"А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»" №2
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные:формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя карточки, аудиоприложение к учебнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.

Тема: А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные:формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя карточки, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый — кленовый.

В. Авдиенко

— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).

— Как бы вы его озаглавили? Почему?

— Определите тему и цели урока.

III. Проверка домашнего задания

— Прочитайте стихотворение «Няне» наизусть.

— Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Чтение и анализ стихотворения «Туча»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)

— Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?

— Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корыстолюбивый, страстно желающий чего-нибудь.)

- Подберите синоним к слову «унылый». (Грустный, печальный.)

- Подберите антоним к слову «ликующий». (Унылый, тоскливый.)

- Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.

- Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

- Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

2. Чтение и анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!..»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)

- Объясните значение слов и выражений: «багрец», «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».

- Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».

- Подберите антонимы к словам «свежее (дыхание)», «седая (зима)».

(Затем учащиеся работают по вопросам 1, 2 на с. 68 учебника. После чего выразительно читают стихотворение.)

3. Работа с репродукциями картин

- Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон» на с. 69 учебника.

- Как художники изображают осеннюю пору? Составьте рассказ и запишите его план в тетрадь.

В. Поленов на картине «Золотая осень» изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.

Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья, и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

Знаменитое полотно И. Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 г. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон... Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, м и два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздyxe плывет вдоль берега и исчезает где-то в отдалении сладкозвучный игре звон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.

- Подумайте, как удалось художникам передать свое отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

- Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше всего понравилось?

- Осень - любимое время года Пушкина. А любите ли его вы? За что?

Домашнее задание

Выучить любое стихотворение. По желанию: проиллюстрировать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин стихотворение "Унылая пора! Очей очарованье!"

презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова)...

праздник "Унылая пора! Очей очарованье..."

Праздник Осени для 1-2 классов с использованием межпредметных связей (стихов об осени русских поэтов, народных примет, загадок). Гости на празднике - Осень и осеннние месяцы....

Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."

В проект «Унылая пора, очей очарованья…»  раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...

Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!»

Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!» УМК Гармония. Урок-путешествие...

Интегрированный урок во 2 классе по теме: «Унылая пора! Очей очарованье!». Осень в поэзии, музыке, живописи.

          Через музыку, пейзажную живопись, поэзию  почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров искусства...

"А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»" №1

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по ...

А. С. Пушкин "Унылая пора!.... Очей очарованье"

Сравнительная характеристика к произведению А. С. Пушкина "Унылая пора!... Очей очарованье"...