Урок литературного чтения УМК «Школа России» . Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Дамбаева Эльвира Дашицыреновна

Урок литературного чтения УМК «Школа России» . Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_prishvin_osennee_utro_.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения УМК «Школа России»  

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор,  презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.

Ход урока

I)Организационный момент

Прозвенел звонок   - начинается урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

2 слайд

II)Речевая разминка

- Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

III)Проверка домашнего задания

-Выразительное чтение « Ласточки пропали»

-Кто написал? (поэт – Афанасий Афанасьевич Фет)

3 слайд

IV)Постановка темы, целей урока

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется…. «Люблю природу русскую. Осень»

Отгадайте загадки:

Зажгла огней рябиновый костер.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.  (осень)

А что это за девица?

Зажгла огней рябиновый костер.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.    (осень .)

- Какой вы видите осень в этих загадках ?(золотая; серая, мокрая, дождливая)

- О чем пойдет речь на уроке? (осень)

- Какой раздел  мы с вами сейчас изучаем? « Люблю природу русскую. Осень.»

- А вы любите осень?

- Что же вам в ней нравится?

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)

- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом». Потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.

4 слайд

-ПРИМЕТА- А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

5 слайд

V)Работа над темой урока

- Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит.произведение)

-  А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» )  -  Какие краски использовали художники в своей работе?

6 слайд

VI)Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

Игра «Собери название»

- А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

ЕНЕСОНЕ РУОТ

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Кто из вас знает автора этого текста?

7 слайд

-  Рассказ о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

 8 слайд

Выставка книг М. Пришвина.

VII) Исследовательская групповая работа.

- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин. (писал о природе)

-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя –М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.  Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

9 слайд

VIII)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

9)Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям

Давайте откроем с вами учебник на странице 69 и прочитаем рассказ Михаила Пришвина «Осеннее утро»

- Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

- Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?

- К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

Анализ произведения

- Сколько раз встретилось слово «утро»?( 1 раз в названии)

- Как вы думаете, почему?

- Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

10 слайд

Выборочное чтение

- Что вы знаете о  «бабьем лете»?      ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)

- С чем автор сравнивает листья?( винтик, мотылек, парашютик)

Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).

- Какие птицы улетят последними? (грачи)

- Как вы понимаете последние слова «и все кончится»? ( придет зима)

11 слайд

Рефлексия                                                                                                                                             

- Чем понравился ли урок?

Какое у вас осталось настроение?                        

Выберите листок, чтобы оценить свою работу  на уроке

Красный   -Я – молодец!

Желтый  - Могу и лучше!

Зеленый - Надо постараться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "М.Пришвин "Моя родина"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК

Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Сергей Есенин «С Добрым утром!»

Урок литературного чтения в 4 классе Тема:  Сергей Есенин «С Добрым утром!»...

Урок литературного чтения УМК "Школа России" М.М. Пришвин "Осеннее утро"

Урок литературного чтения УМК "Школа России" Михаил Михайлович  Пришвин "Осеннее утро".Задачи:1) обучающая – познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Осеннее у...