Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа в группах, характеристика героя | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с былинами, как жанром устного народного творчества. Учить отличать былину от других жанров по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин. Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания. Работа в группах: I группа- выразительное чтение последнего отрывка летописи. II группа- Синквейн «Князь Олег».
III. Постановка цели. Актуализация знаний.
Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ – герои былин.
Мы приступаем к изучению былин. Рассмотреть картину. Как она называется? Кто её автор? Если к удвоенному числу гномов из знакомой сказки прибавить количество богатырей, то получите число, потраченное художником на написание картины (17).
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро - монгол).
Что означает слово былина? (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
- Какие былины читали мы с вами в прошлом году? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
- О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по картинам В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье».
2. Чтение учителем былины. Как называется такое вступление в былине? (Зачин).
3. Работа над лексическим значением слов.
СИЕ – это. КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.
СМЕТА – богатство. Сажень -2,134м (3 аршина).
Облатынивать – обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК – головной убор. ВОРОНОВЫЕ – чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.
АМБАР – сарай.
- Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).
V. Физминутка.
Дружно встали раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
2. Характеристика героя.
Выборочное чтение.
Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?
Как он рассуждает на перепутье у камня?
О каких чертах характера это говорит?
(Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
VII. Итог урока.
- Что такое былина?
Домашнее задание:
Дифференцированно: выразительное чтение с.12-18 (Для всех учащихся)
I группа: иллюстрирование былины.
II группа: составить синквейн «Богатырь Илья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....
путешествие по жанрам устного народного творчества
Это мероприятие проводилось в 1-2 классах....
Урок литературного чтения "Богатырская сказка - жанр устного народного творчества"
Урок литературного чтения для обучающихся 2 класса. Можно использовать как учебное занятие, так и внеклассное мероприятие по предмету....