Конспект урока Литературное чтение по теме: "Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид..."" (УМК "Школа России" , 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Зубарева Алена Евгеньевна

Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

Личностные:  воспитывать любовь и уважение к родной природе; утвердить значимость и ценность каждого слова; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Тип урока: изучение и первичное закрепление материала

Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс «Климова.Л.Ф;Голованова М.В»,тетради

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        30.04.2021                                                                                                        ФИО учителя: Мартынова Г.М

Школа: МОБУ СОШ №131                                                                                        ФИ студента: Зубарева А.Е

Класс: 3 «Б»                                                                                                                   ФИО методиста: Андреева Т.С

КОНСПЕКТ УРОКА Литературное чтение

                                        

Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»

Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Планируемые результаты

Предметные: 

Уметь: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

Личностные: воспитывать любовь и уважение к родной природе; утвердить значимость и ценность каждого слова; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Тип урока: изучение и первичное закрепление материала

Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс «Климова.Л.Ф;Голованова М.В»,тетради

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1мин

Добрый день, ребята! Приготовьтесь к уроку. Давайте вспомним!

Приветствуют учителя

Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место

II. Актуализация знаний и мотивация

4мин

Сравнение – сопоставление 2 или нескольких предметов или явлений на основе общего признака((лес – терем)

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов живыми качествами( идёт зима)

Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

Эпитет- образное определение предмета или явления в виде открытого сравнения ( добрый молодец, чистое поле)

Эпитет - художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Ещё встречаются и другие средства выразительности. Какие?

(ирония, фразеологические обороты, аллегория, каламбур, сарказм)

-как вы думаете, зачем мы это все вспоминаем?

Вспоминают и рассказывают

Отвечают на вопросы

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

III. Постановка учебной задачи

3мин

-мы будем читать стихотворение и анализировать его. Правильно!

И какая тема у нас? Откройте страницу 139.

-Молодцы!

Формулируют тему урока

Познавательные.

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и  неизвестно.

Личностные:

Проявлять

интерес к новому учебному материалу.

IV. Открытие нового знания

16мин

-Сначала немного узнаем об авторе.

- В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.

Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски.

Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.

В университете Тютчев поразил своего товарища, будущего известного историка М. П. Погодина, тем, что с ним «можно было говорить о чём угодно: о религии, о древней и новой европейской литературе, о философии, математике и даже медицине.

Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью  кандидата  словесных  наук.  На  семейном  совете  было  решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.

О  поэзии  всерьёз  никто  не  помышлял…  И  в  середине  1822  года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен.

Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом, а не чиновником.

Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию. Во многих аристократических домах его знают как умнейшего собеседника, но совсем не знают как поэта. Правда, сам Тютчев долго не придавал серьёзного значения своим стихам.

И вдруг… В 1850 году (Тютчеву уже 47 лет) молодой в то время поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привёл 24 старых стихотворения Тютчева.

Ещё через 4 года писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Тютчева и тоже написал о нём похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за 50! В XIX веке случай едва ли не  единственный.  «О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

-хорошо. Вы прослушали биографию Тютчева, чем он вам запомнился?

-Прослушайте стихотворение.(Читаю 2 раза)

-Прочитаете его самостоятельно вникая в слова.

-Выпишите слова которые вам не понятны.( Объясняю слова, которые они выписали)

-давайте еще раз прочитаем все вместе и расставим карандашом ударения и паузы.

Слушают

Отвечают на вопросы

Выписывают слова

Познавательные:

ориентация в

учебнике, чтение

учебных текстов. Их полноценное

понимание и

воспроизведение

V.Первичное закрепление во внешней речи

7мин

О чем это стихотворение?

-Какие приметы весны вы замечали в природе?

- Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).

- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

- Какие картины природы начала весны рисует поэт? с помощью чего?

- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

-Какой части речи здесь больше всего слов?

-Автор хотел показать движение!

- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны?

Отвечают на вопросы

Беседа

К: формулировка мысль, устного высказывания

Р: создавать ориентир действия, выдвигать критерии работы

Р: саморегуляция, волевое усилие к преодолению препятствий.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

7мин

Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон».

-  Подберите синонимы к слову «невольно». (Нечаянно, непроизвольно.)

-  Подберите антоним к слову «печален». (Весел.)

-  Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон, печальный вид.)

(Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника. Выразительное чтение стихотворения.)

Самостоятельно работают с заданием

Р: саморегуляция, волевое усилие к преодолению препятствий.

VII. Включение в систему знаний

4мин

-Найдите в тексте и выпишете:

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”.

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

Работа с текстом

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3мин

Вам понравился урок?

-Что вам запомнилось больше всего?

Молодцы!

Домашнее задание: выучить стихотворение.

Л: положительные эмоции от получения результата результатов своего труда, уважения работы других, самооценка, рефлексия

Л: самооценка

К: построение речевого высказывания, формулировка своего мнения

Р: самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов. Цветок на земле"

Ознакомительный урок по теме "А.П. Платонов. Цветок на земле". Соответствует требования ФГОС. Программа "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения «А.П. Платонов Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результаты:·...

Конспект урока литературного чтения "А, П, Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «А. П. Платонов «Цветок на земле» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А. Платонов. Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении А.Платонова «Цветок на земле»; формирование знаний о биографии А. Платонова. Планируемые результаты Предметные: -знать пр...

Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов “Цветок на земле” 1 час (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать биографию ...

Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов “Цветок на земле” 2 час (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:  понимание учащимися идеи произведения «Цветок на земле»А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование навы...

Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов “Цветок на земле” 3 час (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:  понимание учащимися идеи произведения «Цветок на земле»А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование навы...