сказки?
- А как вы, дети, можете помочь природе?
17. Домашнее задание.
Выберите себе домашнее задание:
- Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
- Чтение по ролям.
- Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.
18. Рефлексия.
Закончите предложения:
- «Что нового узнали на урок?»
- «За что бы вы похвалили себя?»
- «Что у вас особенно получилось?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"
Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....
Открытый урок по литературному чтению - С.Маршак "Урок родного языка"
Знакомство с произведением С. Маршака, с творчеством поэта, развитие умения выразительно читать. Развитие памяти, мышления, восп...
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....