Конспект урока по литературному чтению 4 класс (1-4).
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Чемодурова Лариса Ивановна

Конспект урока по литературному чтению 4 класс (1-4).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_po_chteniyu.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературному чтению

          4 класс (1-4)

Тема: Образы зимы и весны в стихотворении А.Майкова  « Весна»

Цели: знакомство учащихся со стихотворением А.Майкова  « Весна»;

обучение выразительному чтению и анализу литературных произведений.

Задачи: 

  • Продолжить знакомство с творчеством русских писателей;
  • Расширять кругозор детей;
  • Развивать речь детей, учить чувствовать красоту русского языка, раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы;
  • Учить наблюдать за изменениями в природе;
  • Воспитывать любовь к русской природе;
  • Формировать навык работы над поэтическим произведением;
  • Развивать образное мышление.

Оборудование:

  • Выставка творческих работ учащихся
  • Мультимедийный проектор. Слайды с изображением русской природы;
  • Запись произведений А.Вивальди «Времена года» и романса С.Рахманинова «Весенние воды»
  • Видеофильм «Весенний вальс» (музыка Ф.Шопена)

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Внимательно слушай - и всё услышишь.
  • Внимательно смотри - и всё увидишь.
  • Думай - и всё поймёшь.
  1. Подготовка к первичному восприятию.

А) Чтение наизусть отрывков из стихов 2 учащимися:

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить?

                       Может быть, из вас кто слышал,

                       Как листок из почки вышел,

                      И услышать не могли вы,

                      Как зеленые травинки,

                      Сняв зеленые ботинки,

                      Тихо вышли из земли.

                       И подснежник тихо вышел.

                       И повсюду тишина.

                       Это значит, это значит:

                       Тише всех пришла... (Весна).

Б) Прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»

 Сразу начинает звучать музыка

( прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»).

  • Что вы услышали в музыке?
  • Что почувствовали?
  • Что представили?

 Это пьеса «Весна. Март.» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди.

  • Теперь, когда мы выяснили название этого произведения, подтвердились ваши предположения?

-Что за чудеса происходят  в природе, когда зима сменяется весной? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы).

В) – На прошлом уроке мы перенеслись с вами в тёплое, цветущее, благоухающее, очень радостное время года - весну, познакомились с новыми стихами, и дома вы должны были прочитать рекомендованные вам лирические стихи поэтов 19 века, причем о разных временах года. Сейчас вы поработаете в парах, вам предстоит угадать некоторые слова в стихотворных отрывках, имя автора, или даже продолжить стихотворение.

  Есть в осени первоначальной

  Короткая, но дивная пора -

  Весь день стоит как бы хрустальный

  И лучезарны вечера…  (Ф. Тютчев)

                     Поспевает брусника,

                     Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.   (К. Бальмонт)

 Осень наступила,                                          

 Высохли цветы,        

 И глядят уныло        

 Голые кусты.                                                           Вянет и желтеет        

Травка на лугах.        

Только зеленеет

Озимь на полях.    ( А. Плещеев)

                              Ласточки пропали,

                              А вчера зарёй

                              Всё грачи летали

                              Да как сеть мелькали

                              Вон над той горой. ( А. Фет)

                                               

…Вот сечер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима. (А.С.Пушкин)

                      Мороз и солнце! День чудесный! (А.С.Пушкин)

                                Уж тает снег, бегут ручьи,
                                В окно повеяло весною…
                                Засвищут скоро соловьи,
                                И лес оденется листвою…  (А.Плещеев)

Зима недаром злится,
Прошла её пора_
Весна в окно стучится
И гонит со двора…(Ф. Тютчев)

                                 Белая берёза под моим окном

                                 Принакрылась снегом, словно серебром.

                                 На пушистых ветках снежною каймой

                                 Распустились кисти белой бахромой.

                                 И стоит береза в сонной тишине,

                                 И горят снежинки в золотом огне,

                                 А заря, лениво обходя кругом,

                                 Обсыпает ветки новым серебром.   (С.Есенин)

По мере отгадывания появляются на слайдах портреты с фамилиями поэтов.

Г)    - А с какими стихами мы познакомились на прошлом уроке?

       - Вы дома рисовали иллюстрации к различным отрывкам из этих стихов и делали подписи к своим рисункам. Сейчас кто-то из вас будет показывать их, а мы все вместе будем отгадывать, каким строкам, строфам могут соответствовать иллюстрации.

3. Первичное восприятие.

  • Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта 19 века, тоже наблюдавшего это явление. Его фамилия начинается с названия последнего весеннего месяца…

- Лирические стихи отражают не событие, а… душевное переживание поэта, его настроение. С какой целью написаны все эти стихотворения?

(• Чтобы сообщить...

• Чтобы передать своё настроение, отношение к родной природе.

• Привлечь внимание к красоте природы.

• Взаимное сопереживание.)

(Я предложила самостоятельное ознакомление детей с текстом, чтобы не навязывать своё отношение к прочитанному, которое неизбежно проявится в интонации. Но можно было и прочитать стихотворение учителю)

Дети читают текст самостоятельно.

- Понравилось?

- Какую картину себе представили?

 4. Анализ текста.

- Чем необычно это стихотворение?

- На что оно похоже? (На сказку, игру, спор…)

- Сколько в нём героев?

- Стихотворение напоминает игру, близкую к веснянке-закличке. А вы знаете, раньше во многих деревнях девушки и дети «кликали Весну». Они собирались на пригорках и выкрикивали веснянки.

Русский народ очень любил эти песенки-заклички. И поэт использует здесь черты народного творчества. Давайте послушаем две такие веснянки.

Дети читают заклички.

Приди к нам весна

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою!

Со цветами лазоревыми,

С травушкой - муравушкой.


                                Гори,
                                солнце, ярче,
                                Лето
                                будет  жарче,
                                А зима теплее,
                                А весна милее!

- Где в стихотворении черты песни-заклички?

- В своем стихотворении поэт использует прием контраста. Что такое контраст?

 Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем   контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)

- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения. Чего достаточно весне, чтобы сразить Зиму? (улыбнуться)

- Что значит «улыбнулась»?

- Так и в жизни – улыбка, зачастую, оказывается намного действеннее угроз, силы.

- Найдите строки о Зиме. (Какая Зима? (Седая, старая , тщедушная, т.е.слабая))

- Что значит «тщедушная», «саван»?

- Как вы понимаете строки: « Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, кусты?» Что представили?

- Как называет автор Весну? (красавица, царица цветов)

- На чём она приближается? Какая это колесница? Почему она золотая? (озарена солнцем)

- Как быстро она едет? Почему именно такое слово употребил Майков?

- Только ли зрительно рисует поэт весну  и всё, что с ней связано? (есть ещё звуки, запахи) Найдите  слова, словосочетания, которые передают это.

- Что значит «с целой армией», «благовонный».

- Прочитайте последние две строчки стихотворения. Почему «победным флагом»?

- Какой бы вы нарисовали Зиму? Весну?

-Я хочу вас познакомить со стихотворением Ф.Тютчева, которое тоже построено на контрасте. Поэт радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.

На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:

Зима:

  • злится;
  • хлопочет;
  • ворчит;
  • ведьма;
  • злая;
  • взбесилась;
  • пустила

 

Весна:

  • хохочет;
  • гонит;
  • шумит;
  • дитя;
  • прекрасное;
  • горя мало
  • умылася, румяней стала

5.  Подготовка к выразительному чтению.

  • Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему? (Зима - с угрозой, напористо; Весна – хвастливо, с радостью, уверенно,  с восхищением)
  • Попробуйте передать отношения Зимы и Весны, их характеры.
  •  Чтение вполголоса

Чтение друг другу (в парах)

  • Кто хочет прочитать вслух?

6. Творческое задание. Составление диафильма.

        Дети рисуют построфно словесно, учитель демонстрирует подходящий слайд.

7.  Романс  С.Рахманинова на стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».

- В 19 веке появилось очень много романсов. На уроках музыки мы с вами тоже будем петь романсы. Романс – это вокальное музыкальное произведение, написанное на небольшое лирическое стихотворение. Мы сегодня обращались к произведению Ф.Тютчева, на следующем уроке познакомимся  с новым для нас стихотворением, а сейчас послушаем романс С.Рахманинова «Весенние воды». Многие известные певцы исполняли этот романс, а я предлагаю вам послушать его в исполнении хора учащихся ДМШ №1 г.Казани.

Слайд с напечатанным стихотворением.

8. Домашнее задание.

Самостоятельное чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело…» по схеме (даётся распечатанной на листке каждому ученику). Подумать,  с каким стихотворением оно может перекликаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...