"Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_tekst_byliny_iliny_tri_poezdochki.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.
Тема: Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
Ход урока
I. Организационный момент
И. Проверка домашнего задания
- Какие отрывки из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили?
(Выразительное чтение наизусть.)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
- Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (вышними, или старинами).
- Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.) Прочитайте название былины нас. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 13—15, предположите, о чем это произведение.
IV. Работа по теме урока
(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.)
- Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
- Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
- Какие слова и выражения вам были непонятны?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
- Как необходимо читать текст былины? Какой темп мы выберем?
Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков. (Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)
— Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите. (Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
— Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былинах. Что такое былина? (Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.)
— Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)
— Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17-19 учебника, найти объяснение незнакомых слов. Выполнить иллюстрации.
Материал для учителя Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х гг.
Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год автор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке. В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова — предпринимателя и мецената.
В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Сначала В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь показан со спины сбоку, так, что лица не видно.
Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает усталость, но и решимость.
На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклоненное вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его Правого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.
Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как приму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стерты.
Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Бонн истая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные ПО округе камни мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежащие на земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что Нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"
Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК "Школа России"...
Ильины три поездочки.
Цель: продолжить ознакомление с летописями и былинами.Задачи:дать представление о былинных богатырях;показать связь литературы и живописи;расширять кругозор учащихся;развивать устную речь и познавател...
Презентация к уроку литературного чтения "Ильины три поездочки", 4 класс
Презентация к уроку литературного чтения "Ильины три поездочки", 4 класс, 26 слайдов с иллюстрациями...
4 класс тест "Ильины три поездочки"
4 класс тест "Ильины три поездочки"...
Урок литературного чтения в 4 классе "Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина "Ильины три поездочки""
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Урок освоения нового материала. Педагогические задачи: мотивировать учащихся на прочтение былин, пробудить интерес к истории своей страны, расширить пре...
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.
Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...
Урок литературного чтения по теме "Былина Ильины три поездочки"
ТКУ литературное чтение...