Конспект урока по литературному чтению, 4 класс, УМК "Перспектива" "Притча о милосердном самарянине"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема: Притча «Милосердный самарянин»
Предмет: литературное чтение
Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.
Технология: РКМ
Цели: познакомить с притчей «Милосердный самарянин», учить анализировать характер и поступки героев, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств, формировать понимание термина милосердие, развивать речь, мышление , коммуникативные навыки общения.
Планируемые результаты
Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,
Метапредметные:
регулятивные: понимание учебной задачи урока стремиться к ее выполнению; осуществление самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;
познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;
коммуникативные: формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные: осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 220.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 11 Класс 4 Д Дата: 26.09.18
Тема: Притча «Милосердный самарянин»
Предмет: литературное чтение
Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.
Технология: РКМ
Цели: познакомить с притчей «Милосердный самарянин», учить анализировать характер и поступки героев, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств, формировать понимание термина милосердие, развивать речь, мышление , коммуникативные навыки общения.
Планируемые результаты
Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,
Метапредметные:
регулятивные: понимание учебной задачи урока стремиться к ее выполнению; осуществление самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;
познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;
коммуникативные: формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные: осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Ход урока
- Организационный момент
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, сосредоточьтесь и приступим к работе.
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая!
Какое сердце не дрожит
Тебя благословляя? В. Жуковский
— Прочитайте медленно жужжащим способом.
— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.
— Прочитайте выразительно.
III. Работа по теме урока
1. Постановка учебной задачи
(Вступительная беседа.)
— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?
— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?
На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:
9 мая – День Победы.
12 мая - Международный День сестры милосердия.
1 июня - Международный день защиты детей..
1 октября - День пожилых людей..
3 декабря - Международный День инвалидов.
- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.
Выразите одним существительным то, с чем ассоциируются эти дни.
Почему именно эти слова возникли?
Спасибо, вы назвали очень много добрых, хороших слов. Мы не один раз ещё вернёмся к ним. Среди всех я выделю одно «милосердие».
А что значит для вас милосердие? Напишите небольшое эссе.
-Зачитайте, что у вас получилось.
Благодарю, это ваше мнение.
А теперь найдите толкование слова «милосердие» в словаре Ожегова. (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Кого мы называем милосердным человеком? Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.
— Какие дела свершает милосердный человек?
Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.
- Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начали со слова «милосердие»?
— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)
Тема нашего урока притча «Милосердный самарянин».
Все ли слова понятны? Напомните, что такое притча?
- Короткий рассказ.
- Имеет скрытый поучительный смысл, научит также находить решение проблем.
Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.
2. Решение учебной задачи
(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем АУДИОЗАПИСЬ Словарная работа.)
Предположите, о ком пойдёт речь?
Кого называют самарянином?
Кто он? Откуда?
Перед прочтением притчи обратимся к словам для справок.(на слайде)
Самарянин — житель Самарии, центральной области Палестины, граничившей с Галилеей и Иудеей. Между жителями Иудеи и Самарии была большая неприязнь, часто доходившая до откровенной вражды. Само название «самарянин» считалось у иудеев едва ли не бранным словом.
Священник и левит — служители Иерусалимского храма
Законник - это книжник, знаток законов.
Гостиница – постоялый двор
Иерусалим – столица Израиля
Иерихон – древний город в Палестине
Иудей - еврей
— Ваши впечатления от услышанного?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)
— Какой вопрос был задан Христу?
— Как ответил Христос?
— Кто шел по той же дороге?
— Что сделал каждый из них?
— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?
— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?
— Что означает выражение помощь ближнему?
Прочитайте притчу и подумайте, что вас потрясло? Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировало вас?
К вашим эмоциям, взглядам, суждениям мы сегодня будем возвращаться не раз.
Работу над содержанием притчи построим, используя приём «6 шляп».
Каждая группа анализирует содержание в зависимости от цвета шляпы.
Если в процессе работы возникнет затруднение, я всегда рядом, всегда приду на помощь.
Презентация каждой из групп
(Каждая из групп выбирает представителя, который представляет результат работы)
Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.
— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?
Просмотр видеоролика
Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Кто его главные герои?
- Ребята, сегодня это не просто урок литературы в 4 классе. На мой взгляд это урок жизни, урок самопознания. Может случиться в жизни и так, что на пути кого-то из нас окажется человек, нуждающийся в нашей помощи. Это может быть человек другой национальности, других убеждений, других обычаев. Для милосердия, жалости и сострадания нет никаких различий между людьми. Вы оказали милосердие одному человеку, а добро может вернуться к вам из других рук, но вернётся непременно. Через милосердие мы и находим себе ближних.
- Перед каждым из вас лежит бумажное сердечко, напишите по одному слову , которое для вас наиболее значимо, когда речь заходит о милосердии. Подарите гостям.
Домашнее задание
по выбору:
- Найти притчу о милосердии.
- Придумать рекламу по теме «Спешите делать добро!»
- Составить памятку «Жизненных правил»
Сигнатура проблемы:
Имя события проблемы: BlueScreen
Версия ОС: 6.0.6002.2.2.0.768.3
Код языка: 1049
Дополнительные сведения об этой проблеме:
BCCode: 1000008e
BCP1: C0000005
BCP2: 848F5010
BCP3: 824F7A74
BCP4: 00000000
OS Version: 6_0_6002
Service Pack: 2_0
Product: 768_1
Файлы, содержащие сведения об этой проблеме:
C:\Windows\Minidump\Mini092718-03.dmp
C:\Users\Владимир\AppData\Local\Temp\WER-49998-0.sysdata.xml
C:\Users\Владимир\AppData\Local\Temp\WER9A6A.tmp.version.txt
Прочтите заявление о конфиденциальности:
http://go.microsoft.com/fwlink/?linkid=50163&clcid=0x0419
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...