Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_liter.cht_.docx20.93 КБ
Файл prezentatsiya_po_literaturnomu_chteniyu.pptx250.96 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Образовательные, учебные задачи.

Методы, приёмы организации учебной деятельности.

  1. Организация

начала урока.

Приветствие. Организация внимания.

  1.  Стадия вызова.

Обеспечить мотивацию,

подготовить восприятие обучающихся к изучению нового произведения.

Беседа по вопросам учителя.

Предлагаю отгадать загадки.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (время)

Мы ходим ночью , ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы , друзья, не бейте нас.(часы)

-Как  связаны между собой слова-отгадки?

-Какие пословицы о времени знаете?

(Делу- время, потехе -час,)

-Названием нового раздела является пословица «Делу -время, потехе -час».

-Как понимаете смысл этой пословицы?

-Сегодня мы будем читать «Сказку о потерянном времени», которую написал Евгений Львович Шварц.

-Предположите, что может произойти в сказке с таким названием?

- Приступаем к чтению сказки. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с текстом сказки.

  1. Стадия осмысления содержания полученной информации.

Развивать умение извлекать информацию из текста произведения и оформлять её в устном высказывании. Развитие критичности мышления. Развивать умение анализировать художественное произведение.

Чтение сказки учениками с остановками . Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.

               Чтение до 1 остановки.

(А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? -спрашивает тётя Наташа.)

-Почему тётя Наташа не узнала мальчика по голосу?

 -  Предположите  ,  что могло случиться с голосом Пети? (мог простыть, заболеть)

-Запомните свои ответы.

 

               Чтение до 2 остановки.

(Крикнул он басом

- Мама! – и выбежал прочь из школы.)

- Сбылось ли наше предположение? Какое?

- Почему же голос у Пети был хриплый?

-Испугался ли Петя, увидев в зеркале худого бледного старика?

-Из каких слов это видно?

- Предположите, куда он мог побежать?

- Запомните свои высказывания.

             

              Чтение до 3 остановки.

(Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят).

-Совпали ваши высказывания с текстом сказки? Какие?

-- Почему мама не помогла Пете?

-Как вы думаете , куда мог отправиться Петя?

-Запомните свои высказывания.

              Чтение до 4 остановки.

(Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул).

- Совпали ли ваши предположения со сказкой? Какие?

- Предположите, что увидит Петя, когда проснется?

                 Чтение до 5 остановки.

( замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что он услышал).

- Совпали ли ваши предположения со сказкой?

-Что удивило и напугало Петю в поведении этих ребят?

- Как вы думаете , что мог услышать Петя?

              Чтение до 6 остановки.

( - Сейчас скажу, - ответил Сергей Владимирович).

- Совпали ли ваши предположения с текстом сказки? Какие?

- Предположите, как могут вернуть молодость герои сказки?

- Запомните свои высказывания.

              Чтение до 7 остановки.

( И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.)

 

-Совпали ли ваши предположения со сказкой? Какие?

- Прибежит Петя в город. Скажите, а как он узнает тех стариков- школьников, которые ему нужны?(поведение, внешний вид).

                Чтение до 8 остановки.

(Чтобы не терять времени даром , сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.)

 

-Какие ваши предположения совпали с текстом сказки?

-Ребята торопились, они очень хотели вернуть молодость. Предположите, что может произойти в доме волшебников?

-Запомните свои высказывания.

                       Чтение до конца.

-Совпали ли ваши предположения ? Какие?

-Понравилось ли вам произведение?

-К какому литературному жанру оно  относится ?(авторская литературная сказка)

-Какой предмет в литературной сказке Шварца является волшебным?(часы-ходики)

-Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое?

 

  1. Стадия рефлексии.

Создать условия  для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени., анализу содержания.

Работа в парах.

-Предлагаю вам обсудить в паре и записать тонкие и толстые вопросы к сказке.

-Все помнят, что значит «тонкие и толстые вопросы»?

-Какие вопросы вы записали? Сначала прочитайте тонкие, затем толстые.

-А теперь попробуйте ответить на мои вопросы? Посмотрим, кто из вас был самым внимательным?

- В сказке встретились слова:

Окладистая борода

Керосиновая лампа

Ситный  

-Объясните их значение.

-Назовите главных героев сказки.

-Какое несчастье их объединило?(состарились и не заметили как)

- Почему волшебники  превратили в старика именно этих ребят?

- Что с этим временем сделали волшебники?

- Почему злые волшебники уверены в том, что у них все получится, им никто не помешает?

-Что могло бы произойти, если все жители города были как эти дети лодырями и прогульщиками?(остановилась бы жизнь)

- Почему ребятам удалось вернуть себе молодость?(научились ценить время)

-Какие качества человека помогают  добиться успеха в учёбе и в жизни? Для ответа на вопрос можете воспользоваться данным перечнем.

-Каких качеств вам недостаёт и вы хотели бы их развивать в себе?

-В каких словах заключена идея сказки? Прочитайте их.

-Как вы понимаете эту фразу?

 -Многие сказки кончаются такими словами «Сказка ложь- да в ней намёк! Добрым молодцам урок.» Какой урок даёт Шварц в своей сказке?

-Кто из вас хоть раз мечтал стать взрослым?

-Почему вас это привлекает?

-А почему наши герои не захотели остаться взрослыми?

-Если бы вам сейчас, после прочтения сказки предложили стать взрослыми, вы бы согласились?(всему своё время)

  1. Домашнее задание.

На выбор:

1.В жизни людей бывают ситуации , когда им приходится терять время .Если такая ситуация была в вашей жизни, то подготовьте о ней рассказ.

2.Прочитать сказку ,нарисовать потерянное время.

Конспект  урока по литературному чтению .

4 класс

Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».

        Учитель: И.В.Нестерова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Делу - время, потехе - час.

Слайд 3

Евгений Львович Шварц « Сказка о потерянном времени»

Слайд 4

Ходики

Слайд 5

Окладистая борода Керосиновая лампа Ситный Полы Трамвайная колбаса

Слайд 9

лень рассеянность невнимательность усидчивость трудолюбие безответственность любознательность организованность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»

Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по ФГОС Тема урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Урок  предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России».Тип урока: урок общеметодологической направленности.Задачи урока:     Образовательные:- формиров...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

I. Организационный момент. (Слайд 1)II. Знакомство с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.1. Подготовка восприятия обучающихся к  изучению нового раздела.Учитель начинает  урок с посл...

Конспект урока по литературному чтению Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, форми...

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...