Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко. " Яблоко" коррекционная школа
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Шачнева Наталья Ивановна

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко "Яблоко" коррекционная школа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Кутузовская коррекционная общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Учитель начальных классов:

Шачнева Наталья Ивановна

Тема урока: В. Хомченко. «Яблоко».            Стр. 159

Цель: Раскрыть содержание произведения.

Задачи:

Образовательные.

1. Вырабатывать безошибочное, выразительное чтение.

2. Учить отвечать на вопросы полными фразами.

Коррекционно-развивающие.

1.  Корригировать и развивать  правильную связную устную речь через речевые упражнения, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас. 

2.  Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции,  оценивать поступки  в соответствии с определённой ситуацией.

Воспитательные.

1. Воспитывать общечеловеческие нормы поведения: чувства заботы о близких людях, доброты.

2. Воспитывать умение работать в коллективе, слушать учителя и друг друга.

Оборудование:

1. Чтение: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – СПб.: «Просвещение», 2014.

2. Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер,  цветные иллюстрации, карточки с заданиями.

3. Индивидуальные зеркала.

4. Яблоко, одноразовая тарелка, шпажки, нож.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Цель: организовать, настроить  детей на работу на уроке.

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- К какому уроку подготовились?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

2. Речевая разминка.

Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка.

Толстые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.)

Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

Утром проснулись – в улыбочку губы, (Снова широкая улыбка.)

Чистим мы свои верхние зубы (Широкий язык за верхними зубами.)

Вправо и влево, внутри и снаружи, (Соответствующие движения широким языком.)

С нижними зубками тоже мы дружим. (Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.)

Губы сожмем мы и рот прополощем (Поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух.)

И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы.)

Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней губе.)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. (Подуть на широкий язык.)

Блинчик жуём, завернём и прикусим (Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.  (Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.)

Чашки поставим, чтобы чаю налили, (Широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)

Вкусные был завтрак, мы губки оближем. (Кончик языка облизывает губы по кругу.)

Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд)

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд-назад) и на зигзаг её переключила (узкий язык двигается вправо-влево)

Дедушка сделал для внуков качели.  Все мы на них покачаться успели

(широкий язык ставится попеременно то за верхние то за нижние зубы)

После качелей мя в прятки играли. Прятались на чердаке и в подвале. (широкий язык убирается под верхнюю губу)

Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком)

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Скороговорка.

Цель: формирование правильной речи.

Ящерка на ялике 
Яблоки на ярмарку 
В ящике везла.

3. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить выполнение домашнего задания. (Слайд 2)

Чтение слов записанных разновеликим шрифтом

БабУшкА                           яЩиК

ВоРОбьИ                           нАшёЛ

СКлюёМ                           ПРияТЕль

пШеНо                              ЗёРныШкИ

ДРуЗья                               ОдиН

поСЫлкА                           поПОлАм

(Слайд 3)

- Из какого рассказа эти слова? (М. Пляцковского «Урок дружбы»)

- Как звали воробьёв?

- Что получил Чик от бабушки?

- Угостил Чик своего приятеля Чирика пшеном? Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

- Что нашёл Чирик?

- Как поступил Чирик? Как об этом сказано в тексте? Можно  ли Чирика назвать настоящим другом?

- Почему Чику стало стыдно? За какой урок он поблагодарил Чирика? Прочитай об этом в тексте.

4. Сообщение темы и цели урока.

Цель: сообщить тему урока, поставить цель перед обучающимися. (Слайд 4)

- Ребята, посмотрите на экран. Здесь ребус. В ребусе спрятано название рассказа, который мы будем сегодня читать. Попробуем разгадать ребус? ( Зашифрованное слово: яблоко)

- Молодцы ребята, справились с заданием! Сегодня на уроке мы будем  читать и разбирать рассказ «Яблоко», который написал белорусский писатель-фронтовик  Василий Фёдорович  Хомченко. (Вывешивается портрет ) (Слайд 5)

Работа с загадками.

(Учитель демонстрирует детям непрозрачный пакет, в котором лежит яблоко.)

- Ребята.  Я приготовила для вас подарок, он находится у меня в пакете. Попробуйте угадать, что это? (Слайд 6)

Душистые, румяные,
Есть сладкие, есть пряные,
Есть кислые, есть терпкие,
Есть мягкие, есть крепкие.
Есть свежие, сушеные,

И даже есть моченые. (яблоки)

- Верно, мой подарок – вот это замечательное яблоко. (Учитель достаёт из пакета яблоко и демонстрирует ребятам)

- Ребята, опишите, какое у меня яблоко? (Большое, румяное, сладкое, ароматное….)

- Послушайте стихотворение и скажите, чем полезны яблоки? (Слайд 7)

Мне сказали: 
«Яблоко – полезно,
Потому что много в нем железа!»
Ну, не знаю… 
Я три штуки съела –
Ничего внутри не загремело!
(Д. Сиротин)

- Правильно ребята, в яблоках много витаминов, минералов и железа, которое укрепляет наш организм, делает нас крепкими и сильными.

- А кто из вас отгадает следующую загадку? (Слайд 8)

Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.  (Яблоня)

- Ребята, кто из вас хочет съесть это яблоко?

- Желающих много, а яблоко всего лишь одно. Я не могу выбрать, кому из вас дать это яблоко. Я думаю, рассказ, который мы будем сегодня читать, поможет нам решить эту проблему.

5. Чтение рассказа учителем.

- Послушайте внимательно рассказ, а затем назовите его героев. (Слайд 9)

На доске вывешиваются ребусы:

мДаЕмДа

НмИиНшАа

6. Физкультминутка.

Цель: сохранение оздоровительного режима урока.

-Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

А куда ж они пропали?

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес, 

Не спалило их огнем, 

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали….

Дети яблоки сорвали!

7. Словарная работа.

БЛА-ГО-ДА-РИТЬ                ЛЮ-БОВЬ

БЛА-ГО-ДА-РИ-ЛА              ЛЮ-БО-ВА-ЛАСЬ

ПО-БЛА-ГО-ДА-РИ-ЛА      ПО-ЛЮ-БО-ВА-ЛАСЬ

8. Чтение рассказа детьми.

Цель: подготовить обучающихся к безошибочному выразительному чтению.

  • Чтение по цепочке.
  • Чтение буксиром.
  • Выборочное чтение.
  • Нахождение в тексте и зачитывание словарных слов.
  • Самостоятельное чтение сильных учащихся, индивидуальная работа со слабо читающими.

Восстановление цепочки событий по сюжету рассказа, опираясь на главных героев. 

 (Использование картинок с именами героев)

- К какому герою сначала попало яблоко? К кому потом?  И т.д.

Дедушка – внучка Нина – мама – сын Миша.

9.  Беседа по содержанию произведения. (Слайды 10-17)

- Куда ходил дедушка? (Слайд 10)

- Что купил дедушка на рынке? (Слайд 11)

- Найдите в тексте и прочитайте слова, которые сказал дед, когда яблоко попало к нему.

- Кому дедушка отдал яблоко?  Прочитайте слова внучки Нины. (Слайд 12)

- Кого угостила яблоком Нина? Зачитайте слова Нины. (Слайд 13)

- Кого угостила яблоком мама? Зачитайте слова мамы. (Слайд 14)

- Что сделал с яблоком Миша? (Слайд 15)

- На сколько частей разрезал яблоко Миша? (Слайд 16)

- Кого Миша угостил яблоком? Прочитайте слова Миши. (Слайд 17)

 - Какой красивый поступок совершил Миша. Он никого не забыл в своей семье и разделил яблоко на всех поровну.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-  Как называется рассказ, который мы читали?

- Назовите автора рассказа и покажите его портрет.(Из нескольких портретов дети должны выбрать портрет В. Хомченко.)

- О чём рассказ?

- Как же мы все сможем попробовать это замечательное яблоко? (Разрезать его на равные части)

- А теперь каждый из вас может попробовать это яблоко. ( Яблоко нарезается на равные части и раздаётся детям.) (Слайд 18)

Яблоко спелое,                                 Яблоко сладкое,
Яблоко хрусткое                             С кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,        Яблоко с другом своим разделю.

(Л. Турьева)

11. Домашнее задание. Выставление оценок.

Читать по ролям рассказ «Яблоко» В. Хомченко стр.159 – 160

Карточки для индивидуальной работы.

Дед был на рынке и купил себе ______.

Хотел съесть да раздумал.

- Занесу домой, детей угощу.

Дома _______ отдал яблоко внучке ________.

- Ой, какое Яблоко ________! – обрадовалась она.

- Мамочка, сказала ________.     Ты устала. Возьми, съешь ________.     Я угощаю тебя.

Мать поблагодарила __________, взяла ________, полюбовалась им.

Мать поблагодарила Нину, взяла ________, полюбовалась им.

- Я ________ угощу. Он у нас самый ___________, - сказала мать. И когда ________ вернулся из детского сада, отдала ________ ему.

Карточки для индивидуальной работы.

Дед был на рынке и купил себе ______.

Хотел съесть да раздумал.

- Занесу домой, детей угощу.

Дома _______ отдал яблоко внучке ________.

- Ой, какое Яблоко ________! – обрадовалась она.

- Мамочка, сказала ________.     Ты устала. Возьми, съешь ________.     Я угощаю тебя.

Мать поблагодарила __________, взяла ________, полюбовалась им.

Мать поблагодарила Нину, взяла ________, полюбовалась им.

- Я ________ угощу. Он у нас самый ___________, - сказала мать. И когда ________ вернулся из детского сада, отдала ________ ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Конспект урока по чтению и развитию речи "Мойдодыр" К.И. Чуковский" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи «Ласточки пропали», А. Фет" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Урок по чтению и развитию речи, 1 класс, в коррекционной школе VIII вида.

Урок по чтению и развитию речи, 1 класс, в коррекционной школе VIII вида...

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс

Конспект урока по   чтению и развитию речи  6 класс для учащихся коррекционной школы №8.  Урок сообщения новых знаний. ТЕМА: В.Бианки «Декабрь» ...

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)...