Конспект урока по литературному чтению, 4 класс, УМК "Перспектива" "Притча о милосердном самарянине"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Хамитова Айгуль Рафаиловна

Тема: Притча «Милосердный самарянин»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Технология: РКМ

Цели:  познакомить с притчей «Милосердный самарянин»,  учить анализировать  характер и поступки  героев, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств, формировать понимание термина милосердие, развивать речь, мышление , коммуникативные навыки общения.

Планируемые результаты

Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,

Метапредметные:

 регулятивные: понимание учебной задачи урока стремиться  к ее выполнению; осуществление  самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;

коммуникативные: формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx220.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 11                                       Класс 4 Д                                 Дата: 26.09.18

Тема: Притча «Милосердный самарянин»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Технология: РКМ

Цели:  познакомить с притчей «Милосердный самарянин»,  учить анализировать  характер и поступки  героев, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств, формировать понимание термина милосердие, развивать речь, мышление , коммуникативные навыки общения.

Планируемые результаты

Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,

Метапредметные:

 регулятивные: понимание учебной задачи урока стремиться  к ее выполнению; осуществление  самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;

коммуникативные: формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, сосредоточьтесь и приступим к работе.

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая! 

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя?                                 В. Жуковский

http://900igr.net/up/datas/192338/002.jpg

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

(Вступительная беседа.)

— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?

— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?

На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:

9 мая – День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей..

1 октября - День пожилых людей..

3 декабря - Международный День инвалидов.

Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.

Выразите одним существительным  то, с чем ассоциируются эти дни.

Почему именно эти слова возникли?

Спасибо, вы назвали очень много добрых, хороших слов. Мы не один  раз ещё вернёмся к ним. Среди всех я выделю одно «милосердие».

А что значит для вас милосердие? Напишите небольшое эссе.

-Зачитайте, что у вас получилось.

Благодарю, это ваше мнение.

А теперь найдите толкование слова «милосердие» в словаре Ожегова. (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Кого мы называем милосердным человеком? Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

— Какие дела свершает милосердный человек?

Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.

- Как  вы думаете,  почему сегодняшний урок мы начали со слова «милосердие»?

— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)

Тема нашего урока притча «Милосердный самарянин».  

Все ли слова понятны? Напомните,  что такое притча?

  • Короткий рассказ.
  • Имеет скрытый поучительный смысл, научит также находить решение проблем.

Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.

 2. Решение учебной задачи

(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем АУДИОЗАПИСЬ  Словарная работа.)

Предположите, о ком пойдёт речь?

Кого  называют самарянином?

Кто он? Откуда?

 

Перед прочтением притчи обратимся к словам для справок.(на слайде)

Самарянин — житель Самарии, центральной области Палестины, граничившей с Галилеей и Иудеей. Между жителями Иудеи и Самарии была большая неприязнь, часто доходившая до откровенной вражды. Само название «самарянин» считалось у иудеев едва ли не бранным словом.

Священник и левит — служители Иерусалимского храма

Законник - это книжник, знаток законов.

Гостиница – постоялый двор

Иерусалим – столица Израиля

Иерихон – древний город в Палестине

Иудей - еврей

— Ваши впечатления от услышанного?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)

— Какой вопрос был задан Христу?

— Как ответил Христос?

— Кто шел по той же дороге?

— Что сделал каждый из них?

— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?

— Что означает выражение помощь ближнему?

Прочитайте притчу и подумайте, что вас потрясло? Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировало вас?

К вашим эмоциям, взглядам,  суждениям мы сегодня будем возвращаться не раз.

Работу над  содержанием притчи построим, используя приём «6 шляп».

Каждая группа анализирует содержание в зависимости от цвета шляпы.

Если в процессе работы возникнет затруднение, я всегда рядом, всегда приду на помощь.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d5f/000502e6-40a40de0/img22.jpg

Презентация каждой из групп

(Каждая из групп выбирает представителя, который представляет результат  работы)

Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.

— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?

Просмотр видеоролика

Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его главные герои?

- Ребята, сегодня это не просто урок литературы в 4 классе. На мой взгляд это урок жизни, урок самопознания. Может случиться в жизни и так, что на пути кого-то из нас окажется человек, нуждающийся в нашей помощи. Это может быть человек другой национальности, других убеждений, других обычаев. Для милосердия, жалости и сострадания нет никаких различий между людьми. Вы оказали милосердие одному человеку, а добро может вернуться к вам из других рук, но вернётся непременно. Через милосердие мы и находим себе ближних.

- Перед каждым из вас лежит бумажное сердечко, напишите по одному слову , которое для вас наиболее значимо, когда речь заходит о милосердии. Подарите гостям.

Домашнее задание

по выбору:

  1. Найти притчу о милосердии.
  2. Придумать рекламу по теме «Спешите делать добро!»
  3. Составить памятку «Жизненных правил»

Сигнатура проблемы:

  Имя события проблемы:        BlueScreen

  Версия ОС:        6.0.6002.2.2.0.768.3

  Код языка:        1049

Дополнительные сведения об этой проблеме:

  BCCode:        1000008e

  BCP1:        C0000005

  BCP2:        848F5010

  BCP3:        824F7A74

  BCP4:        00000000

  OS Version:        6_0_6002

  Service Pack:        2_0

  Product:        768_1

Файлы, содержащие сведения об этой проблеме:

  C:\Windows\Minidump\Mini092718-03.dmp

  C:\Users\Владимир\AppData\Local\Temp\WER-49998-0.sysdata.xml

  C:\Users\Владимир\AppData\Local\Temp\WER9A6A.tmp.version.txt

Прочтите заявление о конфиденциальности:

  http://go.microsoft.com/fwlink/?linkid=50163&clcid=0x0419

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...