Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_liter.cht_.docx | 20.93 КБ |
prezentatsiya_po_literaturnomu_chteniyu.pptx | 250.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока. | Образовательные, учебные задачи. | Методы, приёмы организации учебной деятельности. | |
начала урока. | Приветствие. Организация внимания. | ||
| Обеспечить мотивацию, подготовить восприятие обучающихся к изучению нового произведения. | Беседа по вопросам учителя. | Предлагаю отгадать загадки. Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (время) Мы ходим ночью , ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час. А вы , друзья, не бейте нас.(часы) -Как связаны между собой слова-отгадки? -Какие пословицы о времени знаете? (Делу- время, потехе -час,) -Названием нового раздела является пословица «Делу -время, потехе -час». -Как понимаете смысл этой пословицы? -Сегодня мы будем читать «Сказку о потерянном времени», которую написал Евгений Львович Шварц. -Предположите, что может произойти в сказке с таким названием? - Приступаем к чтению сказки. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с текстом сказки. |
| Развивать умение извлекать информацию из текста произведения и оформлять её в устном высказывании. Развитие критичности мышления. Развивать умение анализировать художественное произведение. | Чтение сказки учениками с остановками . Работа над содержанием сказки и выборочное чтение. | Чтение до 1 остановки. (А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? -спрашивает тётя Наташа.) -Почему тётя Наташа не узнала мальчика по голосу? - Предположите , что могло случиться с голосом Пети? (мог простыть, заболеть) -Запомните свои ответы.
Чтение до 2 остановки. (Крикнул он басом - Мама! – и выбежал прочь из школы.) - Сбылось ли наше предположение? Какое? - Почему же голос у Пети был хриплый? -Испугался ли Петя, увидев в зеркале худого бледного старика? -Из каких слов это видно? - Предположите, куда он мог побежать? - Запомните свои высказывания.
Чтение до 3 остановки. (Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят). -Совпали ваши высказывания с текстом сказки? Какие? -- Почему мама не помогла Пете? -Как вы думаете , куда мог отправиться Петя? -Запомните свои высказывания. Чтение до 4 остановки. (Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул). - Совпали ли ваши предположения со сказкой? Какие? - Предположите, что увидит Петя, когда проснется? Чтение до 5 остановки. ( замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что он услышал). - Совпали ли ваши предположения со сказкой? -Что удивило и напугало Петю в поведении этих ребят? - Как вы думаете , что мог услышать Петя? Чтение до 6 остановки. ( - Сейчас скажу, - ответил Сергей Владимирович). - Совпали ли ваши предположения с текстом сказки? Какие? - Предположите, как могут вернуть молодость герои сказки? - Запомните свои высказывания. Чтение до 7 остановки. ( И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.)
-Совпали ли ваши предположения со сказкой? Какие? - Прибежит Петя в город. Скажите, а как он узнает тех стариков- школьников, которые ему нужны?(поведение, внешний вид). Чтение до 8 остановки. (Чтобы не терять времени даром , сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.)
-Какие ваши предположения совпали с текстом сказки? -Ребята торопились, они очень хотели вернуть молодость. Предположите, что может произойти в доме волшебников? -Запомните свои высказывания. Чтение до конца. -Совпали ли ваши предположения ? Какие? -Понравилось ли вам произведение? -К какому литературному жанру оно относится ?(авторская литературная сказка) -Какой предмет в литературной сказке Шварца является волшебным?(часы-ходики) -Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое?
|
| Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени., анализу содержания. | Работа в парах. | -Предлагаю вам обсудить в паре и записать тонкие и толстые вопросы к сказке. -Все помнят, что значит «тонкие и толстые вопросы»? -Какие вопросы вы записали? Сначала прочитайте тонкие, затем толстые. -А теперь попробуйте ответить на мои вопросы? Посмотрим, кто из вас был самым внимательным? - В сказке встретились слова: Окладистая борода Керосиновая лампа Ситный -Объясните их значение. -Назовите главных героев сказки. -Какое несчастье их объединило?(состарились и не заметили как) - Почему волшебники превратили в старика именно этих ребят? - Что с этим временем сделали волшебники? - Почему злые волшебники уверены в том, что у них все получится, им никто не помешает? -Что могло бы произойти, если все жители города были как эти дети лодырями и прогульщиками?(остановилась бы жизнь) - Почему ребятам удалось вернуть себе молодость?(научились ценить время) -Какие качества человека помогают добиться успеха в учёбе и в жизни? Для ответа на вопрос можете воспользоваться данным перечнем. -Каких качеств вам недостаёт и вы хотели бы их развивать в себе? -В каких словах заключена идея сказки? Прочитайте их. -Как вы понимаете эту фразу? -Многие сказки кончаются такими словами «Сказка ложь- да в ней намёк! Добрым молодцам урок.» Какой урок даёт Шварц в своей сказке? -Кто из вас хоть раз мечтал стать взрослым? -Почему вас это привлекает? -А почему наши герои не захотели остаться взрослыми? -Если бы вам сейчас, после прочтения сказки предложили стать взрослыми, вы бы согласились?(всему своё время) |
| На выбор: 1.В жизни людей бывают ситуации , когда им приходится терять время .Если такая ситуация была в вашей жизни, то подготовьте о ней рассказ. 2.Прочитать сказку ,нарисовать потерянное время. |
Конспект урока по литературному чтению .
4 класс
Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».
Учитель: И.В.Нестерова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Делу - время, потехе - час.
Евгений Львович Шварц « Сказка о потерянном времени»
Ходики
Окладистая борода Керосиновая лампа Ситный Полы Трамвайная колбаса
лень рассеянность невнимательность усидчивость трудолюбие безответственность любознательность организованность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»
Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по ФГОС Тема урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России».Тип урока: урок общеметодологической направленности.Задачи урока: Образовательные:- формиров...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
I. Организационный момент. (Слайд 1)II. Знакомство с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.1. Подготовка восприятия обучающихся к изучению нового раздела.Учитель начинает урок с посл...
Конспект урока по литературному чтению Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
Познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, форми...
Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)
Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...
Конспект урока по литературному чтению Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"
УМК "Школа России", 4 класс...