Конспект урока по чтению по теме: И.А. Крылов басня "Стрекоза и муравей" (для коррекционной школы 8 вида)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения в 4 «а» классе
Тема урока: И. А. Крылов басня “Стрекоза и муравей”.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: Познакомить с новым жанром литературы – басней, учить видеть и понимать смысл басни «Стрекоза и муравей».
Задачи
Обучающие: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, учить анализировать и делать выводы.
Развивающие: развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;
Воспитывающие: воспитывать нравственные качества личности на примере героев, воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью.
Коррекционные: работать над коррекцией произношения, мышления на основе способности к установлению причинно-следственных связей, вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, воображения, образного восприятия.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и муравей, учиться анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера В. Гафта, мультимедийный проектор, презентация к уроку, шапочки (стрекозы, муравья, автора), карточки «Характер героев», изображения насекомых, слова для словарной работы, карточки для выразительного чтения, пиктограмма, цветные карандаши.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Закрепление знаний полученных по предмету «Мир природы» 3. Ориентация во времени. | - На каком уроке мы продолжаем учиться? - Сядет тот ученик, который назовёт насекомого. Повторений не должно быть. - Дежурный напомните число, месяц, день недели, год. | Прозвенел для нас звонок - Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться. Мы продолжаем учится на уроке чтения. Учащиеся называют насекомых. |
II. Сообщение темы урока Сообщение цели урока | - Какие жанры литературы вы знаете? - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром литературы. - Отгадав пиктограмму вы узнаете, как он называется. (Висят рисунки: бочка, аист, слон, ножницы, я.) -Так, как, называется новый жанр литературы, с которым мы познакомимся? - А как называется басня вы узнаете, отгадав загадки. Подскажу, слово отгадки – названия насекомых. Две горошины – глаза, Ножки – грабелькой, Хвостик – сабелькой, Крылья – бантиком. (Стрекоза) В лесу у пня беготня, суетня, Народ рабочий весь день хлопочет, Себе дом строит. (Муравьи) (На доску вывешивается иллюстрация муравья и стрекозы.) Мы будем работать над басней «Стрекоза и муравей». - Как вы думаете какая цель нашего урока? Да, я согласна. А ещё будем учиться правильно отвечать на вопросы, полным ответом, слушать, делать выводы. | Сказка, рассказ, стихотворение, скороговорки, потешки, поговорки, пословицы. Новый жанр литературы называется басня. Стрекоза Муравей Я думаю, цель нашего урока познакомиться с басней «Стрекоза и муравей» и научиться ее выразительно читать. |
III Сообщение новых знаний | - Давайте узнаем, что такое басня. Прочитайте определение шёпотом. Прочитайте хором. Слайд № 1 Что такое басня? Басня – это короткий рассказ в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки: жадность, хитрость, глупость, лень, ложь. -Кто же герои басни? Слайд № 2 Герои басни: звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди. - В басне есть мораль. Что же такое мораль? Слайд № 3 Мораль – это поучительный вывод. - Писателя пишущего басни называют –баснописец. Слайд № 4 Баснописец - Басню которую мы будем читать написал русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Слайд № 5 Фотография писателя - Иван Андреевич Крылов написал много басен. С его творчеством вы познакомитесь на библиотечном часе. А на перемене сможете ознакомиться со сборником басен автора. | Учащиеся читают слайды |
Первичное восприятие нового материала | - Сейчас вы услышите басню «Стрекоза и Муравей» в исполнении артиста Валентина Гафта. Слушать нужно внимательно, чтобы затем ответить на такие вопросы: (в какое время года происходит действие, кто герои басни, что происходило). | |
VI. Анализ басни |
| Действие происходит осенью. В ноябре. Потому что, в ноябре становится холодно и выпадает первый снег. Последний месяц осени – ноябрь. Главные герои басни стрекоза и муравей. - Стрекоза пришла к муравью. - Приютить. - Отказал. |
Выяснение образа жизни стрекозы и муравья в природе. | - Кто видел стрекозу и муравья в природе? - Чем занимается стрекоза летом? - Чем занимается муравей? - Ребята, муравейники надо беречь и охранять.
| Летает. Порхает. Строит муравейник. Муравей – санитар леса. Муравейники надо беречь. Муравьи – наши друзья. |
Физминутка (звучит классическая музыка) | - Давайте отдохнем и представим себя насекомыми. Условимся: если вы видите стрекозу – машите руками в вверх и поднимаетесь на носочки; если видите муравья – приседаете и вытягиваете руки вперёд, хватаете воображаемую веточку и вставая тяните её на вершину муравейника; если видите красный прямоугольник выполняете наклоны вправо, влево, с поворотом головы. | |
Чтение басни учащимися по частям и разбор каждой части. | - Откройте учебники на странице 78. - Сейчас мы будем читать басню по частям и разбирать содержание по моим вопросам. Первой каждую часть буду читать я, затем кто-то из учеников. (По ходу работы над текстом на доску вывешиваются выражения, которые требуют пояснения. В помощь детям предлагаются объяснения, которые они самостоятельно подбирают). 1 часть. (4 строки) - Что делала стрекоза летом? - Готовилась ли она к зиме? - Как понимаете выражение «Оглянуться не успела»? - Как понимаете выражение «Зима катит в глаза»? 2 часть. (4 строки) - Как изменилось поле осенью? - Как понять выражение «Помертвело чисто поле»? (картинка) - Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом. - Как понять выражение «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? 3 часть. (5 строк) - Почему не поет Стрекоза? 4 часть. (5 строк) - Как понять выражение «злой тоской удручена»? - О чем просит стрекоза Муравья? -До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить её? - Как называет стрекоза муравья? Так обращаются к мужчине, а к женщине - кумушка. 5 часть. (7 строк) - О чём спросил муравей стрекозу? - Что ответила стрекоза? - Как понимаете выражение «В мягких муравах»? - Как понимаете выражение «Голову вскружило»? 6 часть. (4 строки) - Что ответил стрекозе Муравей, прочитайте. - Что означают слова «Так, поди же, попляши»? | Дети объясняют значения слов, опираясь на имеющийся жизненный опыт и полученные ранее знания. Летом стрекоза пела, развлекалась. Нет Быстро прошло. Неожиданно наступила зима. Осенью поле помертвело. В поле стало тихо, потому что завяли травы, насекомые попрятались. Летом было тепло как дома и еда была (роса, мошки, комары). Потому что у неё нет сил, ей холодно и голодно. Огорчена, печальна. Она просит приютить и накормить её. До весны. Кум. Муравей спросил стрекозу работала ли она летом? Стрекоза ответила, что ей было некогда работать. В мягкой траве. Забыла обо всем. Эти слова обозначают отказ. Муравей отказал стрекозе. |
Работа над моралью басни. | - Бывает ли так у людей? - Ребята, автор через образы животных показывает нам человеческие недостатки. - О каком недостатке рассказал Иван Андреевич Крылов в басне «Стрекоза и муравей». - Да, автор осуждает лень. - Баснописец призывает людей бороться с недостатками и пороками (ленью, беспечностью), которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат нас жить по справедливости. - Вывод в басне называется моралью, в ней содержится урок людям. - Прочитайте мораль басни. (Вывешивается на доску.) - Так чему же учит нас басня «Стрекоза и муравей»? | Да - О лени. Учит быть трудолюбивыми, предусмотрительными, серьёзными. |
Закрепление понятия басня. | Закрепим, что же такое басня. (Прочитывается и вывешивается термин басня) | Учащиеся читают и запоминают. |
Работа над выразительным чтением. | 1. Повторение с учащимися, о соблюдении знаков препинания в устной речи. (памятка на доске). 2. Учащиеся знакомятся с текстом, где цветом показаны роли. 3. Обсуждается интонация героев. Слова автора нужно читать - спокойно, выразительно. Слова стрекозы нужно читать - жалостливо, просяще. Слова муравья нужно читать – уверенно, поучительно. 4. Распределяются роли. (шапочки героев одеваются на голову) 5. Чтение учащимися. | |
Работа в парах. (работа с карточками) | - Вы сейчас будете работать в парах, вашей задачей будет: определить характер стрекозы и муравья. - Прочитайте. Посоветуйтесь. Найдите слова, которые характеризуют характер муравья и соедините со словом муравей красным карандашом. - Слова которые характеризуют стрекозу, соедините со словом стрекоза, синим карандашом. Муравей (трудолюбивый, серьёзный, справедливый, предусмотрительный) Стрекоза (ленивая, легкомысленная, беззаботная) - Как вы думаете, какая стрекоза по характеру? – А какой муравей? | Учащиеся работают на карточках. Зачитывают характерные черты героев. |
Подведение итогов урока | Чему учились на уроке? Что нового узнали? Сейчас мы поиграем в игру «Хорошая память» Крутим стрелочку. Берём вопрос. Отвечаем. - Как называется басня? - Как называют писателя, который пишет басни? - Назови главных героев басни «Стрекоза и муравей»? - Чему учит басня? - Назовите автора басни. | Мы учились выразительно читать по ролям, отвечать на вопросы. Мы узнали новый жанр литературы, басню. |
Оценивание. | - Оцените свою работу на уроке. Подведение итоговой оценки за урок по каждому ученику. Выставление оценок. | (Учащиеся берут магнитик условного цвета отметки и ставит в таблицу «Оценивания учеников») |
Домашнее задание | Дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение по ролям. | |
Рефлексия | Ребята, хотели бы вы ещё прочитать басни Ивана Андреевича Крылова, если да, то повести на наше плодотворное дерево цветок, если нет, то листик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов Стрекоза и муравей"
Урок изучения нового, совершенствование знаний и способов деятельности.Урок проведен в 3 классе с использованием приема моделирования,групповой и парной работы....
Конспект урока лиературного чтения по теме "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей". 2 класс.
Урок литературного чтения. 2 класс.Программа "Перспектива".Авторы учебника Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий....
Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко. " Яблоко" коррекционная школа
Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко "Яблоко" коррекционная школа...
Конспект урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов «Ворона и лисица»
Класс: 3 Тип урока: урок изучения нового материала Цель урока: познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»Задачи урокаОбучающие:-знать...
Конспект урока литературного чтения по теме Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Б. Шергина; понимания смысла пословиц.Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и творчество автора;Уметь выразител...
Конспект урока Литературное чтение по теме: "Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид..."" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать выв...
Конспект урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Квартет"
Данный урок разработан с использованием технологии продуктивного чтения....